13 декабря пятница
СЕЙЧАС -8°С

«Это была прикольная игра»: кто создавал E1.RU и как он выглядел 20 лет назад

К юбилею самого популярного портала Екатеринбурга его основатели рассказали, с чего он начинался

Поделиться

Создатели E1.RU (слева направо): Анатолий Лебедев, Сергей Герштейн, Алексей Пинженин, Лидия Третьякова и Антон Забанных

Создатели E1.RU (слева направо): Анатолий Лебедев, Сергей Герштейн, Алексей Пинженин, Лидия Третьякова и Антон Забанных

Март 2016 года для E1.RU — юбилейный: нам исполнилось 20 лет. Героями нашего сегодняшнего материала стали люди, которые фактически являются родителями нашего сайта. Одни из них стояли у истоков портала, а другие — создавали прорывные сервисы, сделавшие E1.RU самым популярным региональным порталом России. Сегодня наша аудитория — более полумиллиона человек в сутки. И за это — спасибо его создателям.

Анатолий Лебедев

Основатель E1.RU. Сейчас является заместителем директора компании «УралРелком плюс».

— В 1994 году мы решили, что нашей компании-провайдеру нужен сайт. Тогда мало кто понимал, что это такое и как его делать. Специально под этот проект я взял нового сотрудника — Алексея Пинженина. Он съездил в Москву, изучил эту тему. В итоге появился корпоративный сайт. Однако мы решили, что на нём также должна быть возможность для общения.

По сути, получилось, что в рамках одного ресурса существовали два проекта — корпоративный сайт и развлекательный ресурс. Но затем мы решили разделить их. Фактически так и появился тот портал, который сейчас называется E1.

Мало кто помнит, но трафик тогда был очень дорогим (особенно внешний), так как каналы были узкими. Но «УралРелком» одним из первых в стране сделал городскую сеть передачи данных. Благодаря этому мы смогли предложить своим клиентам бесплатный доступ к нашим ресурсам (по внутригородскому трафику), в том числе и к Е1. И это стало конкурентным преимуществом. «УралРелком» тогда был лидером на рынке провайдеров, а потому и посещаемость портала быстро росла. Лично я считал, что Е1 должен стать точкой общения для горожан. Плюс к тому он был элементом маркетинга нашего провайдера.

Так будущий <a href="http://nostalgie.gershtein.net/1996/info/" target="_blank">E1.RU выглядел в 1996 году.</a> Тогда он располагался по адресу info.mplik.ru

Так будущий E1.RU выглядел в 1996 году. Тогда он располагался по адресу info.mplik.ru

В августе этого года будет 25 лет, как интернет пришёл в Екатеринбург. Е1 по большому счёту создал не я, не Алексей Пинженин или Сергей Герштейн, а горожане. Они поняли, что есть место, где можно хорошо общаться, модераторы не зверствуют, они видели, что «УралРелком» вкладывается в проект.

Сергей Герштейн

Был связан c E1.RU с 1995 по 2005 год. Сейчас работает заместителем руководителя департамента массовых клиентских продаж Яндекса.

— Всё началось в далёком 1995 году, когда в Екатеринбурге было всего два сайта — компании «Корус» и «УралРелкома». У нас была смесь корпоративной и какой-то интересной информации (книги, журналы и прочее).

Но в конце 1995 года пришло понимание, что их необходимо разделить. Так и появилась первая версия ресурса, который в будущем стал E1.RU. Назывался он «Екатеринбург-онлайн», но только размещался по адресу info.mplik.ru. Никакого дизайна у этого сайта не было, так как делали его программисты — я и Алексей Пинженин.

До 1998 года локальная версия E1.RU распространялась на дисках. Их получали клиенты крупнейшего тогда провайдера «УралРелком». В 1997 году у сайта <a href="http://nostalgie.gershtein.net/1997/info/" target="_blank">была такая главная страница</a>

До 1998 года локальная версия E1.RU распространялась на дисках. Их получали клиенты крупнейшего тогда провайдера «УралРелком». В 1997 году у сайта была такая главная страница

Затем мы получили домен Ekaterinburg.com. У нас появился дизайнер, а у сайта структура: бизнес, город, отдых. Но тогда совершенно не было понимания, что проекты могут окупаться за счёт рекламы. Именно поэтому мы сделали платным доступ в часть разделов, но эта тема не взлетела, так как мало кто готов был тратить на это деньги. К тому же в 1996 году для большинства клиентов интернет использовали исключительно для электронной почты. Люди включали модем, скачивали письма, выключали модем, писали ответы и затем отправляли их. На сайты могли ходить только продвинутые пользователи.

Интересна история с появлением, собственно говоря, имени E1. В какой-то момент пришло осознание, что длинное имя — это плохо. Я стал смотреть свободные адреса. Был вариант EOL («Екатеринбург-он-лайн»), но он оказался занят. Мы попытались его купить, но не вышло. Ещё был интерес к адресу E5, но и он был занят, а вот Е1 — свободен.

