Молодые учителя признались, что в сегодняшних старшеклассниках узнают себя.
Молодые учителя признались, что в сегодняшних старшеклассниках узнают себя.

В Екатеринбурге учителя, которые совсем недавно пришли работать в школу, борются за звание лучшего молодого педагога. В конкурсе принимали участие больше 20 человек, но отбор прошли только 11.


Жюри из старших коллег подготовило для ребят много заданий, одно из которых – эссе, где их попросили порассуждать на тему "Чему я должен научить школьников сегодня, чтобы они стали успешными завтра?" Мы отобрали отрывки из девяти, на наш взгляд, самых интересных работ, в которых начинающие учителя ищут ответ, чему они должны научить ребёнка, кроме своего предмета.


Учитель физкультуры 19-й школы Денис Бессарабов, 24 года


Этот вопрос, как мне кажется, стоит перед каждым педагогом, независимо от его возраста и стажа работы. Потому что ответ на этот вопрос определяет содержание всех проводимых уроков, и в конечном счёте определяет и успешность деятельности самого учителя.


Для меня, молодого учителя, найти ответ на этот вопрос представляется особенно важным, потому что правильно найденный ответ даст возможность мне состояться в профессии, понимать полезность и смысл моего труда.


Возможно, мне будет несложно ответить на поставленный вопрос, потому что я ещё сам не так давно ушёл "со школьного двора", и мне ещё снится порой моё школьное детство. Иногда я даже узнаю в старшеклассниках себя. Но вместе с тем я уже имею опыт работы в школе, пусть и небольшой, но, как мне кажется, вполне удачный.


"Именно на уроках физической культуры мы учим детей конкретно ставить цели", – говорит молодой физрук.
"Именно на уроках физической культуры мы учим детей конкретно ставить цели", – говорит молодой физрук.


Быть успешным завтра – вот в чём загадка. Потому что никто не может знать точно, а что же будет остро востребованным завтра или послезавтра, в дальнейшей жизни. В разные жизненные периоды востребованы были то "лирики", то "физики", приоритетным был курс то на гуманизацию и развитие творческих способностей, то на развитие технической направленности и инженерного мышления.


Я думаю, что при любом направлении развития страны, общества, человека главным для создания успешности будет здоровье и физическое совершенство. Поэтому моя задача как учителя в развитии успешности учеников состоит в том, чтобы создать комфортную среду (условия) для раскрытия тех качеств личности, которые и помогут её в дальнейшем достичь.


И именно тот предмет, который я преподаю, физическая культура, как никакой другой, создаёт условия и развивает личностные качества для достижения будущей успешности. Хотя в школьном сообществе до сих пор бытует негласное мнение, что физическая культура – предмет второго, или даже третьего, плана, "сила есть – ума не надо". Готов с этим поспорить. Самая большая проблема на пути к успеху – отсутствие целей или их размытый характер. А именно на уроках физической культуры мы учим детей конкретно ставить цели – при выполнении различных упражнений, для развития каких-либо двигательных или силовых качеств. Для достижения успеха нужно много трудиться. Успех не свалится на голову. Его невозможно достичь, лёжа на диване.


Учитель истории и обществознания школы № 84 Мария Зорина, 31 год


Успешен ты или нет? Каждый решает сам. Для меня успешность человека – это прежде всего его собственное ощущение себя в этом мире. Невозможно однозначно утверждать, что один человек успешнее остальных. Если ориентироваться только на общественное мнение – "быстрее, выше, сильнее", то по-настоящему успешными в мире будет лишь небольшое количество людей. Важнее всего – внутренняя уверенность в своей успешности.


Моя задача как педагога – помочь сформировать внутреннее убеждение школьников в своей успешности. Это убеждение в том, что успех не определяется социальным статусом и финансовым успехом, а лишь тем, как человек относится к результатам своей деятельности. Успешным может быть и пекарь, и банкир, и химик-биолог. Главное, чтобы результат деятельности человека оценивался им самим как ситуация успеха. Именно это сделает наших современных школьников успешными в будущем.


