Кино о любви царя и балерины наконец-то вышло на экраны.
Кино о любви царя и балерины наконец-то вышло на экраны.

Сегодня по всей России вышла в прокат «Матильда» — самая обсуждаемая картина года. Мы, конечно, пошли в кино — и взяли с собой историка и балерину. Они-то лучше нас понимают, что происходит на экране. Звали и представителей церкви, но те, что ожидаемо, отказались.


Наши герои нашли в фильме немало забавных «ляпов», но в целом остались довольны — говорят, картина получилась красивой и доброй, актёры играют убедительно, а Николай II показан самым скромным из всех героев.


Внимание, в тексте ниже могут быть спойлеры!


Мнение хранителя Музея истории Екатеринбурга Сергея Скробова


Историку Сергею Скробову понравился фильм, хотя в нём много неточностей.
Историку Сергею Скробову понравился фильм, хотя в нём много неточностей.

Первая же сцена в фильме, где Матильда убегает по коридорам храма от преследующего её офицера, просто не могла быть. В церквях никогда не бегали и тем более не кричали. Очень много несоответствий именно в плане этикета. Женщины не могли диктовать какие-то условия представителям высшего сословия, мужчинам из рода Романовых, а тем более — наследнику престола. А Матильда это постоянно делает в фильме.


В сцене, когда Матильда и Николай просыпаются утром в одной постели, а в комнату заглядывает мать Николая — императрица Мария Фёдоровна, балерина укрывается горностаевой накидкой, но это тоже невозможно. Горностаевая накидка — это символ царской власти, её доставали только в торжественные моменты, по большим праздникам, цесаревич не мог укрываться ей. Кроме того, императрица не могла возить императора на инвалидной коляске сама, тем более в присутствии приближённых. Этикет этого не позволял, это делала прислуга.


Костюмы и интерьеры хорошо сделаны. Конечно, используются современные материалы, без них никуда. Но иногда это смешно смотрится. Например, в одном из кадров Николай II появляется в кожаной куртке, которые в те времена носили только лётчики и бедные студенты. А вот работа декораторов отличная, очень мало неточностей, всё восстановлено досконально, даже до расстановки предметов.


Странная сцена с нападением на Николая графа Воронцова, которого играет Данила Козловский. Он кричит, что хотел бы убить наследника, но известен только один случай покушения на Николая II, это было в Японии. Других не было, так что это явно выдуманная сцена. Да и вообще разборки ухажёров Матильды, среди которых граф Воронцов и великий князь Андрей Владимирович, напоминает историю из 90-х годов, бандитские тёрки какие-то со взрывами и драками.


Разборки ухажёров Матильды напоминают бандитские 90-е.
Разборки ухажёров Матильды напоминают бандитские 90-е.


В фильме все зовут цесаревича «Ники» — так было и на самом деле. В семье его так называли. Как его звала Матильда — я не знаю, но вполне возможно, что так же.


История с развязанной частью костюма и обнажённой грудью — выдумка (в фильме на сцене у Матильды обнажается грудь из-за того, что соперница незаметно развязывает ей корсет, но балерина продолжает танцевать, не поправив платья. — Прим. ред.). Такого не могло быть, её бы очень сильно оштрафовали и отстранили от выступлений. В то время в императорском балете действовала система штрафов, всё было очень строго, а в кино ей всё сходит с рук.


Эпизод с крушением поезда — очень эффектный. Там почти всё правда. Исторический факт в том, что Александр поднял крышу вагона и помог выбраться из-под завалов жене и детям. Вот только в фильме поезд врезался в телегу с лошадью, которая оказалась на путях, а на самом деле катастрофа произошла из-за сломанных путей. В любом случае, сцена получилась очень эффектная. Кстати, здесь есть уральский след. Управляющий Обществом Юго-Западных железных дорог Сергей Витте проверял дорогу, заметил, что пути в плохом состоянии и написал об этом срочное сообщение. Никто на это не обратил внимание, а в итоге именно там произошла трагедия. Когда стали разбираться, оказалось, что он был единственным, кто предупреждал об этом. По прошествии нескольких лет Николай II назначил его премьер-министром России, а потом он бывал в Екатеринбурге, руководил здесь строительством железной дороги и даже стал почётным жителем Екатеринбурга.


Эпизод с крушением поезда снят правдоподобно.
Эпизод с крушением поезда снят правдоподобно.


Есть и другие связи с нашим городом. Например, история о том, что Матильда прячет письма от Николая в музыкальную шкатулку. На самом деле в то время этой шкатулки у неё не было, ей подарил её только через 10 лет после этих событий уральский заводчик Станислав Поклевский-Козелл (мы рассказывали об их отношениях. — Прим. ред.). Очень приятно, что, по версии кинодеятелей, Матильда хранит письма от Николая в шкатулке, подаренной уральцем. Такого не было, конечно, но это приятный ляп.


А в одном из последних кадров, во время коронации Николая II, мы видим ряд фрейлин и офицеров. Согласно историческим документам, на этой коронации среди них была Ольга Михайловна Весёлкина. В 1924 году её сослали в Свердловск, она здесь сначала работала прислугой, но, так как она знала восемь языков, её взяли в УПИ, а позже она основала там кафедру иностранных языков.


Где-то здесь должна быть и Ольга Михайловна Весёлкина, которая основала в УПИ кафедру иностранных языков.
Где-то здесь должна быть и Ольга Михайловна Весёлкина, которая основала в УПИ кафедру иностранных языков.


