Набрав номер Деда Мороза, вы, скорее всего, попадете на посредника
Набрав номер Деда Мороза, вы, скорее всего, попадете на посредника

И у Дедов Морозов бывает плохое настроение — когда они прощаются с детишками, снимают шубу и ставят в угол посох. Ведь для многих эта сказочная история просто работа. Александр из Екатеринбурга трудится Дедом Морозом уже много лет, поэтому хорошо знает этот бизнес — и не только с парадной, праздничной стороны, но и порой с неприглядной изнанки. Наглые заказчики, алчные посредники и непрофессиональные конкуренты — о том, с чем сталкиваются Деды Морозы, артист рассказал E1.RU. Публикуем его монолог.


Посредники с большой дороги


Взяв трубку и набрав номер Деда Мороза, вы вряд ли попадете сразу на него. Скорее всего, вы нарветесь на посредников, которые пытаются спекулировать на пустом месте. Нет, конечно, есть и порядочные компании. Назовем их «праздничные агентства категории А». У них есть имя, юридический адрес и расчетный счет. Они арендуют офис и держат в штате менеджеров. А когда нанимают артистов, предоставляют им костюмы, реквизит и даже музыкальную аппаратуру. Зачастую они дорожат своим именем и репутацией и предлагают качественный продукт. И оправданно берут свою комиссию. Если Дед Мороз стоит 3000 рублей, то сам актер получит в лучшем случае 1500. Впрочем, он наемный работник, которому все предоставило агентство, так что все по-честному.


Но бывает, что вы нарываетесь просто на «тетю на телефоне», которая выступает посредником. У нее нет костюмов, реквизита, программы. У нее вообще ничего нет, кроме желания срубить бабла под Новый год. Она не отвечает за качество услуг. Она не покупала и не шила костюмы, не делала фотосессии, не писала сценариев. Она просто разместила свой телефон и так же, как агентство, забирает себе значительную долю прибыли, при этом не неся никакой ответственности. Актеры в таком случае сами пишут сценарии, за свой счет шьют костюмы, покупают реквизит, тратят деньги на фотосессии, учат невероятное количество стихов к детским утренникам. Они выполняют волшебную работу, дарят малышам веру в чудо, а взрослым — новогоднее настроение. А на выходе их оплата труда составляет наименьшую часть.


Артисты хотели бы работать сами, но найти заказы им практически невозможно — весь спрос перебивают посредники-нахлебники. Того, что артист находит сам, никак не хватит ему, чтобы заполнить все новогодние дни.


Деды Морозы бывают разные
Деды Морозы бывают разные


Сколько стоит Дед Мороз?


От 1500 рублей до бесконечности, все зависит от жадности посредника. Сам артист при этом получит не больше 3000 рублей, если будет работать в паре со Снегурочкой. Максимум 5000 рублей, если его хорошо продадут. Цена для заказчика зависит от многих факторов: есть ли у Деда Мороза светящийся костюм? Умеет ли он делать фокусы или петь? Агентства могут продать артиста за две или восемьдесят тысяч рублей, и это будет один и тот же Дед Мороз.


Конечно, самое дорогое время — собственно новогодняя ночь. Менеджеры стараются продать Деда Мороза на 31 декабря за 10 000 рублей. При этом артист получит ту же плату, что и обычно, а менеджер — от 7000 рублей. Конечно, человек, который заплатил большие деньги, ждет потрясающего шоу. Но на самом деле цена ни о чем не говорит, она зависит только от жадности агента. Я с этим сталкивался.


Если вы собираетесь приглашать Деда Мороза, лучше делайте это в крупных компаниях, которые заключают договор и берут предоплату. Такие агентства дорожат своим именем, потому что занимаются не только Новым годом — у них много другой деятельности. В этом случае, если к вам придет пьяный или некомпетентный артист, вы можете за него не платить. Главное — снять его на видео, чтобы были доказательства.


Самое дорогое время — новогодняя ночь
Самое дорогое время — новогодняя ночь


Дед под дулом пистолета


Не только заказчик может нарваться на непрофессионала — работа Деда Мороза тоже может принести крупные неприятности. Скажем, иногда артистов вызывают выступать в загородных коттеджах чиновников или бизнесменов. Едешь под охраной, бывает, в дороге и глаза завязывают, чтобы артист не знал, куда едет. Долго едешь по лесным дорогам, кажется, и не выбраться оттуда… На месте — вышки с вооруженными охранниками. Сильно боишься сделать что-то не так.


Я слышал историю об одном из заказов в Екатеринбурге. По плану Деда Мороза должен был спустить с крыши многоэтажки промышленный альпинист. Снегурочка в это время сидит в комнате с девочкой и вдруг говорит ей: «Посмотри! Кто это там за окошком!» А там Дед Мороз на веревке болтается. Артисты приехали на заказ, и оказалось, что у консьержки нет ключей от крыши и технических помещений наверху. На дворе 31 декабря, никого с ключами уже не найти. Заказчик был даже не пьян, а явно под чем-то более тяжелым. Хорошо одетый мужчина в очень дорогих туфлях говорит Деду Морозу: «Ну и что, что нет технической возможности спуститься! Тебе все равно придется!» Приходит на последний этаж высотки, открывает дверь незаселенной квартиры, которая занимает весь этаж. «Вот, — говорит заказчик, — эта квартира принадлежит губернатору». Кто знает, правда ли это, но так он сказал.


Дальше заказчик открывает окно и говорит Деду Морозу: «Прыгай!» Артист с промышленным альпинистом в голос твердят, что это невозможно, в квартире не за что зацепиться! «Ничего не знаю, — кричит мужчина, — ты должен прыгнуть!» Артисту было действительно страшно! Он пытался уговорить заказчика вернуться к классическому сценарию, когда Дед Мороз стучит в дверь, но появление его в окне было идеей фикс. В итоге он поспешил оттуда убраться.


Дед Мороз чем старше, тем лучше, а у Снегурочки есть срок годности. Как у стюардессы
Дед Мороз чем старше, тем лучше, а у Снегурочки есть срок годности. Как у стюардессы


Таких не берут в Деды Морозы


В профессию идут люди трех типов. Во-первых, обычные люди, которые решили заработать. Во-вторых, актеры, которые обычно работают в театрах, а в сезон участвуют в елках в ДК и детских утренниках. В-третьих, студенты, обычно работающие аниматорами на днях рождения. Они знают множество подвижных игр, и это их спасает. Но вообще студенты — одна из самых непрофессиональных групп, потому что они не попадают в образ. Дед Мороз ведь — это дедушка, причем определенной комплекции. Если человек по жизни смотрится как Дед Мороз, на него будет особенный спрос. А если он еще и петь умеет — вообще прекрасно. Дед Мороз — как хорошее вино: чем он старше, чем опытнее, тем лучше, ценнее. Снегурочка — другое дело, у нее есть срок годности. Как у стюардессы.


Если у вас нет новогоднего настроения, искусственно пытаться поднять его не надо, говорит психолог Анна Кирьянова, но мы все-таки советуем чуть-чуть попробовать. Например, можно пойти на каток, у нас есть расписание всех катков города и бонусом смешное видео. Или бегите с детьми на горки, только почитайте сначала инструкцию, как их, детей, не потерять.