Памятник Якову Свердлову сразу после установки на площади Парижской Коммуны 
Памятник Якову Свердлову сразу после установки на площади Парижской Коммуны 

Один из самых известных, спорных и заметных памятников Екатеринбурга — Якову Свердлову. Он стоит в центре города, но история его создания по-прежнему остается неизвестной для многих. Рассказываем о его размерах и «видах на жительство».


В советские годы в городе Свердловске ходил такой анекдот:


Спрашивает как-то памятник Кирову (что на площади УПИ) у памятника Свердлову (что у Оперного театра):


— Скажи, а где ты куртку кожаную брал?!


Памятник Свердлову отвечает:


— Спроси у памятника Ленину (что на площади имени 1905 года), он продал!


На это памятник Ленину многозначительно показывает рукой в сторону улицы Вайнера и говорит:


— Брал в «Пассаже», но там уже все закончилось!


Мимо одного из этих памятников на проспекте Ленина ежедневно проходят десятки тысяч людей. На постаменте еле видна надпись: «Якову Михайловичу Свердлову (товарищу Андрею) — уральские рабочие».


В историю страны человек, изображенный на памятнике, вошел как государственный деятель, ставший в 32 года первым «президентом» Страны Советов, и один из организаторов убийства императора Николая Второго.


Решение о строительстве памятника приняли в марте 1923 года на торжественном заседании, посвященном 200-летию Екатеринбурга. Одновременно с решением переименовать город в Свердловск.


Местные деятели придумали, что нужно изобразить самого главного уральского революционера во время одного из нелегальных собраний на Шарташских Каменных палатках в сентябре 1905 года. Тогда сам Свердлов говорил: «Пока бьется в моей груди сердце, пока струится в жилах моих кровь, я не прекращу борьбы, и я верю, твердо верю, мы доведем ее до победного конца. Мы победим, за нас весь мир трудящихся…»


Первый вариант памятника Якову Свердлову работы Матвея Харламова 
Первый вариант памятника Якову Свердлову работы Матвея Харламова 


Первоначально одним из предложений было вырубить часть гранитной скалы и поставить на нее памятник. Так предлагал сделать архитектор Константин Бабыкин, но ленинградский архитектор Сигизмунд Домбровский принял другое решение — сложить постамент из множества блоков. Вот почему сейчас на постаменте видны немного разъехавшиеся куски гранита.


Но вот с местом установки никак не могли решить. Предлагали поставить монумент то у железнодорожного вокзала, то на Вознесенской горке — напротив дома Ипатьева, то на самих Каменных палатках. В итоге остановились на площади у Оперного театра. Незадолго до этого эту часть проспекта Ленина переименовали в площадь Парижской Коммуны. Она же должна была стать главной площадью социалистического Свердловска. 15 июля 1927 года к годовщине освобождения Урала от Колчака памятник, отлитый на заводе «Красный выборжец» в Ленинграде скульптором Матвеем Харламовым и установленный на гранитный постамент по проекту архитектора Домбровского, торжественно открыли.


Еще один факт из установки памятника. Когда бронзовую скульптуру привезли в город в железнодорожном вагоне, то он прибыл не на железнодорожную станцию Свердловск, а на территорию современного Исторического сквера в центре города. Тогда в 1920-х годах это было возможно, так как от улицы Восточной до центра города шла железнодорожная ветка. А проходила она по улице Малышева. Как вспоминали участники приемки скульптуры — вагон, установленный на Плотинке, вскрыли — и все увидели лежащего на боку Якова Свердлова. Бронзовый монумент осмотрела вся приемная комиссия, которая тоже поместилась внутри совершенно свободно.


Военные парады 1920-х годов на площади Парижской коммуны
Военные парады 1920-х годов на площади Парижской коммуны


Многие замечают, что у монумента, выполненного в стилистике раннего советского авангарда, непропорционально большая голова. Дело в том, что ленинградский скульптор Харламов рассчитывал, что фигуру «пламенного революционера» поставят на горе, поэтому и изготовил по всем правилам монументального искусства «большую» голову. Одновременно скульптор сваял и еще один такой же памятник, установленный для Заводоуправления Невского завода Ленинграда. Правда, голову он «приделал» другую — Владимира Ульянова-Ленина…


В таком же боевом порыве «товарищ Андрей», проживший всего 34 года, изображен и в горельефе «Я. М. Свердлов в 1905 году призывает рабочих Урала к вооруженному восстанию», который находится в Музее истории Екатеринбурга. Создано это монументальное произведение Эрнстом Неизвестным. Всемирно известный скульптор украсил залы музея в октябре 1952 года в честь 19-го съезда Коммунистической партии. Но после эмиграции на Запад — произведение «идеологически неправильного скульптора» пришлось убрать из экспозиции. Окончательное возвращение в экспозицию состоялось только в 2000-е годы.


Кстати, это огромное произведение искусства было не просто фантазией скульптора, а историческим документом. Консультантом в создании горельефа выступил Давыдов Николай Михайлович — участник революционного движения в Екатеринбурге и первый советский директор Верх-Исетского завода, лично знавший «виднейшего строителя Советского государства».


В музее истории города можно увидеть еще один артефакт, связанный с этими монументальными произведениями, — кожанку. «Кожаная одежда необыкновенно шла Якову Михайловичу…» — вспоминала жена революционера. Скульпторы именно с этой кожанки создавали «одеяние» памятников и горельефов Свердлова в Свердловске.