Больше всего меня восхитило, что часть съёмок проходила в императорском дворце, который сейчас реставрируют. Это первый художественный фильм, снятый в отреставрированном дворце. Для съёмок восстановили и привели в порядок часть залов, а одну сцену снимали даже в окружении строительных лесов и стен, затянутых тканью. На самом деле, там ещё идёт реставрация, но в фильме обыграли это так, как будто готовят комнату для супруги Николая II. Это исторические кадры, через несколько лет они будут очень ценные для музейщиков.


Единственные спецэффекты — это фейерверк во время коронации Николая II, в те времена они уже были, но, конечно, не такие эффектные. На съёмках же использовали современные салюты для пущей красочности.


Где у сценариста были белые пятна и нужно было что-то эффектное, он придумывал из головы, это видно. В конце фильма Николай II идёт по Ходынскому полю, на котором погибли тысячи человек в давке во время коронации царя. Это впечатляющий момент, но на самом деле такого не было — царю доложили о погибших, он принял эту информацию, распорядился помочь семьям погибших, а потом поехал на приём к консулу, но на само поле он не заезжал.


«Разборки ухажёров Матильды похожи на тёрки бандитов в 90-х»: смотрим кино с историком и балериной


Елена Трубецкова наслаждалась музыкой и танцами в кино, хотя их было немного.
Елена Трубецкова наслаждалась музыкой и танцами в кино, хотя их было немного.

Мнение балерины Екатеринбургского театра оперы и балета Елены Трубецковой (Грозных)


Фильм мне понравился, шикарная музыка, которая создаёт настроение того времени. Всё, что касается балета, снято достаточно правдоподобно. На самом деле, бывают такие козни между балеринами, как показано в фильме, когда одна другой незаметно развязывает корсет перед выходом на сцену. Знаю, что в Большом театре бывают подобные конфликты. Но в нашем театре такого нет, да у нас есть соперничество, но оно в рамках приличий, только на профессиональной основе. Делать какие-то пакости никто не будет. Но у нас же нет борьбы за роль невесты в танце на коронации императора! (смеётся)


Они танцуют на современных пуантах, но это нормально, я считаю, ведь сейчас таких, как были в те времена, и не найти. Раньше пуанты делали из ткани и клея, а сейчас есть пластиковые вставки. Современных балерин даже не заставить встать на те древние пуанты, они просто не смогут на них танцевать. В остальном костюмеры постарались воссоздать атмосферу балета того времени. Опущенные пачки, трико со швом — всё точно такое же, как на картинках в учебнике по истории балета и на репродукциях того времени. Причёски тоже один в один.


Финальный танец балерины исполняют в костюмах, на которые нашиты светодиоды. Это, конечно, было очень натянуто. В светодиодах в те времена вряд ли танцевали. Может быть, они пытались сымитировать сияние бриллиантов. Ведущие балерины выступали в большом количестве украшений — это правда.


На пачки балеринам зачем-то нашили светодиоды.
На пачки балеринам зачем-то нашили светодиоды.


В фильме многие балерины довольно фигуристы — с большой грудью и бёдрами. Сейчас это кажется диким, а тогда были такие стандарты красоты. Это сейчас все балерины длинные и худые, а в то время они были очень пухленькие, в формах, у них были грудь и попа. При этом технически они были очень подкованы, ноги были крепкие, крутили фуэте.


32 фуэте — это очень технически сложный элемент, Матильда Кшесинская на самом деле была одна из первых в мире, кто мог его выполнить. Сейчас это обычный элемент школьной программы для балерин, все ведущие танцовщицы умеют их крутить. Высший пилотаж — это выполнить их на одном месте, никуда не сдвигаясь. Сейчас делают и более сложные элементы, но в то время это было большим достижением.


В одном из кадров после тренировки Матильда показывает пуанты, пропитанные кровью. Ноги на самом деле стираются в кровь, это правда. У меня в детстве тоже были кровавые пуанты, если честно. Пальцы стирались, хоть их и заклеивали. Потом кожа грубеет, как руки у слесаря, но всё равно бывают мозоли.


Балерины в фильме пухленькие, как и было в то время.
Балерины в фильме пухленькие, как и было в то время.


В сценах, когда Матильда танцует на сцене, в том числе те самые 32 фуэте, это, конечно, не актриса, а дублёр — настоящая балерина. Причём оператор красиво это снимает — ноги крупным планом, не показывает лицо, вставляет кадры со спины. За короткий срок так танцевать не научишься, это вырабатывается годами. Если бы актриса крутила фуэте — это был бы провал!


Сама актриса очень старается показать балетную выправку, она отлично сыграла. Балетную выправку очень сложно показать — это расправленные плечи, вытянутая шея, прямая спина, но она сумела. Хотя мне всё равно было заметно, когда она выбегает на сцену, что она не занималась балетом с детства — руки держит немножко не так. Но актриса всё равно молодец, я не представляю, сколько времени она потратила на тренировки!


Императрица не могла сама возить царя на инвалидной коляске, этого не позволял этикет.
Императрица не могла сама возить царя на инвалидной коляске, этого не позволял этикет.


Напомним, сегодня мы собираем хронику первого дня проката «Матильды». Простые екатеринбуржцы тоже высказывают свои мнения, и они очень разные.