Игорь Мороков обратил внимание, что после скандалов в школе хуже всего детям
Игорь Мороков обратил внимание, что после скандалов в школе хуже всего детям

Уполномоченный по правам ребёнка в Свердловской области прочитал обсуждение на Е1.RU, которое развернулось под статьей "Много шума из ничего": Игорь Мороков выступил в защиту учительницы, забравшей грамоту у школьницы". Детский омбудсмен говорит, что "читательский форум Е1.RU нередко становится источником весьма полезной информации, которая становится поводом для раздумий, а в отдельных случаях – для проведения проверок".


"Вот и предыдущая реплика "Много шума из ничего" стала объектом внимания этого портала и его многочисленных читателей, и это радует в силу следующих причин. Во-первых, несмотря на то, что в этой реплике прозвучали упрёки в адрес российских СМИ, что те иной раз раздувают банальные истории до вселенского пожара, журналисты Е1.RU не побоялись вынести её содержание на свою главную страницу, – пишет Игорь Мороков. – Во-вторых, вновь было интересно ознакомиться с комментариями жителей Свердловской области, хотя в какой-то момент читатели перешли на обсуждение вопросов о нагрузке и заработке учителей".


В этом обсуждении, говорит он, было немало взвешенных и адекватных комментариев. Но наиболее точно, по его мнению, отразила позицию уполномоченного читатель под ником Ромашка_03.


Комментарий, который выделил Игорь Мороков
Комментарий, который выделил Игорь Мороков


Прошлая статья "Много шума из ничего" касалась двух недавних инцидентов с детьми: это отобранная учительницей грамота у школьницы и история с рюкзаком, который вагоновожатая забрала у ребенка, игравшего на трамвайных путях. Обе мамы обратились с жалобами.


"Родителями тех детей был явно утрачен здравый смысл в своём поведении: вместо того чтобы спокойно, без нервов разобраться в кругу взрослых в подоплеке происшествия с ребёнком и найти выход из сложившейся ситуации, одна мама кинулась за "справедливостью" в социальные сети, а другая – в полицию", – говорит свердловский омбудсмен.


Он задается вопросом: разве детям после этих скандалов стало лучше?


"У девочки наверняка осложнились взаимоотношения со сверстниками, потому что родители тех поддерживают в конфликте классного руководителя, да и внутреннее напряжение будет долго присутствовать у неё при общении с педагогом, а психологические последствия такого удалить не очень просто. У мальчика состоится или уже состоялось собеседование с сотрудником полиции, будут "разборки" и в школе, которую втянули в скандал, – почему их второклассники играли на рельсах после занятий? А всё это для второклассника дополнительный стресс", – говорит Игорь Мороков.


На этот комментарий омбудсмен дал развернутый ответ
На этот комментарий омбудсмен дал развернутый ответ


Но поводом для написания новой колонки уполномоченного стало замечание одного из посетителей форума Е1.RU: "Вы уж как-то определитесь, на какой вы стороне?".


Приводим ответ Игоря Морокова:


"Если ответить кратко, то уполномоченный по правам ребёнка всегда на стороне детей, даже тогда, когда кому-то кажется, что он защищает только учителей и вагоновожатых! То, что от уполномоченного регулярно достается образовательным и иным учреждениям за халатность или неправомерные действия их сотрудников, за "управленческий инфантилизм", – это стало нормой, к которой все уже привыкли. А вот когда уполномоченный заступается за школу или учителя – почему-то это становится нонсенсом?!


"В педагогических ошибках могут быть виноваты не только учителя, но и сами родители"
"В педагогических ошибках могут быть виноваты не только учителя, но и сами родители"


Давайте-ка вспомним, сколько сторон участвует в образовательном и воспитательном процессах. Минимум три стороны – педагоги, родители и сами учащиеся!

А поэтому в педагогических ошибках могут быть виноваты не только учителя, но и сами родители. К сожалению, современная действительность показывает, что появилась прослойка родителей, которая готова винить в проблемах только педагогов, именно поэтому сейчас неудивительна ситуация, нарисованная на этой карикатуре.

В международной Конвенции о правах ребёнка есть юридическое понятие, которого пока нет в российском законодательстве, – "наилучшие интересы ребёнка". В российском праве есть права и законные интересы ребёнка, нарушение которых выявляется достаточно просто – это нарушение норм законодательства, как правило, проявляющееся в бездействии или неправомерных действиях каких-либо организаций, должностных лиц или законных представителей ребёнка. С наилучшими интересами сложнее, поскольку их нарушение не всегда явно, и проявляется оно чаще только в средне- и долгосрочной перспективе.

Так вот, рассматривая различные происшествия или иные ситуации с ребёнком, уполномоченный всегда оценивает их не только с позиции защиты и восстановления его прав и законных интересов, но и с целью достижения его наилучших интересов. А понять это иногда бывает очень непросто – что же для ребёнка в конкретной ситуации является наилучшим? Самое сложное происходит в тех случаях, когда выясняется, что препятствует наилучшим интересам ребёнка сам родитель.

Для примера: гиперопека – является ли она нарушением наилучших интересов ребёнка? Вероятно, является, поскольку ребёнок, выросший в условиях гиперопеки, во взрослой жизни становится несамостоятельным и часто эгоистичным человеком, не умеющим брать на себя ответственность за поступки и склонным винить в своих неудачах кого угодно, но только не себя. Между прочим, это очень серьёзная проблема, не зря в российской блогосфере в последние годы обозначили новую родительскую общность, которую язвительно назвали "#яжемать", представители которой готовы ради своего ребёнка не только "горы сворачивать", но и "головы отворачивать".

Именно поэтому уполномоченный по правам ребёнка, всегда действуя в интересах детей, обращает свое внимание на истории с детьми, которые будоражат общество, пытаясь хоть как-то вразумить участников воспитательного процесса ребёнка".