В Екатеринбурге нет разве что монорельса
В Екатеринбурге нет разве что монорельса

Екатеринбург известен как самый компактный миллионник России. Действительно, больше полутора миллионов человек живут здесь на относительно небольшой площади. Перемещаться по городу им помогает развитая система общественного транспорта, в которой есть и метро, и трамваи, и троллейбусы, и даже городская электричка (нет разве что пассажирского монорельса). О каждом виде транспорта расскажем подробнее.


Трамвай


В Екатеринбурге тридцать маршрутов трамваев, рельсы ведут почти во все районы. Горожане любят этот вид транспорта за то, что он гораздо меньше, чем троллейбус и автобус, подвержен влиянию пробок. Множество линий проложены за пределами проезжей части, так что машины на них никогда не заезжают.


Трамваи стараются ходить по расписанию, которое можно найти на конечных станциях и на сайте Екатеринбургского трамвайно-троллейбусного управления. К сожалению, из-за пробок и ДТП на рельсах укладываться в тайминг получается нечасто. Интервал движения трамваев указан на табличках на остановках, скоро в городе появятся и электронные табло с актуальной информацией. На них можно будет увидеть, скоро ли придёт ваш трамвай.


На линиях много стареньких чешских трамваев. Они не очень комфортные и иногда ломаются. В последнее время им на помощь приходят новые современные трамваи, в которых есть тепловые пушки, удобные поручни и сиденья и даже телевизионные табло с новостями и объявлениями.


Трамвай пользуется привилегией езды почти без пробок.
Трамвай пользуется привилегией езды почти без пробок.


Троллейбус


Это единственный вид общественного транспорта, который в последнее время никак не развивается. Рогатые машины ходят по двадцати старым маршрутам, где покорно стоят в пробках. Троллейбусы в городе не обновлялись как минимум тридцать лет, покупать новые не планируется.


До некоторых районов, например до Сортировки, на троллейбусе доехать невозможно. В другие микрорайоны, например Шинный, наоборот, сложно будет доехать на другом виде транспорта. Вот почему, отправляясь в дорогу, стоит заранее изучить карту маршрутов. Возможно, пункт назначения находится именно в том укромном уголке Вторчермета или Пионерского посёлка, где существует только одна остановка — троллейбусная.


Рогатый общественный транспорт передвигается только по своим проторенным тропам
Рогатый общественный транспорт передвигается только по своим проторенным тропам


Автобус


Этот вид транспорта, чьи маршруты не ограничены ни проводами сверху, ни рельсами снизу, довольно неплохо развит в Екатеринбурге. Разветвлённая сеть маршрутов охватывает практически весь город. Из одной точки в другую почти всегда можно добраться на автобусе. Исключения встречаются нечасто: например, с Уралмаша в центр Екатеринбурга автобусы не ходят — зачем, если все ездят на метро?


Несколько лет назад администрация Екатеринбурга провела среди горожан конкурс и выбрала единый цвет городских автобусов — зелёный. После этого для города купили больше 150 новых удобных машин. Низкопольные автобусы специально сделаны так, чтобы в них могли зайти инвалиды и матери с колясками. Внутри работают тепловые пушки. 


Кроме муниципальных автобусов в Екатеринбурге есть и частные. Предприниматели возят пассажиров на жёлтых «Богданах» и других машинах. Кому бы ни принадлежал автобус, проезд в пределах города будет стоить одинаково. И оплатить его можно будет транспортной картой (Екарта), о которой мы расскажем позже.


Автобусы — самый многочисленный вид общественного транспорта
Автобусы — самый многочисленный вид общественного транспорта


Маршрутка


Самые маленькие и юркие перевозчики Екатеринбурга обычно повторяют маршруты другого транспорта покрупнее, но с небольшими отличиями. Угождая отдельным группам пассажиров, маршрутчики приобретают свою аудиторию. Пожалуй, поездку в маршрутном такси нельзя назвать очень комфортной. И всё же иногда она может быть лучшим способом попасть в нужное место. Опять же проезд в маршрутке стоит столько же, сколько на любом другом виде транспорта, заплатить можно Екартой.


Маршрутки проворнее своих старших братьев — автобусов
Маршрутки проворнее своих старших братьев — автобусов


Метро


В Екатеринбурге сложно строить метро из-за горной породы, на которой стоит город. Вот почему здесь пока только одна ветка метрополитена. Девять станций вытянуты вдоль оси «север — юг»: от «Проспекта Космонавтов» на Уралмаше через «Уральскую» в районе железнодорожного вокзала, «Площадь 1905 года» в центре к «Ботанической» ближе к южной границе города.


О преимуществах передвижения на метро известно всем, кто знаком с подземкой в любой точке мира. Здесь всегда хорошая погода, свет и чистота, а поезда ходят по часам. В метрополитене Екатеринбурга действительно красиво — каждая станция построена по своему архитектурному проекту, так что её можно рассматривать как музейный павильон. В одной представлены уральские камни, другая напоминает салон самолёта, третья — пчелиный улей. Чего в уральской подземке не хватает, так это торговли (все киоски из-под земли убрали) и урн (в целях безопасности в метро нет ни одного мусорного контейнера).


Подземные ходы метрополитена ещё не успели разрастись и пока не разветвляются
Подземные ходы метрополитена ещё не успели разрастись и пока не разветвляются


Городская электричка


Этот вид транспорта хорош для тех, кому нужно регулярно ездить с труднодоступной окраины на работу. Линия начинается на станции «Екатеринбург-Сортировочный» на западе, проходит через железнодорожный вокзал, делает несколько остановок в центре города и через южные районы уходит в поселок Сысерть. С окраины до центра на электричке можно добраться за полчаса, стоимость проезда — 29 рублей (купить билет можно в поезде или кассе на станции). Расписание ищите на E1.RU.