Учитель физкультуры школы № 24 Александра Коурова, 26 лет


Ещё в школе я поняла, что физкультура – это не только быстро бегать и дальше всех прыгать, это закалка характера, это сила, энергия, дисциплина, красота, здоровье. Это особое состояние души. У учителя физической культуры есть оружие особой силы, способное преобразить "гадких утят" в "прекрасных лебедей", – это возможность более свободного и непосредственного общения с детьми, которое при разумном подходе может быть направлено на благоприятное развитие эмоционального климата, общественного мнения, статуса личности, самооценки.


Я думаю, никто не посмеет оспорить тот факт, что никому не понадобятся суффиксы, интегралы, материки, атомы – важные, но сложные понятия, если у них недостаёт здоровья. Именно здоровье – это составляющая не только физическая, но и духовная. Дети бегут с огромной радостью ко мне на урок не потому, что не нужно много писать, а потому, что мои уроки интересные и реально полезные.


"Никому не понадобятся суффиксы, интегралы, материки, атомы – важные, но сложные понятия, если у них недостаёт здоровья", – говорит Анастасия Коурова.
"Никому не понадобятся суффиксы, интегралы, материки, атомы – важные, но сложные понятия, если у них недостаёт здоровья", – говорит Анастасия Коурова.


Если вы хотите, чтобы воспитанники стали успешными завтра, необходимо планировать, действовать и верить в успех, необходимо быть примером, а значит, иметь самому активную жизненную позицию, принимать активное участие в конкурсах разного уровня и быть лидером везде. Учитель должен любить свой труд, и результат принесёт удовольствие. Надо помнить, что дети – достоинство школы. Их успех – это наш успех.


Думаю, что многим ученикам пригодится в жизни то, чему я их стараюсь учить: умению преодолевать трудности, способности радоваться в жизни не только своим, но и чужим успехам, уметь огорчаться, но не отчаиваться.


Мои педагогические рассуждения очень просты, но я твёрдо уверена, что мастерство учителя – не случайная удача, не счастливая находка, а систематический, кропотливый поиск и труд, часто с тревожными раздумьями, открытиями и неудачами.


Учитель английского языка 94-й школы Александра Гущина, 25 лет


Для кого-то успех соотносится с материальной стороной жизни: построением карьеры, достижением определенного уровня заработка. Если мы начнём искать статьи в интернете, как помочь ребёнку стать успешным, среди зарубежных источников, то большинство из них будет из журналов категории Forbes, но разве это является настоящим успехом? Перечисленные в них умения и навыки бесспорно являются важными: умение общаться и договариваться поможет в жизни – мы же живём среди людей, невозможно избежать с ними контактов. А умение ставить цель и достигать её? Часто именно этого не хватает взрослым людям, хотя можно этому научиться с малых лет и использовать как в работе, так и дома. Но успех – это не материальный аспект. "Правильно, успешный человек успешен во всём", – подумаете вы. Но у меня немного иное понимание успеха.


"Успех – это не материальный аспект", – считает Александра Гущина.
"Успех – это не материальный аспект", – считает Александра Гущина.


Самое главное – это человек, индивидуальность, нельзя считать себя успешным, если ты достиг вершин в нелюбимой работе и не развиваешь то, что заложено в тебе природой. Поэтому важна рефлексия, умение осознавать, анализировать, думать, видеть и чувствовать. Поощрение в ребёнке умений выражать своё мнение, свои взгляды, эмоции, видеть возможности и пользоваться ими. Поощрение небольших достижений в том, что ему интересно, поможет в дальнейшем развитии в этом направлении. Обязательно помнить о необходимости взаимодействия с другими людьми, важна игра, групповая форма работы.


Но всё это будет не до конца честным по отношению к детям, если мы сами не будем примером. "Зачем мне это для общего развития? Я никогда не буду этим заниматься". Кто знает, вдруг это станет его интересом, а учитель не помог его увидеть и раскрыть. Поэтому сам учитель тоже должен всем интересоваться, чтобы поддерживать начинания его учеников, чтобы уметь их слушать и слышать, уважать их мнение. Тогда и ученики будут слышать, слушать и видеть друг друга и остальных людей. Они смогут открываться чему-то новому и пускать это в свою жизнь, а это саморазвитие; человек не может постоянно находиться в одном состоянии, необходимо развиваться – это ещё один из важных элементов успеха.


