Колесо обозрения в Екатеринбурге — производства Ейского завода, такие аттракционы служат долго 
Колесо обозрения в Екатеринбурге — производства Ейского завода, такие аттракционы служат долго 

Совсем скоро, уже в январе 2019 года, многие аттракционы в парках и развлекательных центрах придётся закрыть. В силу вступит перечень требований к их безопасности — техническое состояние качелей и каруселей начнут проверять надзорные органы. Если что-то не будет соответствовать новым требованиям, работать им будет нельзя, пока нарушения не устранят.


Эксперт из Краснодара Андрей Петренко — один из главных в стране знатоков аттракционов. Он колесит по всей стране, проверяя горки, паровозики и батуты, и наизусть знает каждого производителя. Мы прогулялись с Андреем Николаевичем по парку Маяковского, поговорили о старых советских аттракционах и будущем развлекательных парков.


Андрей Петренко проверяет аттракционы по всей стране и знает наизусть каждую карусель
Андрей Петренко проверяет аттракционы по всей стране и знает наизусть каждую карусель


— Каждый аттракцион должен будет пройти процедуру на оценку технического состояния, — рассказывает Андрей Петренко. — Всё, что старое, введенное в эксплуатацию, выпускалось по своей документации, и сейчас Минпромторг готовит перечень требований к состоянию аттракционов. Много вопросов пока открытых, сомневаюсь, что там все распишут. Скорее всего, в документе будет только техническая часть, а кто будет проводить осмотр, какие требования к персоналу — этого не будет. Меня в Минпромторге спрашивают: будет ли негативное воздействие в части понесения дополнительных расходов? Да. Потому что одно из требований, например, — состояние ограждения. Надо заборы демонтировать, менять. А если у тебя 50 аттракционов в парке, будут ли расходы? Да, конечно. Но проверять уже после каникул будут, новогодние праздники это не затронет. И до мая-июня всем дадут время поработать.


— Что-то вам бросается в глаза, когда смотрите на наши старенькие аттракционы в этом парке?


— Чтобы точно определить, надо всё посмотреть, повертеть, заглянуть везде. Так, конечно, не скажешь на глаз. Но вот каждое кресло, к примеру, должно быть пронумеровано. Иначе будут трудности при проведении ежедневного осмотра. Например, фиксаторы надо проверять каждое утро, потом делать пробный запуск, потом заносить записи в журнал. А если нашлось нарушение, то как об этом сообщить персоналу, если сиденье не пронумеровано? Или вот, например, я не люблю цепочки на входе. Понятно, что оператор контролирует, но если он отвлечётся? И любой человек тогда сможет попасть в зону работающего аттракциона.


Обычная цепочная карусель, но каждое сиденье должно быть пронумеровано
Обычная цепочная карусель, но каждое сиденье должно быть пронумеровано


— Вот эти аттракционы — они насколько древние? Их вообще не пора ли списывать? Мы же маленькими на них катались, а они всё стоят, всё работают.


— Это 70-е, 80-е годы выпуска — при должном обслуживании у них хороший запас прочности. Да, это такое ретро. Вот эта цепочная карусель, «Орбита», скорее всего, Ейский завод, самый большой в стране, «Весёлые горки» — Запорожье, а вот паровозик — «Детская железная дорога», это Нижний Тагил такие выпускал.


— Безобидные карусельки для малышей...


— Да, но и они могут быть небезопасными. В Находке несколько лет назад был заброшенный парк, стоял разобранный аттракцион — голая платформа под карусель. Дети раскручивали сами эту платформу, и парень один не успел отскочить — ему отрезало ноги. Умер от потери крови. Предъявили обвинение администрации города, парк муниципальный был.


«Орбита» — один из самых любимых детьми аттракционов, он вращает под небольшим углом
«Орбита» — один из самых любимых детьми аттракционов, он вращает под небольшим углом


— Вообще в муниципальных парках следят за исправностью, за состоянием аттракционов?


— Нарушений много, но бывают примеры, когда такие вот старые карусели обретали вторую жизнь. В Краснодаре был директор парка, который занимался редизайном советских аттракционов, так он вот такой аттракцион «Карнавал», как у вас, так переделал и отрисовал, что тот стал лучше нового. Денег на это потратили столько, что можно было новый купить, но смотрится такое ретро очень привлекательно. Некоторые говорят, что у этих каруселей запас прочности десятикратный, я в это не очень верю, но точно, что если всё делать правильно, то 40–50 лет они работают и дальше будут работать. Кстати, самому старому колесу обозрения, которое находится в Вене, больше 100 лет.


Из таких каруселей можно сделать очень привлекательный аттракцион в стиле ретро
Из таких каруселей можно сделать очень привлекательный аттракцион в стиле ретро


— Чрезвычайные происшествия в парках с аттракционами часто бывают?


