Николай Хамицевич, президент ассоциации «Предприятия дорожной отрасли Урала» 
Николай Хамицевич, президент ассоциации «Предприятия дорожной отрасли Урала» 

В воскресенье, 21 октября, работники дорожного хозяйства России отмечают профессиональный праздник. В честь этого президент ассоциации «Предприятия дорожной отрасли Урала» Николай Хамицевич и первый замначальника управления автомобильных дорог Свердловской области Владимир Оглоблин вспомнили основные вехи в истории отрасли и рассказали о перспективных программах, которые определят, по каким дорогам будут ездить свердловчане.


— Николай Викторович, как можно охарактеризовать сегодняшнюю ситуацию в дорожной отрасли?


Н. Х.: По архивным данным, с 70-х по 90-е в Свердловской области ремонтировалась примерно тысяча километров дорог в год. В 90-е по известным причинам объемы резко сократились, но и тогда темпы были достаточно высокими. Особое снижение произошло в 2008 году после кризиса.


В последние годы дорожная отрасль испытывала острое недофинансирование. Мы измеряем его в объемах недоремонта. Это количество дорог, которые нуждаются в ремонте, но работы на которых не проводились. Десять лет назад показатель в области был на уровне 4500 километров дорог, а сегодня — не менее 9000. Поэтому сейчас главная задача — не столько развитие новой сети, сколько сохранение существующей.


— Такая ситуация была только в Свердловской области?


Н. Х.: Нет, подобная картина наблюдалась по всей стране. Поэтому за проблему взялось федеральное правительство. Оно приняло масштабную программу по приведению в порядок государственной сети автомобильных дорог. Сегодня эта задача выполнена на 85%. А в 2017 году стартовала похожая программа для регионов.


В. О.: Называется «Безопасные и качественные дороги». В стране выбрали 38 агломераций с населением больше 500 тысяч человек. В этих городах к 2025 году необходимо привести к нормативам максимальное количество дорог. На старте программы в Екатеринбурге только 40% дорог отвечали требованиям. За два года их число удалось увеличить до 63%. К 2025 году эта цифра должна вырасти до 85%.


В рамках программы «Безопасные и качественные дороги» уже отремонтировали более 150 км региональных дорог
В рамках программы «Безопасные и качественные дороги» уже отремонтировали более 150 км региональных дорог


— Какие работы были проведены в рамках программы?


В. О.: В 2017 и 2018 годах проходили дорожные работы более чем на 150 километрах региональных дорог. На них устранили колейность, провели ремонт покрытия, установили дорожные знаки. Самые крупные объекты — ЕКАД и участки трасс Екатеринбург — Нижний Тагил — Серов, Екатеринбург — Реж — Алапаевск.


Н. Х.: Эти работы проводили крупные уральские подрядчики: ООО «ГУДСР» и АО «Уралтрансспецстрой», ООО «УралДорТехнологии», ООО «ПромСтройДекор», АО «Мелиострой».


— Можете рассказать о планах на ремонт дорог в следующем году?


В. О.: В 2019 году программу расширят на всю область, в нее войдут дороги Нижнего Тагила и вся региональная сеть. В следующем году в Екатеринбурге работы пройдут на 77 километрах дорог и улиц, в Нижнем Тагиле — на 36. Запланирована реконструкция, а в последующие годы — еще и строительство отдельных участков. Но программа еще должна пройти ряд согласований и общественных обсуждений.


Участок ЕКАДа был отремонтирован в рамках программы «Безопасные и качественные дороги»
Участок ЕКАДа был отремонтирован в рамках программы «Безопасные и качественные дороги»


— Как сейчас обстоят дела с финансированием дорожного строительства?


Н. Х.: В ближайшие пять лет по распоряжению президента РФ Владимира Путина на развитие дорожных инфраструктурных объектов России планируют выделить 6–7 триллионов рублей до 2024 года. На эти деньги можно отремонтировать около 400 000 километров дорог или построить свыше 60 000.


Как изменилась в последние годы сама работа дорожников?


Н. Х.: Сейчас к подрядчикам предъявляют повышенные требования. Гарантийный срок на региональные дороги составляет шесть лет. Поэтому подрядчики стали использовать более дорогие и качественные материалы. Дороги с высокой интенсивностью движения укладывают с использованием щебеночно-мастичного асфальтобетона. Он дороже традиционных материалов, но долговечнее в полтора раза.


Отбор подрядчиков стал жестче, гарантировать качественный результат могут только крупные компании, у которых есть собственные асфальтобетонные заводы, лаборатории контроля качества и большое количество профессиональной техники. Они же могут дать реальные гарантии. Крупный подрядчик работает на свой имидж, рассчитывает на продолжение сотрудничества и быстро реагирует на гарантийные случаи. И сегодня это норма, а не что-то сверхъестественное. Усилился контроль над работой дорожников, в том числе общественный. Порядка 400 объектов региональных автодорог находятся на гарантийном обслуживании. Каждую весну их проверяют.


На гарантийном обслуживании в регионе порядка 400 объектов. Их проверяют каждую весну
На гарантийном обслуживании в регионе порядка 400 объектов. Их проверяют каждую весну


Владимир Николаевич, вы представитель контролирующей организации, как оцените работу подрядчиков в последнее время?


В. О.: Уровень качества производства работ подрядчиками растет. Одновременно усиливается и контроль. При дорожных работах он идет в три стадии: входной — подрядные компании проверяют материалы до начала работ, операционный — в ходе работ и приемочный — при приемке объектов. Его проводят заказчик и подрядчик. В рамках программы БКД контроль за качеством мы проводим вместе с представителем Росавтодора — ФКУ «Уралуправтодор». Нареканий в работе за последние годы стало меньше, как и самих гарантийных случаев.


Контроль за работой подрядчиков в последние годы усилился
Контроль за работой подрядчиков в последние годы усилился


Дорожники используют более дорогие, но долговечные материалы 
Дорожники используют более дорогие, но долговечные материалы 


Николай Хамицевич и Владимир Оглоблин поздравляют своих коллег с профессиональным праздником, желают дальнейших успехов в работе, здоровья, благополучия и гладких дорог.