Игорь Ковпак рассказал, что «Кировский» не должен ни одному банку
Игорь Ковпак рассказал, что «Кировский» не должен ни одному банку

E1.RU продолжает подводить итоги года, общаясь с первыми лицами лидирующих компаний. В первой серии мы говорили про авторынок с собственником ГК «Автобан» Анатолием Бартенёвым.


Сегодня поговорим про рынок продуктового ритейла. Этот год получился архисложным для региональных сетей. К примеру, с рынка ушёл «Пикник», который был заметным игроком (в лучшие времена их было в городе более 30 штук). В июне о полном закрытии сообщил другой известный екатеринбургский ритейлер — сеть супермаркетов «Звёздный». Также постепенно сокращает количество торговых точек и «Семь пятниц».


Федеральные же сети, напротив, активно расширяются и пускают корни в регионе. В июле X5 Retail Group открыла в Косулино распределительный центр. Там же планирует построиться и «Ашан«. Сразу несколько магазинов открыла в Екатеринбурге «Лента».


Что будет дальше с местными сетями, смогут ли они противостоять федералам, чьи годовые обороты уже превышают триллион рублей и как изменится рынок в ближайшие годы — об этом мы поговорили с собственником «Кировского» Игорем Ковпаком.


— У вас в приёмной лежит рейтинг РБК, где есть и «Кировский». По версии издания, в 2016 году ваш оборот был 19 миллиардов.


— Да, я видел этот рейтинг, но мне трудно сказать, где они взяли такие обороты, поскольку мы никаких данных им не давали.


Могу только сказать, что там, судя по всему, учтена только непосредственно торговля. У нас же в разных городах Свердловской области есть ещё несколько цехов по производству продуктов питания, а также мы сдаём в аренду 200 тысяч квадратных метров. Так что на самом деле в 2016 году наш оборот, насколько помню, был 23 миллиарда рублей.


«Кировский» сдаёт в аренду 200 тысяч квадратных метров площадей. К примеру, рядом с первым магазином сети была построена вторая очередь
«Кировский» сдаёт в аренду 200 тысяч квадратных метров площадей. К примеру, рядом с первым магазином сети была построена вторая очередь


— Хорошо. Но каково конкурировать с «Магнитом» и «Пятёрочкой», у которых оборот больше триллиона рублей?


— Да, это сильные и большие компании. Но это не значит, что мы не можем работать на равных на одном рынке.


— Но местные сети уходят. Получается, что федералы выиграли борьбу за рынок Свердловской области.


— Что значит выиграли? Это естественный процесс, когда большие мощные компании двигаются на восток, расширяют свой бизнес. Ничего такого в этом нет. Нормально. Молодцы.


Тут о другом важно сказать. Местным властям надо было думать о том, что у федеральных игроков своя логистика, свои товары, а потому их, как правило, не интересуют местные производители и местные поставщики. В итоге у нас за последние годы закрылась «Алкона», Екатеринбургский виншампанкомбинат, Екатеринбургский мясокомбинат и многие другие местные предприятия. И люди остались без работы.


Было бы неплохо, чтобы владельцы федеральных компаний часть личных налогов, которые они получают в Свердловской области, платили бы в нашем регионе. Сейчас же эти деньги уходят в те регионы, где они зарегистрированы. Я как владелец «Кировского» со всех личных доходов плачу налоги в нашу казну. Так же должны и федералы — отдавать долю от доходов, которые получили в регионе. При желании их можно было бы заставить.


По словам Игоря Ковпака, потребительский спрос снижается третий год подряд. Покупатели продолжают экономить на продуктах
По словам Игоря Ковпака, потребительский спрос снижается третий год подряд. Покупатели продолжают экономить на продуктах


— Вы в этом году сколько открыли новых магазинов?


— Два.


— Это меньше, чем годом ранее?


— Да, меньше. Всё-таки экономическая ситуация сейчас не из простых. Покупательская способность третий год, к сожалению, снижается. Люди ещё больше обращают внимание на цену. Отказываются от дорогостоящих товаров. Поставщики же ищут возможности для удешевления товаров.


— Сколько сейчас магазинов строите?


— Два.


— Вы открыли два магазина, а федералы запускают их десятками.


— Да, это так. А что с этим делать? Открывают — молодцы. Они и нам предлагают сдать им в аренду или продать наш бизнес.


— То есть они вам предлагают полностью продать сеть?


— Да, и в том, и в этом году такие предложения были.


— А вы им что говорите?


— Мы пока хотим работать. Пока. Но никогда не говори «никогда».


— Не исключено, что «Кировский» превратится в «Пятёрочку» или «Магнит»?


— Не обязательно в приведённые тобой компании. Я повторю: никогда не говори «никогда».


— Но какова степень готовности к такой сделке?