— В этом парке летом аттракцион упал — довольно типичная история. У меня есть своя личная статистика, неофициальная. Если говорить о причинах несчастных случаев на аттракционах, то примерно 20 процентов случаев — это техническое состояние аттракциона. Не вовремя осматривают карусельки, аттракционы надо снимать, осматривать изнутри и так далее, в обычных парках, увы, это не всегда делают как положено. Процентов 60 — ошибки персонала, который что-то не докрутил, не досмотрел, не проинструктировал. Вот случай был в Бердске, Новосибирская область. Там делали обход и забыли потом обесточить в кабине оператора аттракцион — колесо обозрения. Дети взломали кабину оператора, открыли, включили и катались. Пришёл мальчик-первоклассник и поспорил с кем-то: сможет ли он зацепиться и так сделать круг. Не смог, сорвался и упал, разбился насмерть. Дали срок директору парка, но мальчика не вернуть.


На нашем колесе обозрения никаких ЧП не было, а вот в одном сибирском городке персонал недоглядел, и случилась трагедия
На нашем колесе обозрения никаких ЧП не было, а вот в одном сибирском городке персонал недоглядел, и случилась трагедия


— А ещё 20 процентов — чья вина?


— Самих посетителей. Человек, покупая билет и читая правила, должен трезво оценить своё физическое состояние, соблюдать технику безопасности. От страха может плохо стать человеку, и законодательство потом не сможет защитить владельца аттракциона, к сожалению. А как может персонал оценить состояние человека? Внешне здоров, за сердце не хватается. Бывают же экстремальные аттракционы, скоростные, и никто не сможет сказать за вас — как вы их перенесёте. Я, например, на многих не катаюсь вообще. В батутных парках травм по вине посетителей ещё больше. Не будут же за всеми смотреть — как сгруппировался, как приземлился, в каком состоянии на батут пришёл. Тем более дети — их поведение часто хаотично, непредсказуемо.


— Это вы сейчас про батутные парки или про надувные батуты на улицах? (Про их небезопасность мы писали в мае этого года— Прим. ред.)


— Если уличные батуты в хорошем состоянии и правильно обслуживаются, они достаточно безопасны. Но это, к сожалению, не всегда так. Вот в нашей группе экспертов сейчас видео гуляет: в Казахстане на батуте девочка с горки скатилась, а внизу оказался разрыв, и она буквально внутрь батута провалилась. Папа снимал на видео, поэтому хотя бы видел, что произошло. А если бы нет? Просто исчез ребёнок, и всё.



— С девочкой всё нормально?


— Насколько мне известно, да. Обошлось.


Примерно в 20 процентах происшествий на аттракционах виноваты сами посетители, убеждён эксперт
Примерно в 20 процентах происшествий на аттракционах виноваты сами посетители, убеждён эксперт


— А обычные площадки во дворах вам приходится проверять, осматривать?


— Да, и к сожалению, уже после происшествий, по просьбе органов следствия.


— Какие самые типичные проблемы там?


— Чаще всего — что-то застревает там или отрывается. К этому оборудованию свободный доступ, и его никто не обслуживает. Надо регулярно что-то приваривать, подкрашивать, смазывать, заменять изношенные детали. А кто это делает? Покупают сделанные не по ГОСТу качели, потому что зачем покупать за 50 тысяч, если можно за 5? Но вот в ноябре начнёт действовать перечень ТУ на детские площадки, и, по идее, их тоже начнут проверять.


— Андрей Николаевич, вот вы про все парки в стране знаете, а есть у нас образцово-показательные? Какие сейчас считаются лучшими в России?


— Сейчас бум на строительство тематических парков. «Сочи Парк», например. «Диво Остров» в Питере — местный меценат открыл парк и курирует его сам. Это очень достойный парк. Там серьезное оборудование. ВДНХ и «Остров мечты» в Москве. В Красноярске есть ландшафтный парк, который получил премию «Хрустальное колесо» — он на маленьком пятачке, но как там красиво всё сделано!


Сейчас бум на современные тематические парки, но до Екатеринбурга он пока так и не докатился
Сейчас бум на современные тематические парки, но до Екатеринбурга он пока так и не докатился


— До Екатеринбурга дойдут современные парковые тренды, как думаете? Вот сколько лет у нас обещают «Уральский Диснейленд» построить, уже и эскизы показали, пять лет назад, — и тишина…


— Обязательно рано или поздно будет Dream Works. Но главная проблема наших парков знаете какая? Земля! (Кстати, земля под ЦПКиО находится в собственности области и имеет статус особенно охраняемой территории. — Прим. ред.) Непонятно, чья земля, как долго ты будешь на ней находиться. Обычная история, когда инвестор вкладывает деньги, но как только это становится прибыльным, начинаются разборки — чья земля. Почему Дисней и Dream Works не могут прийти? Они говорят, например: мы хотим землю на 100 лет, мы вложим деньги, но нужны гарантии, что за эти 100 лет никто эту землю ни при каких условиях не заберет. Таких гарантий никто не даёт, и нет развития. Но я верю, что у вас всё-таки новый современный парк будет.


Паркам мешает развиваться статус территорий, на которых они расположены
Паркам мешает развиваться статус территорий, на которых они расположены