28 января вторник
СЕЙЧАС -16°С

"Наша гордость". Тест-драйв E1.RU легенды советского автомобилестроения ГАЗ-М-20

Пока хоккейная сборная добывала победу на чемпионате мира, автокорреспондент "Победу" протестировал на дорогах Екатеринбурга.

Поделиться

Команда E1.RU на днях проехалась по Екатеринбургу на автомобиле, который долгие годы был гордостью отечественного автомобилестроения – легендарной "Победе" ГАЗ-М-20. Автомобиль, после ретровыставки 9 Мая некоторое время находившийся на ремонте, наконец-то был отремонтирован и снова украсил своим присутствием улицы города.

Помощь в тест-драйве оказал Данил Саматов. Молодой человек с дургом и его отцом занимаются практически ювелирной работой: реставрируют старые автомобили. Машина принадлежит как раз семье друга.

"Победа" дорогого стоила

– Мы только хрома одного заказали на баснословную сумму из Нижнего Новгорода, – рассказал владелец. – А ещё была перекраска салона, перетяжка ткани сидений. Сейчас, конечно, мы в неё вкладываем гораздо меньше, а если что-то ломается, ремонтируем сами. При первом взгляде на машину у большинства прохожих (а никто не стесняется подходить и фотографироваться) возникает практически один вопрос – сколько эта красота стоит.

По словам Данила, стоимость данной машины довольно сложно оценить. Авто пришлось хорошенечко подработать: перекрашивать кузов, перетряхивать подвеску, "капиталить" двигатель.

– Мы её купили в 2005 году, и в 2008 году она выехала на улицы, – сказал Данил. – Она 1956 года выпуска. Сразу скажу – вкладывать в неё нужно, скорее, не деньги, а собственное время. "Победа" требует постоянного внимания.

Хозяин также пожаловался на человеческий вандализм. Бывают случаи, когда кто-то что-то портит.

– Один раз я сидел в машине. Мимо меня проходил папа с ребенком. Отец рассуждал с сыном о том, как хорошо было украсть мои колпаки с колёс и увезти себе домой, – рассказал он.

Старость не в радость

Несмотря на то, что кузов сделан из мощной стали, а подвеска – мощная как на внедорожниках, что-то постоянно выходит из строя. Увы, это реалии всех старых автомобилей, и "Победа" не исключение. После парада ретроавтомобилей, проходившего 9 Мая, машина практически всё время находилась в ремонте.

– На самом деле, сейчас мы особо не тратимся с отцом, так как делаем всё сами в гараже, – сказал Данил. – Мы как-то ехали к УПИ, и у нас сломалась педаль газа. Пришлось ехать на стояночном тормозе.

На сей раз немного заклинило ручку багажника и посмотреть, как он выглядит, не получилось.

История великой "Победы"

"Победа", которую мы тестировали – рестайлинговая (модернизированная, если говорить старыми терминами). У неё новая решётка радиатора, улучшенная обивка салона, новое рулевое колесо. Должен был быть обновлённый, хотя и ламповый, радиоприёмник А-8, но его пока сняли. Такие радиоприемники лучше не включать на незаведенной "Победе" – аккумулятор садит нещадно. И самое главное отличие от предыдущей версии и вообще иных машин того времени – огромные красивые часы.

ГАЗ-М-20 стал одним из самых признанных по качеству советских заднеприводных экспортных авто, собранных по заказу Иосифа Сталина. "Победы" стали поставляться в Европу, а многие технические решения в автомобиле по тем временам считались передовыми. Многие автомобильные журналы того времени пели М-20 дифирамбы, а техники удивлялись невиданной экономичности (расход – 10-12 литров на 100 км).

Своё название авто получил благодаря Сталину и одной анекдотической ситуации. Изначально автомобиль планировали назвать "Родина". Когда Иосиф Виссарионович об этом узнал, у него возник резонный вопрос: "Почём будем продавать "Родину"?" Естественно, название быстро поменяли на "Победу". Прообразом "Победы" на самом деле стал не Opel Captain, как считают многие, а известный в Европе и США Chevrolet Grand Deluxe.

Другой автомобиль

И всё же автомобилестроение, несмотря на постоянную основу (4 колеса, двигатель, ходовая, корпус, коробка передач), претерпело большие изменения. Всё сделано и расположено как-то иначе, непривычно.

Во-первых, конструкцией не предусмотрены ремни безопасности. Это особенность всех машин того времени.

Во-вторых, вместо двух передних сидений – один длинный диван, эта идея заимствована у американцев.