— Мы всегда готовы — вопрос цены. Но «Кировскому» в этом году исполнилось 30 лет, и мы по-прежнему работоспособны. Наша компания по-прежнему твёрдо стоит на ногах — мы ни одному банку не должны ни копейки. Мы консервативно развиваемся: сколько денег — столько песен. Сколько заработали — столько и тратим.


Игорь Ковпак признаёт, что федералы предлагают продать бизнес. Но планов продавать «Кировский» в ближайшие годы нет
Игорь Ковпак признаёт, что федералы предлагают продать бизнес. Но планов продавать «Кировский» в ближайшие годы нет


— Я по понятным причинам никогда бизнес не продавал. Расскажите, как поступают предложения об этом?


— Мы получаем письменные предложения.


— С конкретной ценой?


— Нам предлагают обсудить стоимость сделки. Но ещё раз повторю, что наше преимущество в том, что «Кировский» твёрдо стоит на ногах, а потому планов продавать в этом или следующем году у нас нет. Но, кто его знает, как повернётся дальше.


— Наверное, у вас не все магазины прибыльные?


— Оксана, позовите Лёшу Иванова (Ковпак обращается к своему секретарю. — Прим. ред.).


К беседе присоединяется начальник планового отдела Алексей Иванов.


— Лёша, Серёжа спросил меня о том, сколько у нас из 173 магазинов убыточные? Я считаю, что ни одного, поскольку мы сразу убыточные закрываем.


Алексей Иванов: У нас есть два-три магазина.


Начальник планового отдела «Кировского» Алексей Иванов вместе с Игорем Ковпаком составляют списки магазинов-аутсайдеров
Начальник планового отдела «Кировского» Алексей Иванов вместе с Игорем Ковпаком составляют списки магазинов-аутсайдеров


— Мы обычно же делаем десятку худших. Смотрим, какой есть внутренний резерв, чтобы их поднять, раскачать, какие акции провести. Помнишь, в Тагиле раскачивали магазин на Зари. Мы там цены обрушили и в итоге смогли вывести его в плюсовую зону. А есть какие-то точки, которые не смогли вывести из убытков. И тогда мы их просто сдали в аренду. У нас сейчас два-три магазина убыточные?


А. И.: Да, именно так.


— Вот тебе честный ответ. Все остальные рентабельны: убыточных мы на шее не оставляем. Или раскачиваем, или скидываем.


— Через какое время новый магазин должен стать прибыльным?


— Я считаю, что в течение года.


А. И.: Тут многое зависит от магазина. Сразу видно: либо он генерирует убыток, либо сразу даёт прибыль. Бывает, что рядом с давно работающим магазином свои точки открывают конкуренты, из-за этого падают обороты. И мы тогда смотрим, что нам сделать, какие издержки сократить.


— Рядом с вами (речь про главный «Кировский» на Сиреневом бульваре. — Прим. ред.) недавно на месте «Пикника» открылась «Лента». На сколько упали обороты из-за этого?


(обращаясь к Алексею Иванову) Говори честно: сколько процентов потеряли?


А. И.: От пяти до десяти процентов. У нас есть пример, когда конкурент на 40-летия ВЛКСМ открыл магазин крыльцо в крыльцо. Мы там провели ряд мероприятий, и там магазин не только в убыток не ушёл, а стал ещё более прибыльным.


Это Игорь Ковпак показывает, насколько близко к его магазинам открываются конкуренты
Это Игорь Ковпак показывает, насколько близко к его магазинам открываются конкуренты


— А что можно сделать, когда напротив открылся конкурент?


— В первую очередь проверить цену, проверить издержки, сделать какой-то ремонт.


А. И.: У нас есть большое преимущество, что магазины у нас находятся в собственности.


— Почему тогда приходится всё-таки закрывать магазины?


— У нас был пример на Мамина-Сибиряка, где сделали односторонку. И всё. Ничего не сделать. Так что сдали в аренду его.


— Из-за такой конкуренции с федералами вы что-то кардинально изменили в бизнесе?


— Больше стали вкладываться в ремонт и оборудование. Больше стали обращать внимание на графики сотрудников, штатное расписание, издержки. Конечно же, стали и поставщиков активнее давить.


На фото на стене — Игорь Ковпак и его четыре сына
На фото на стене — Игорь Ковпак и его четыре сына


— Вы развиваете интернет-торговлю?


— Мы сами её не развиваем — отдали это направление партнёрам. Там пока незначительные обороты.


— Пока почему-то интернет-торговля продуктами не взлетает.


— Люди пока боятся скоропорт заказывать. Продукты — это риск. Не факт, что довезут при правильном температурном режиме.


— Как вам кажется, что будет через год-два-три с продуктовым ритейлом?


— Мы надеемся, что рынок оживёт, люди станут меньше обращать внимание на цены, будут брать больше качественных и дорогих товаров.