И если человек знает себя, понимает себя и окружающих, знает, что нельзя остановиться в одной точке и не двигаться дальше, готов меняться внутренне и принимать участие во внешних изменениях, может ценить данное ему и развивать это, с прежней детской любознательностью открывать всё новое для себя и быть открытым для этих новых знаний, мира, то этот человек гармоничен, счастлив, а значит, успешный. Потому что самый главный успех – это стать счастливым и оставаться человеком.


Учитель начальных классов лицея № 88 Екатерина Дьяконова, 20 лет


Чему же нужно научить школьников сегодня, чтобы они стали успешными завтра? Наверное, нет ни одного учителя, который бы не ставил перед собой этот вопрос. Ведь любой из нас очень хочет, чтобы каждый его ученик был гармонично развитой личностью.


"Чтобы достичь успеха, необходимо учить ребёнка оценивать свои желания, ставить конкретную цель и добиваться результата", – считает Екатерина Дьяконова.
"Чтобы достичь успеха, необходимо учить ребёнка оценивать свои желания, ставить конкретную цель и добиваться результата", – считает Екатерина Дьяконова.


Роль учителя очень значима в любом государстве и в любое время. Мир, в котором мы живём, постоянно обновляется и развивается. Учителю нужно быть мобильным, идти в ногу со временем, чтобы обучить детей основным наукам, правильному поведению, быть чуткими и внимательными к родным и незнакомым людям, ко всему окружающему. Но быть учителем – это не только обучать своих учеников, а также создавать условия для успешной социализации ребёнка в обществе, находить правильные пути решения в трудной жизненной ситуации, уметь отстаивать свою точку зрения, делать правильный выбор и нести ответственность за этот выбор. Это необходимо для того, чтобы ребёнок мог в дальнейшем чувствовать себя значимым в обществе, а другими словами, быть успешным. Как организовать работу учителя, чтобы сформировать успешную личность?


Чтобы достичь успеха, необходимо учить ребенка оценивать свои желания, ставить конкретную цель и добиваться результата. Из своего опыта работы я уяснила, что для развития чувства ответственности моих учеников в идеальном варианте, необходимо предоставлять право выбора в конкретной ситуации. А развитие невозможно без самостоятельного преодоления трудностей. Поэтому учитель, как никто другой, должен зародить это желание в ученике.


Учитель истории 146-й школы Дмитрий Зенков, 26 лет


За каждое принятое решение человек несёт ответственность, так как оно может касаться не только его, но и окружающих его людей и общества в целом, поэтому дети должны уметь брать на себя ответственность, отвечать за свои поступки, признавать свою вину, если не правы.


После окончания школы выпускники не представляют, что их ждёт впереди, какие трудности могут их подстерегать, что мир на самом деле суров, что не бывает взлётов без падений, неприятностей. Нужно научить вставать 8 раз, если упал 7. Все проблемы решаемы, трудности временны и преодолимы, если привить детям чувство юмора и научить даже в плохом находить хорошее, то им будет проще войти во взрослую жизнь и встретиться с реальностью.


"Нужно научить вставать 8 раз, если упал 7", – такой рецепт успеха от Дмитрия Зенкова.
"Нужно научить вставать 8 раз, если упал 7", – такой рецепт успеха от Дмитрия Зенкова.


Все когда-то учились и, сидя за партой, мечтали о том, чтобы быстрее вырасти, закончить школу, думали, что взрослым легче, а теперь считаем наоборот, поэтому нужно сказать школьникам: "Остановитесь, не торопитесь взрослеть, радуйтесь, уделяйте внимание мелочам, смотрите на мир широко открытыми глазами".