Городская электричка — быстрая газель среди остальных видов общественного транспорта
Городская электричка — быстрая газель среди остальных видов общественного транспорта


«Экспресс-Кольцово»


Приезжим может быть интересна и электричка «Экспресс-Кольцово». На этом поезде можно добраться из аэропорта до железнодорожного вокзала и наоборот за 59 рублей. Билеты продаются на станции и в поезде. Экспресс не опаздывает, не стоит в пробках и стоит гораздо дешевле, чем такси. Но рейсов у него мало. Утренний отходит от станции в 6:28 и прибывает на вокзал в 7:08. Вечерний рейс отправляется в 18:47 и прибывает в 19:27.


Во время чемпионата мира по футболу пользоваться «Экспрессом-Кольцово» будет ещё удобнее. 


«Экспресс-Кольцово» пробегает редко, но быстро
«Экспресс-Кольцово» пробегает редко, но быстро


Как выбрать транспорт


Собираясь в дорогу, изучите карту города. Лучше всего троллейбусно-автобусные сети прорисованы на Яндекс.Картах и 2Gis. Детально каждый маршрут можно рассмотреть на сайте Екатеринбургского трамвайно-троллейбусного управления.


Обратите внимание: не всегда стоит выбирать подсказанный сервисом маршрут, который доставит вас в точности до места. Часто транспорт следует из точки А в точку В далеко не кратчайшим путём, а напротив, петляет так, чтобы зацепить как можно большую площадь города. Поэтому тем, кто с Эльмаша планирует уехать на Вторчермет, стоит десять раз подумать, прежде чем сесть в прямой трамвай № 25: поездка без пересадок может отнять до трёх часов.


Как увидеть, где едет твой транспорт


Если вам повезло, на вашей остановке есть электронное табло с информацией о том, когда придет транспорт. Если же нет, отслеживайте его в интернете. Например, с помощью приложения Яндекс.Транспорт или Еду.Екб для смартфона. В первом на карте видно вообще все трамваи, троллейбусы и автобусы около вас. Во втором выбираете нужный маршрут и видите все машины на нём.


На сайте ЕТТУ есть сразу две онлайн-карты, по которым удобно отследить свой трамвай или троллейбус. На первой достаточно отметить интересующие маршруты, и все машины будут бегать у вас на глазах в режиме реального времени. На второй нужно выбрать остановку, где вы стоите, по первой букве. Так вы получите сведения о том, когда приедет нужная машина.


Как заплатить за проезд


Проезд в городском общественном транспорте Екатеринбурга стоит 28 рублей. Сумма одинакова для трамваев, троллейбусов, автобусов, маршрутного такси и метро. В подземке есть возможность приложить к турникету свою банковскую карту с чипом или купить жетон в окошке. Во всех остальных транспортных средствах можно расплатиться наличными, работают кондукторы. И, конечно, везде без исключения действует транспортная карта Екатеринбурга, которая называется Екартой. Про неё подробнее.


Екарта — универсальное средство для оплаты проезда в Екатеринбурге
Екарта — универсальное средство для оплаты проезда в Екатеринбурге


Чем хороша Екарта


Транспортная карта Екатеринбурга — удобный способ заплатить за проезд, не рассыпая по салону непослушную мелочь. Одно прикосновение карточки к специальному устройству у кондуктора, и билет у вас в руках. А ещё Екарта помогает платить за поездку меньше установленных 28 рублей. Экономят те, кто покупает проездной на определённое количество поездок; в зависимости от их числа, путешествие на трамвае или автобусе для взрослого человека будет стоить до 24 рублей.


С недавних пор в Екатеринбурге действуют два повременных тарифа Екарты. Заплатив 30 рублей, вы можете сделать сколько угодно пересадок, если уложитесь в полчаса. За 40 рублей на все пересадки даётся час. Тарифы работают в трамваях, автобусах, троллейбусах и маршрутках — везде, кроме метро. Повременной тариф можно подключить к своей Екарте в пунктах пополнения. А можно купить специально выпущенную под тариф карту — она стоит 75 рублей. Остались вопросы? Ищите ответы здесь.


Где купить и пополнить Екарту


В кассе любой станции метро, в киоске «Роспечать», отделениях Почты России, в пунктах приёма платежей «Фрисби» (здесь можно увидеть их адреса). Пополнить карту можно на тех же точках и в терминалах самообслуживания Сбербанка.


Если вы просто хотите сделать поездки на общественном транспорте более удобными, используйте Екарту как кошелёк (хотя даже в этом случае вместо 28 рублей вам придётся заплатить только 26). Если хотите экономить более серьёзно, выбирайте один из тарифов. Вот варианты для граждан без льгот:

— проездной на месяц на неограниченное число поездок в любом транспорте — 2800 рублей. Один или два вида транспорта обойдутся дешевле

— на 60 дней на любой транспорт: 20 поездок за 500 рублей (25 рублей за поездку), 40 поездок за 980 рублей (24,5 рубля за поездку), 70 поездок за 1680 рублей (24 рубля за поездку).


Екарту можно сделать еще удобнее, если загрузить её в телефон. Это могут сделать владельцы нескольких моделей смартфонов HTC, Sony и Philips. На этих устройствах уже установлено приложение «Кошелёк», с его помощью можно пополнять встроенную Екарту. Есть ли такое приложение у вас? Проверьте на www.cardsmobile.ru. Расплатиться виртуальной картой не сложнее, чем материальной — просто поднесите экран к терминалу.