Мы долго не могли придумать, почему нам нужен этот адрес, но в итоге всё-таки решили взять. И только сильно позже пришла мысль, что можно изменить бренд. В результате появился логотип E1, который нарисовал Юра Щипакин. Он же придумал и дизайн главной страницы и разделов.

Конечно, какую-то рекламу мы пытались продавать ещё в 1996 году. Тогда у нас было два клиента — богатые фирмы, которым было не жалко потратить деньги на новый вид рекламы. Но какие-то значимые деньги E1.RU стал приносить уже в нулевых годах — в 2003–2004 году. И только тогда мы убедились, что можем окупать сайт продажей рекламы.

Длительное время сайт располагался <a href="http://nostalgie.gershtein.net/1998/websites/rindex.htm" target="_blank">по адресу Ekaterinburg.com.</a> У портала уже была вполне понятная структура

Длительное время сайт располагался по адресу Ekaterinburg.com. У портала уже была вполне понятная структура

Алексей Пинженин

Был связан c E1.RU 1994 по 2005 год. Сейчас занимается разработкой платформы для обучения школьников.

— В 1994 году я закончил университет и устроился на работу к Анатолию Лебедеву (собственнику «УралРелкома». — Прим. ред.). И первое задание от него было узнать, что за технологию «вэвэвэ» разработали в институте Курчатова в Москве (полномасштабное подключение России к интернет произошло в 1994 году, после образования на базе компьютерной сети института атомной энергии им. И. В. Курчатова двух организаций — «Релком» и «Демос», ставших первыми провайдерами интернет в России — Прим. авт.). И привезти её в Екатеринбург.

Я приехал туда, практически все были в отпусках, но мне всё же что-то показали. Конечно, я ничего не понял, но привёз какую-то информацию на дискетках. В итоге в конце 1995 года мы открыли сайт нашей компании. И долгое время в рамках сайта существовали одновременно корпоративные и информационные ресурсы. Но в какой-то момент мы решили разделить их — так и появился E1.RU.

Считаю, что развитие E1.RU резко ускорила идея, чтобы новые клиенты нашего провайдера «УралРелком» при подключении получали диск, на котором было не только программное обеспечение, но и локальная копия сайта. И достаточно долго эта практика продолжалась.

E1.RU очень долго был дотационным проектом — не то чтобы он требовал слишком много денег, но особо и прибыли не приносил. Зато ему удалось стать главным сайтом города, на который ходили все, у кого был интернет.

Бизнесом же этот проект стал с 2002 года, когда мы стали монетизировать его за счёт продажи рекламы и размещения каталогов. Тогда были какие-то бумажные издания с объявлениями. И редакция «Ярмарки» передавала их нам на дискете. В какой-то момент появился справочник «Пульс цен» и «Медгородок».

E1.RU <a href="http://web.archive.org/web/20010620093338/http://www.e1.ru/" target="_blank">образца 2001 года</a>. У портала уже есть узнаваемый логотип

E1.RU образца 2001 года. У портала уже есть узнаваемый логотип

Лидия Третьякова

Была связана c E1.RU с 2001 по 2007 год. Сейчас занимается развитием собственных проектов во Франции.

— Когда я устроилась на работу в «УралРелком» ещё не было отдельной команды, которая бы занималась только Е1. В итоге примерно 10 человек в отделе веб-технологий делали всё: Е1.RU, Uralweb, курировали заказы клиентов на разработку их сайтов, хостинг и прочее.

Это было очень интересное время. Я окунулась в новый мир интернет-рекламы: мы оптимизировали страницы сайта, придумывали новые форматы баннеров, их названия и цены. К примеру, наш «небоскрёб» до сих пор красуется в прайсах множества сайтов — наших последователей. Все копировали наш прайс и наши форматы, а это значило, что мы молодцы!

Мы первыми начали проводить бесплатные семинары в регионе по интернет-рекламе, постоянно выступали везде, где собирались бизнес-люди, чтобы донести до них специфику и пользу обращения к интернет-аудитории. Мы были первопроходцами интернет-рекламы в регионе, а сами учились у Москвы, которая тогда шла на несколько шагов впереди.

<a href="http://web.archive.org/web/20061106005654/http://www.e1.ru/" target="_blank">В 2006 году провели полный апгрейд</a> и редизайн E1.RU

В 2006 году провели полный апгрейд и редизайн E1.RU

За время работы было множество маленьких побед, открытий, реализованных идей. Например, рубрика »Гость на Е1» или идея продвигать имя сайта вовне и взять для этого специального человека.

Своей реальной заслугой считаю проект, менеджером которого я была: это полный апгрейд и редизайн портала Е1.RU в 2006–2007 годах. Тогда E1.RU уже выделился в отдельную команду, где были, как положено, редакция, разработка, дизайнер, промоутер, группа продаж и свой бюджет от владельца компании.