После окончания школы, университета образование не заканчивается, в современных условиях необходимо все время быть конкурентоспособным, постоянно повышать свой уровень знаний, заниматься самообразованием и самосовершенствованием. Ведь незаменимых не бывает, очень важно научить этому детей, показать, что на одно место работы, одну должность может быть много желающих, чем больше они будут знать, чем более уникальными они будут, тем больше у них шансов, что их будущая жизнь сложится успешно.


Если научить детей вышеизложенным вещам сейчас, то они смогут стать не только успешными после окончания школы, смогут подстраиваться к быстро меняющимся условиям, проще воспринимать трудности, но и будут нашей крепкой и надежной опорой в будущем.


Учитель физики и информатики школы № 62 Владимир Кузянов, 26 лет


Этот вопрос не предполагает однозначного ответа, потому что понятие "успех" относительное. Я считаю, что под успешностью можно понимать удачу в личной жизни, умение продуктивно решать ежедневные задачи, ставить и достигать своих целей при минимальных усилиях. Под жизненными задачами может подразумеваться всё что угодно: сделать домашнее задание или защитить проект, построить дом, сдать экзамены.


С одной стороны, учитель никаким образом не должен вмешиваться в личную жизнь школьника. Школьник – это личность, он сам решает, чего будет достигать и какими средствами. С этой точки зрения успеху нельзя научить. С другой стороны, можно и нужно способствовать развитию тех личностных качеств, которые помогут школьнику стать успешным. Именно от этого тезиса я и буду отталкиваться.


"Ученик должен понимать, что ошибаться не страшно, потому что на ошибках учатся", – считает Владимир Кузянов.
"Ученик должен понимать, что ошибаться не страшно, потому что на ошибках учатся", – считает Владимир Кузянов.


Для однозначного ответа на вопрос "как научить школьника быть успешным" надо вдуматься в сам процесс решения жизненных задач. Во-первых, в любой задаче главным является адекватная оценка ресурсов и возможностей. К примеру, не нужно быть высокомерным и безосновательно амбициозным; важно, чтобы чаша весов "хочу" не перевешивала чашу "могу". Я как педагог должен учить осознанному подходу к пониманию возможностей школьника; давать понять, что заложенные природой таланты требуют развития, а приобретение необходимых навыков напрямую зависит от трудолюбия ученика на уроке. Необходимо ставить личные рекорды и не опускать планку личных достижений. Во-вторых, важна личная ответственность, самостоятельность в принятии решения учеником. Для меня как учителя важно сформировать у ученика гибкость мышления: в новых условиях острой конкурентной борьбы надо уметь принимать быстрые ситуативные решения, полагаться на свой личный опыт. Без самостоятельных решений не обойтись, пусть даже они будут ошибочными. Ученик должен понимать, что ошибаться не страшно, потому что на ошибках учатся. В-третьих, при решении жизненных задач честность перед самим собой должна быть превыше всего. Прислушиваться к разным мнениям нужно, но без утраты своего "я".


Итак, по моему мнению, научить ученика быть успешным невозможно, зато можно сформировать необходимые для достижения успешности качества: трудолюбие, самостоятельность и честность.


Учитель начальных классов школы № 61 Елена Мелина, 26 лет


Что делать, чтобы сегодняшний школьник стал успешным завтра? Кто же всё-таки виноват в его неуспеваемости? Много причин. Страх. Страх во всём. Не поймут. Не признают. За ошибки будут ругать. Отсутствие интереса к учёбе. Скука. Некачественная работа и равнодушие учителя. Понижение самооценки. Недостаток самостоятельности. Недостаток ответственности. Чрезмерная перегрузка домашними заданиями. Отвращение к учёбе. Отсутствие стремления высказать свою точку зрения. Нет права на ошибку. Неблагополучная семья, проблема "улиц".


