В 90-е в отделку шло все: кирпич, пластик, доски
В 90-е в отделку шло все: кирпич, пластик, доски

Ковры на стенах, серванты с посудой и обои в скучный ромбик — одинаковые интерьеры советских квартир в 90-е начали стремительно меняться. Все благодаря состоятельным уральцам, которые так хотели перемен, что украшали свои квартиры всем, что могли достать: камни, пластик, дерево. О том, что они творили на своих квадратных метрах, как воспитывали свой вкус и что сейчас модно в их домах, рассказали архитектор Дарья Воронцова и дизайнер Сергей Ларионов. 


«Пещерные» евроремонты 90-х


В это время о дизайне большинство состоятельных людей ничего не знало. Не было идей и отделочных материалов, но потребность к переменам была. Тогда и началась мода на все подряд: люди отделывали камушками и кирпичиками коридоры, сооружали пещерные пластиковые накладные потолки. Для отделки использовали все, что могли найти на местном рынке — от деревянных реек для саун до искусственного камня и пластика. И все это украшалось искусственными пальмами и попугаями.


— Эти перемены были стремительными, — рассказывает Дарья Воронцова. — В начале 90-х у людей была такая жажда нового! Кроссовки, жвачка... И начали снимать ковры! Кто-то начал привозить сантехнику из Парижа и какие-то штучные предметы. Привозили, придумывали на ходу. 


Арочные проемы, стены под кирпич и камень — то, что называлось евроремонтом
Арочные проемы, стены под кирпич и камень — то, что называлось евроремонтом


А идеи «слизывали» друг у друга. У соседей обои в кирпичик и арки в коридорах? И мы так. Искусственные камни, ломаные обои. И много пластика! Богатые новые русские очень любили отделывать стены вертикальными пластиковыми панелями. И все это называлось евроремонтом! 


Начало нулевых: первый виток минимализма


В это время рынок наконец начал насыщаться мебелью и стройматериалами. Бизнесмены открыли мебельные и строительные салоны. Люди увидели, какими могут быть продуманные интерьеры. 


— Людям очень нравились эти новые вещи, предметы — как нравились хорошие автомобили, — вспоминает Сергей Ларионов. — И так резко пришел к нам некий стиль, который предрешил современную историю. Это был полностью переломный этап, когда началась работа дизайнеров и люди увидели, что такое дизайн. Начали сносить перегородки и расширять пространство.


Первые осмысленные интерьеры стали появляться в начале нулевых и были минималистичны. Фото предоставлено дизайнерами 
Первые осмысленные интерьеры стали появляться в начале нулевых и были минималистичны. Фото предоставлено дизайнерами 


Середина нулевых: газово-нефтяная классика


В это время на фоне роста курса нефти и газа денег в стране стало больше, и в такую эпоху состоятельных уральцев потянуло на классический дизайн. Насколько чистой была эта классика, зависело уже и от вкуса заказчика. Использовали полиуретан и гипс, которые где-то красили под золото и бронзу. Строили дома с колоннами, вешали массивные хрустальные люстры. В магазинах стало много привозной массивной классической мебели. Но появилось и местное — двери, шкафы, гипс, из которого делали лепнину.


Белая классика
Белая классика


Была классика с позолотой, легкая классика, белая классика, — показывает Дарья интерьеры того времени. — Но редко кому удавалось довести идею до конца, потому что на это нужны капиталы. Этап, можно сказать, дошел до самоубийства — начал переходить в барокко, появилась перенасыщенность элементами, и это стало надоедать.


А это обычный вариант под классику
А это обычный вариант под классику


Конец нулевых: глянцевый минимализм


Пресыщенные колоннами и люстрами, люди захотели простого и лаконичного, и случился новый виток минимализма. В это время были очень популярны белые глянцевые поверхности. 


Снова минимализм, в котором много белого глянца. Фото предоставлено дизайнерами
Снова минимализм, в котором много белого глянца. Фото предоставлено дизайнерами


В те времена не думали так сильно о практичности, как сейчас, потребитель жаждал гламура, впечатлений, но уже не хотел строить музеи и замки, а от функциональности был далек, — считает Дарья. — Хотя в дизайне были отголоски классики, инкрустация на полах, богатство отделок. 


Новое десятилетие: экостиль


Строительный бум нового десятилетия во многом определил новый этап ухода от классики. Строились не только многоквартирники — это был бум коттеджных поселков, таунхаусов. И загородное жилье стали покупать не только состоятельные люди. 


— Люди не могут объять необъятное — и дом построить, и отделать его в стиле ар-деко, это противоречит здравому смыслу, — говорит дизайнер. — Возвращением к минимализму на новом этапе стал экостиль. Он насыщен хорошими натуральными материалами — это кожа, дерево, камень, бетон, заходят на рынок производители обоев из слюды, из конского волоса. Керамогранит под натуральный камень.


Много дорогих натуральных материалов — признак продвинутых интерьеров, которые появились после 2010 года
Много дорогих натуральных материалов — признак продвинутых интерьеров, которые появились после 2010 года


Глянец ушел, и пришла мода на чистые натуральные цвета. Но эти материалы были недешевыми, а после истории с падением курса рубля и санкциями — и вовсе малодоступными. Поэтому сегодняшний тренд — это экостиль на местном материале. Клееный брус, который раньше завозили из Финляндии, теперь делают на Южном Урале. В моду вошел бетон, и на местном рынке научились его обрабатывать нужным образом. 


— Это не просто оставленный как есть бетон, — уточняет Дарья. — Это бетон пропитанный, обработанный, доведенный до состояния керамогранита. И это очень легкий способ получить интерьер. Стены бетонные, могут мебель частично делать из бетона. С такими фактурами трудно сочетать что-либо, кроме натурального камня и дерева.


Бетон, доведенный до состояния керамогранита, не пачкается, не ломается, не требует декора. Фото предоставлено дизайнерами
Бетон, доведенный до состояния керамогранита, не пачкается, не ломается, не требует декора. Фото предоставлено дизайнерами


Люди стали более практичными, теперь в моде материалы, которые наиболее просты в уходе и долговечны — дерево, камень, бетон. 


Фишки и странности 


Конечно, не все развивалось так линейно. Как рассказали наши эксперты, многие до сих пор считают красивыми обои под кирпич. И каждый интерьер — это своя история. 


— В 2006–2007 году появилась мода на винтаж и отреставрированные старые шкафы, стулья, шкафы от бабушек — эти элементы втекали в минималистичные интерьеры, — вспоминает Сергей Ларионов. — Потом эта тенденция перетекает в большее — появляются интерьеры стилизованные, например, под Африку или под Таиланд. Но мода на экзотику быстро прошла. Такие интерьеры очень скоротечны. Нашему русскому человеку жить в экзотике неуютно. Делать интерьер под что-то — не универсальная эстетика, это через пару лет надоест. Интерьер квартиры должен прожить минимум десять лет.


Некоторые заказчики хотят вкусить русского быта: поставить русскую печь, к примеру, не представляя заранее, насколько она загромождает пространство. Занимает полкомнаты, топится полдня. 


Сергей и Дарья убеждены, что современная русская, или даже уральская, интерьерная тема — это экостиль с местными материалами. Древесина, гранит и сланцы с Урала — все это сегодня доступно и практично благодаря современным технологиям их обработки.


Современный вариант: много местного материала для отделки интерьера. Фото предоставлено дизайнерами
Современный вариант: много местного материала для отделки интерьера. Фото предоставлено дизайнерами


О том, как состоятельные уральцы учились строить дома, под влиянием каких идей появлялись их дворцы и виллы, читайте в нашем материале.