В какой-то момент мы поняли, что Е1 вырос, обзавёлся множеством разных сервисов в совершенно разных сферах, отяжелел и нуждался в систематизации всех ресурсов, структуризации по разделам, новом визуальном решении. И тогда появилась идея разбить его на части, тематические сайты, живущие в том же практически виде и сегодня — Е1.Новости, Е1.Бизнес, E1.Работа, Е1.Авто, E1.Отдых и так далее (всего было 10 разделов), и Главная страница, «Обложка», как мы ее всегда называли с новым выверенным рыже-сереньким логотипом от нашего дизайнера Юры Щипакина. То, что этот проект начался и успешно был внедрён, позволяет мне думать, что я работала там не зря!

Антон Забанных

Был связан c E1.RU с 2000 по 2006 год. Генеральный директор компании «Яндекс.Вертикали».

— Когда я пришел на Е1.RU, то на сайте были новости, несколько справочников и раздел «Ярмарка». Больше ничего. При этом штат был достаточно небольшой. Первая штука, которую я сделал, — форумы. Было понятно, что они нужны, но никто не мог представить, какого размера достигнет этот сервис.

В результате я написал раздел «Форумы» фактически «в одно рыло». Мы сразу сделали их достаточно много — около десятка, а затем пользователи просили сделать какой-то форум под их тему, мы обсуждали и запускали. Вокруг них было много движухи.

Смешно один раз получилось с форумами. Я с чуваками из «Автоклуба» периодически где-то пересекался. Как-то сидели с ними, кушали и выпивали. И они попросили меня что-то изменить на форумах. Я достал ноутбук и стал тут же делать. Тогда никакого тестирования не было — код сразу же выставляли. В итоге во время ужина в баре я «положил» все форумы, а потом долго не мог понять, как так вышло.

За годы работы получилось достаточно много сделать — запустил «Работу», баннерокрутилку, на которой все деньги тогда зарабатывались, руководил Авто, Недвижимостью. Количество людей, которые над всем этим работали, было минимальным. Всего человек 15 было, наверное. И это очень круто!

Антон Забанных сделал форумы на E1.RU. Несмотря на бурное развитие соцсетей, они по-прежнему являются активной площадкой для обсуждения

Антон Забанных сделал форумы на E1.RU. Несмотря на бурное развитие соцсетей, они по-прежнему являются активной площадкой для обсуждения

Когда мы запустили E1.Авто, то никто в интернете же машины не продавал. И мы все объявления о продаже авто дублировали и публиковали в газетах объявлений — бонусом. При этом всё промо ограничилось тем, что мы у двух автомобильных рынков поставили рекламные щиты со слоганом «Авторынки больше не нужны». Тогда же это был очень бандитский бизнес и к нам вскоре заявились ребята в спортивных костюмах и с борсетками, чтобы узнать, что мы тут делаем. Мы всё ждали, чтобы кто-то эти щиты сжёг, но этого так и не случилось. И жаль, так как это было бы отличной рекламой, конечно.

На мой взгляд, такая большая популярность портала — это удачное стечение целого ряда обстоятельств. Первое: в городе была такая штука как внутренний и внешний трафик. В итоге пользователям было значительно выгоднее ходить на городские ресурсы. Цена определяла то, какими сайтами люди пользуются. Второе: это дистрибуция дисков от провайдеров. Тогда люди ничего же не понимали в интернете, а потому они сталкивались с Е1.RU, им он нравился, и они продолжали им пользоваться.

Люди меняют свои привычки, если на другом месте все категорически лучше. У Е1.RU есть огромное знание бренда. Если выйти на улицу Екатеринбурга и попросить сайт в интернете, то 50 процентов точно назовут Е1.RU. И эту штуку очень сложно изменить. Плюс к тому сервис развивается, а потому у людей нет рациональной причины менять Е1.RU на что-то другое. Сервис решает потребности пользователей, а потому нет необходимости его менять.

В целом это было очень приятное время, так как в одном месте сошлось много клёвых условий. Например, у нас не было начальства, которое бы говорило, что теперь давайте делать так и не иначе. По сути, мы сами решали, что нужно сделать в данный момент. К тому же была нулевая текучка кадров, так как всем было интересно.

Никто не воспринимал Е1.RU как бизнес — это была прикольная игра, в которой было интересно участвовать. До сих много где можно с гордостью сказать, что ты имел отношение к Е1.RU.

Фото: Антон ЗАБАННЫХ; Лидия ТРЕТЬЯКОВА / Facebook.com; Сергей ГЕРШТЕЙН; Игорь ЧЕРЕПАНОВ / «Деловой квартал»; web.archive.org; nostalgie.gershtein.net

оцените материал

  • ЛАЙК 0
  • СМЕХ 0
  • УДИВЛЕНИЕ 0
  • ГНЕВ 0
  • ПЕЧАЛЬ 0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!