В моём классе таких ребят оказалось достаточно много, и первым моим решением было изменить собственную позицию и позицию детей к школьному обучению. В связи с этим мне пришлось разрабатывать "новые правила игры", находить новые идеи для повышения качества образования класса. Над решением данной проблемы я работала два последующих года. И результатом этой работы стал проект "Отличиться может каждый". Я выделила группы учащихся по способностям и начала работать по этим направлениям, не преследуя при этом цель выделять детей между собой. То есть мне хотелось, чтобы каждый ребёнок попробовал себя в том или ином направлении. Распределяются дети по высоким лидерским, руководящим способностям, по высоким творческим и физическим способностям, по познавательной активности и оригинальности мышления. Для реализации проекта я стала использовать современные технологии индивидуализации и саморазвития личности, а также современные технологии применения критического мышления. В проект также были привлечены учитель-логопед и педагог-психолог. Это те люди, которые оказывают большую помощь и поддержку мне и обучающимся в решении возникающих проблем.


"Достижение хорошего результата возможно только через работу над собой", – говорит Елена Мелина.
"Достижение хорошего результата возможно только через работу над собой", – говорит Елена Мелина.


Какой эффект я получила от проекта? Конечно же, это повышение доверия к себе, школе, это расширение возможностей для самореализации обучающихся и сохранность потенциала детей. Воспитание в атмосфере взаимоуважения, объективной самооценки, обучения в среде, где каждый может проявить свой талант, даёт возможность ребёнку раскрыть свои способности, поделиться своим успехом или опытом. Всё это формирует человека с позитивным отношением к миру, в котором он живёт, и к себе в этом мире.


Любое существенное изменение в школе начинается с принятия ответственности за происходящее. С моей позиции учителя – это внимательное отношение к урокам и к тому, как дети учатся.


В заключение хочу сказать, что каждый человек уникален и обучаем. Выявляя и развивая в ребёнке его индивидуальность, врождённые способности, я как учитель помогаю ему найти себя в нашем современном мире и стать успешным. Но необходимо помнить, что достижение хорошего результата возможно только через работу над собой, уверенность в поставленной цели и веру в свой потенциал!


Учитель начальных классов школы № 143 Дарья Гоголева, 23 года


Чему я должна научить школьников сегодня, чтобы они стали успешными завтра?.. Этот вопрос я задаю себе с того самого дня, как пришла работать в школу. Каждое утро я стараюсь начинать с позитивных мыслей, чтобы, войдя в класс, дети увидели счастливую улыбку, с которой я всегда встречаю их. Я точно знаю, что только счастливый учитель может сделать счастливыми и успешными своих учеников.


"Я точно знаю, что только счастливый учитель может сделать счастливыми и успешными своих учеников", – считает Дарья Гоголева.
"Я точно знаю, что только счастливый учитель может сделать счастливыми и успешными своих учеников", – считает Дарья Гоголева.


Собираясь в школу, я всегда продумываю всё: от одежды, причёски до всех мелочей, потому что знаю, мои ученики замечают во мне всё, каждую деталь, и стараются во многом быть похожими на меня, подражают и копируют… А значит, во многом, какими они становятся, ответственна я, со своей жизненной позицией и эмоциональным настроем. Поэтому создание благоприятных условий развития и образования – залог успешности моих учеников в будущем. В своей повседневной работе я всегда настроена на успех и победу как свою, так и своих подопечных, учитываю, конечно, индивидуальные способности и возможности ребёнка. Создаю для каждого свою программу успешности и стимулирую её выполнение, что, несомненно, повышает учебную мотивацию, стремление победить, реализовать то, что намечено, и не пасовать в случае неудачи, а ставить всё новую и новую цель ближнего действия. Ведь обучаясь, каждый ребёнок не только узнаёт что-то новое, усваивая материал, а он прежде всего переживает свой труд, вкладывая душу, выражает личное отношение к тому, что ему удаётся или не удаётся. И только сопровождающий его успех, даже в мелочах, поддерживает интерес к учению, а значит, моя цель – вдохновить ребёнка на успех в овладении знаниями – правильный путь в моей работе.


В этом учебном году в екатеринбургские школы пришли полсотни молодых учителей. "Новички" будут учить русскому языку и литературе, математике, физике, работать в начальной школе и влюблять детей в физкультуру. Мы попросили молодых учителей ответить на один вопрос – почему они решили работать в школе. Прочитать их ответы, а заодно познакомиться с ними можно здесь.