В-третьих, коробка передач расположена за рулём в виде подрулевого рычага. Поворотники включаются при помощи маленького тумблера по центру панели приборов. При этом щелчка нет, поэтому можно случайно забыть о том, что он включен. Стояночный тормоз расположен слева под рулём. Тянуться к нему не очень удобно.

Самое необычное – принцип старта. Чтобы сдвинуться, нужно носком сначала нажать на стартер, а потом и на педаль газа.
Также в машине предусмотрен некий аналог круиз-контроля. Если на ходу вытащить подсос, то машина будет держать определённую скорость.

Стоит отметить, что "Победа" эксплуатируется только летом. Отчасти это из-за того, что найти оригинальную резину, тем более зимнюю, сложно или почти невозможно.

Экстерьер

Аэродинамика у автомобиля потрясающая. Обтекаемость форм практически сродни гоночным автомобилям. "Победа" была на передовой не только с точки зрения экономии топлива. Её дизайн считался новаторским и опережал весь мир на пару-тройку лет.

Конструкторы ГАЗ-М-20 отказались от системы выступающих над колёсами по бокам крыльев для улучшения аэродинамики. Теперь кузов и колёса были в одной плоскости.

Кроме того, "Победа" была чуть ли не единственной в мире машиной, у которой кузов был сделан из цельного мощного обработанного металла. Некоторые автомобили М-20, которым уже под 60 лет, до сих пор не гниют и не ржавеют. Сказался опыт автозавода ГАЗ по сборке в военное время машино-комплектов для американо-канадских грузовиков.

Внутренний мир

Тормоза в автомобиле барабанные. Амортизаторы здесь стоят родные, рычажные. Сзади – рессоры. Двигатель 2.1 литра. Из-за низкой степени сжатия работает почти на всём, что угодно.

Салон авто вместительный, диван комфортный и удобный. К сожалению, не удалось сохранить первоначальную обивку, но хозяева сохранили каким-то образом и в новой коже этот неповторимый запах советского автомобиля. Шумоизоляции, само собой, почти нет и слышно "победный рык" двигателя.

По сравнению с современными моделями, немного страдает обзорность: заднее стекло маленькое. В середине XX века автомобилей на дороге было мало, поэтому как таковой хороший обзор сзади был не особо нужен.

Движение

При резких поворотах машину немного кренит в бок. Есть ощущение, что у машины небольшие проблемы с поперечной устойчивостью, и она может перевернуться. Скорость набирает тяжеловато, но набирает – это уже хорошо. Резко перестраиваться и совершать какие-либо экстренные маневры на ней в городском потоке невозможно. У машины в разогретом состоянии, похоже, проблемы с синхронизатором: первая передача встаёт со скрежетом. А дальше она разгоняется хорошо, практически без рывков. Не буксует.

– До 80 км/ч она спокойно разгоняется. Даже до ста может. В том году один парень разогнал ее до 100 км/ч – пришлось менять кардан, – говорит владелец автомашины.

Руль тяжёлый, но можно к нему приноровиться. На больших скоростях им управлять гораздо проще. У него есть небольшой люфт (свободный ход руля) и нет информативности: спустя секунду после его поворота автомобиль реагирует на это.

Но, самое главное, "Победа" прошла испытание дворовой территорией. Мы смогли припарковаться и развернуться во дворе, наглухо заставленном машинами. "Победа", несмотря на внешнюю неповоротливость, с задачей справилась.

– Люди в потоке понимают, что это за машина. Относятся уважительно, почти всегда пропускают, – говорит Данил. – Это не единственная машина в семье, но на ней спокойно езжу повседневно. Сейчас поеду в институт.

Общее ощущение

Не в обиду АвтоВАЗу, но в "Победе" в каждой детали есть ощущение надёжности и монолитности, качества и продуманности. Да, во многом она уступает современным аналогам, но в своё время это был настоящий флагман, "экспортное" лицо великого и могучего СССР.

Общая оценка

Человекооборачиваемость – наивысшая
Внешняя красота – невероятная
Управляемость – тяжёлая, но привыкнуть можно
Техническая оснащённость – неплохая даже для современности
Стоимость – неопределимая
Надёжность – с годами стала относительная

Итог: История советского триумфа на колёсах.

ФОТОГАЛЕРЕЯ: Тест-драйв ГАЗ-М-20 "Победа"

Фото: Артём УСТЮЖАНИН / E1.RU

оцените материал

  • ЛАЙК 0
  • СМЕХ 0
  • УДИВЛЕНИЕ 0
  • ГНЕВ 0
  • ПЕЧАЛЬ 0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!