В Екатеринбурге два повременных тарифа: 30 минут за 28 рублей и 60 минут за 40
В Екатеринбурге два повременных тарифа: 30 минут за 28 рублей и 60 минут за 40

Вчера стало известно, что с 1 февраля в Екатеринбурге для всех заработает повременной тариф. Если сейчас по нему могут ездить только те, кто записался в тестировщики, то в новом году попробовать новинку сможет любой желающий.


Новый тариф несколько месяцев тестировал екатеринбуржец Олег Мохов. Он уже делился впечатлениями о поездках с пересадками, в частности отмечал, что новые Екарты пошли на пользу и фигуре, и мозгам. Сейчас Олег подвёл итоги тестирования тарифа и подробно расписал недочёты, которые стоит исправить. С разрешения автора публикуем колонку, которую он опубликовал на своей страничке в Facebook.


Итак, новость последних дней — повременной тариф будут запускать с февраля. Хочу как тестировщик этой системы высказаться обо всех плюсах и минусах реализации. Тем более что мнение нас, тестировщиков, не особо-то и интересовало внедряющих эту систему.


Ну для начала. Суть UX тестирования — это проверить гипотезу. Здесь было именно UX тестирование, так как отрабатывали пользовательский сценарий «Проезд на транспорте с пересадкой в течение 30 минут». Но какую гипотезу проверяли? Что Екарта может работать с повременным тарифом — ерунда какая-то. Что они правильно выбрали тарифы 30/60 минут и людям удобно пользоваться — точно нет, потому что ни у кого не спросили в итоге. Вводить будут точно так же, как было в эксперименте — 30 минут за 28 рублей, 60 минут за 40. Это несмотря на то, что в результате тестирования большинство людей отказалось от тарифа в 60 минут, так как неоправданно дорого. В этом, я считаю, одна из ключевых ошибок тестирования — фидбек не особо-то и собирали. Собрали лишь статистику, которая при минимальном владении навыком аналитики доказывает, что нужен второй эксперимент с 45 и 90 минутами.


«Тарифы «забиваются в карту гвоздями», то есть выбираются в момент пополнения денег»
«Тарифы «забиваются в карту гвоздями», то есть выбираются в момент пополнения денег»


Вторая ключевая ошибка — это то, что повременной тариф бинарен. Он либо работает, либо нет. То есть если я еду в трамвае, то спокойно плачу Екартой с повременным тарифом. А если еду в метро, то покупаю жетон или должен носить отдельную Екарту. Просто оплатить поездку за 28 рублей этой же Екартой я не могу. Но допустим да, это тестирование, и в реализации всё будет ок. Например, внедрят для работы везде. Но нет, запускают везде, кроме метро, и описанную проблему явно фиксить не собираются.


Третья ошибка — это ценообразование и потенциальные потребители. Во всей цивилизованной Европе действует правило: чем больше ездишь — тем меньше платишь. Эта же политика действует в Москве и Санкт-Петербурге. Но не у нас. Поэтому совершенно непонятно, кого хотят пересадить на пересадочный тариф? У тех, кто ездит часто, есть либо проездной (кстати, самый дорогой проездной в России, даже в Москве дешевле). И этот проездной будет стоить дешевле, чем поездки по 28 рублей с пересадкой. У тех, кто ездит редко, имеются деньги. И кого они хотят пересадить на тариф 30 минут, который стоит как одна поездка? Энтузиастов типа меня? Так я уже пересел и даже квест — найти офис, отстоять очередь, узнать, что стоял не в ту очередь, найти, где пополнить, пополнить, поехать — прошёл. Хуже попытки ответить на вопрос про тариф в 30 минут будет только попытка ответить на вопрос про 60 минут и ради кого создавался этот тариф.


Четвёртое — это то, что тарифы «забиваются в карту гвоздями», то есть выбираются в момент пополнения денег. А если я передумал? А если мне сегодня надо 30 минут, а завтра 60? Для таких людей пересадочный тариф не сделан. Правильнее всего было бы так — тариф один. Если едешь меньше 30 минут, то платишь 28 рублей, если больше, то доплачиваешь ещё 12.


«Я совершенно не понимаю функции кондуктора, когда он берёт и отбивает мне билет с 0 рублей»
«Я совершенно не понимаю функции кондуктора, когда он берёт и отбивает мне билет с 0 рублей»


И отдельно ещё несколько замечаний.


Во-первых, это, конечно, организация раздачи карт. Что мешало раздавать их на улице и зачем у нас собирали email'ы и телефоны — загадка. Приходило лишь одно письмо, где все получатели были в копии (привет спамерам) с информацией, что тариф будет работать в муниципальных автобусах.


Во-вторых, виды транспорта, где работает тариф. Когда были трамваи и троллейбусы — было просто. Но потом начался бюрократический ад. Сначала тариф стал работать в МОАПовских автобусах. И всем тестировщикам бесплатно предложили научиться отличать по внешнему виду автобуса, МОАПовский он или нет. И хотя в Екатеринбурге это сделать не сложно, так как практически все автобусы, выглядящие неплохо — это МОАПовские. Вопрос только — зачем? Но дальше организаторы переплюнули самих себя. Они ввели тариф в частных маршрутах… но не всех. И к бесполезному навыку определения МОАПовских автобусов добавился навык запоминания маршрутов, где работает повременной тариф. Кстати, в Екатеринбурге есть чудесные маршруты типа 054 и 54, которые ходят в разные районы и обслуживаются разными организациями.


И последнее. Я совершенно не понимаю функции кондуктора, когда он берёт и отбивает мне билет с 0 рублей. Точно так же я не понимал, на хрена мне отбивать билет, когда у меня проездной. Почему нельзя просто на валидаторе показать, что я имею право пользоваться транспортом и запомнить, черт возьми, что я провалидирован.


Получилось много, но зато хорошо показывает, что нам есть что улучшать. Надеюсь, что этот пост дойдёт до профильных организаций и они сделают выводы.