25 сентября пятница
СЕЙЧАС +3°С

Подлинность доказывали 40 лет: в Екатеринбург привезли 400-летнюю картину Рубенса

Увидеть «Кающуюся Марию Магдалину с сестрой Марфой» можно только в январе этого года

Поделиться

Картину торжественно показали гостям галереи

Картину торжественно показали гостям галереи

В галерею «Главный проспект» в Екатеринбурге привезли картину Питера Пауля Рубенса «Кающаяся Мария Магдалина с сестрой Марфой». Ее возраст — 400 лет, а подлинность доказывали 40 лет.

Как рассказали в «Главном проспекте», раньше картина хранилась в Эрмитаже, но несколько десятилетий ее считали копией и держали в запасниках. В 1976 году картину подарили Ирбитскому музею. Его директору Валерию Карпову после осмотра пришла мысль, что это может быть подлинник, но предположение еще нужно было доказать.

— С этой горящей слезой, текущей по щеке, эти влажные радужки, эта красная опись, и сами веки — розоватые. Никто другой так не мог написать вот этот глаз, только он, — говорит Валерий Карпов.

Чтобы доказать авторство Рубенса, потребовалось подождать еще 40 лет. Все это время картина находилась в хранилище. Она была в очень плохом состоянии, но реставрировать огромное — двухметровое — полотно желающих не находилось. Лишь в 2012 году реставратор Антонина Наседкина из Нижнего Тагила приступила к работе. За четыре месяца она сняла с полотна четыре слоя лака. Постепенно вся площадь лакового покрытия была осторожно утончена и выровнена. И открылась подлинная, тонкая, красивая по колориту авторская живопись.

Эта картина долгое время считалась копией, но экспертам удалось доказать ее подлинность

Эта картина долгое время считалась копией, но экспертам удалось доказать ее подлинность

Микрофрагменты грунта, пигменты красок и ниточки холста отправили в Московский государственный научно-исследовательский институт реставрации. Полгода готовилась химическая экспертиза, которая подтвердила: картина создана в начале XVII века, во время жизни Рубенса.

— Известно, какими пигментами Рубенс пользовался, где он их покупал. Он был человеком очень хозяйственным, — рассказали в «Главном проспекте». — В архивах сохранились документы, где поставщик писал ему: на сколько флоринов вам класть лазури? Лазурь была самой дорогой краской. Искусствоведы Эрмитажа изучали технику живописи. Сейчас на руках ирбитских музейщиков — заключение: «Магдалина» принадлежит кисти Рубенса и двух его учеников.

Как считают эксперты, это ранний, авторский вариант картины «Кающаяся Мария Магдалина и сестра Марфа». Более поздний хранится в Художественно-историческом музее в Вене.

Картина написана сложной системой мазков и движений кисти: они различаются по форме, размеру и плотности. Особая манера письма создает ощущение живых, наполненных слезами глаз. Эти приемы дополняются выразительными эффектами цвета, света и тени, что создает напряженный драматизм и высокий пафос образов.

Картину Рубенса «Кающаяся Мария Магдалина с сестрой Марфой» можно увидеть в галерее «Главного проспекта» в январе 2019 года. Сейчас там проходит выставка «Шедевры живописи».

В конце прошлого года в галерее «Главный проспект» разразился скандал. Две девушки, пытаясь сделать фотографии, уронили стенд с подлинниками сюрреалиста Сальвадора Дали и испанского художника Франсиско Гойи. В галерее ущерб оценили в несколько тысяч евро. Падение стенда попало на видео, полную версию мы показывали.

Фото: «Главный проспект», Галина ТОКАРЕВА, Денис АРТАМОНОВ / facebook.com
Видео: Галина ТОКАРЕВА / facebook.com

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

У нас есть почтовая рассылка для самых важных новостей дня.Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить.

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!