17 ноября воскресенье
СЕЙЧАС +0°С

Цены выросли больше, чем НДС: екатеринбургские бизнесмены — о девятке яиц и новых ценниках

E1.RU посмотрел, как повышение сказалось на стоимости товаров и услуг

Поделиться

Девяток яиц стал главным символом повышения цен в 2019 году

Девяток яиц стал главным символом повышения цен в 2019 году

В середине прошлого года Госдума решила повысить НДС с 18 до 20%, и многие тогда даже не обратили на это внимания. Во-первых, одновременно с этим подняли пенсионный возраст. Все разговоры были о том, смягчит президент реформу или нет. Против новой ставки НДС никто митинги не проводил.

Во-вторых, казалось, что изменение налога на два процента — сущая мелочь. Так что в отличие от пенсионной реформы откладывать принятие закона о повышении НДС не стали, а потому к концу июля Госдума выполнила свою часть работы. Следом закон утвердил Совет Федерации и подписал президент Владимир Путин.

Уже тогда опрошенные E1.RU бизнесмены сходились во мнении, что повышение не пройдёт незамеченным.

— В любом случае это всё попадёт в цены, повысится инфляция, — прогнозировал председатель правления банка «Нейва» Павел Ефремов. — Значит, будет давление на ключевую ставку. В этой ситуации они будут вынуждены повысить ключевую ставку. Сложно сказать, на сколько именно. Вероятно, следом вырастут ставки по кредитам и вкладам.

С Нового года банки повысили ипотечные ставки

С Нового года банки повысили ипотечные ставки

Уральский банкир попал в яблочко: до Нового года ЦБ дважды повышал ключевую ставку. Делал, конечно, это максимально аккуратно, каждый раз увеличивая её на скромные 0,25% (сначала в сентябре, а затем в декабре 2018 года). Регулятор объяснял свои действия ускорением инфляции и скорым повышением НДС.

Сбылась и вторая составляющая прогноза Павла Ефремова: два крупнейших банка — ВТБ и Сбербанк — решили повысить ипотечные ставки. ВТБ сделал это с 1 января, но никаких релизов в этот праздничный день рассылать они, конечно, не стали. Базовая ставка возрастёт на 0,6%, плюс 0,5% добавится для тех, у кого первоначальный взнос менее 20%. Сбербанк должен объявить о повышении в понедельник, 14 января. Но уже известно, что ставка станет больше минимум на 1%.

По сути, все мы сейчас играем в игру «вспомни старую цену и посчитай, насколько она стала больше». К сожалению, чаще всего стоимость товаров и услуг увеличилась больше, чем на ставку НДС.

E1.RU пообщался с экспертами из разных сфер, чтобы узнать у них, насколько всё-таки уже выросли цены и что с ними будет дальше.

О еде

Одной из главных тем прошлой недели стало появление в продаже упаковки яиц, в которой их девять штук вместо десяти. Даже анекдоты на эту тему успели появиться. В итоге выяснилось, что такую упаковку производят уже девять месяцев. Просто кому-то так удобнее. Но на самом деле этой тенденции небольшого уменьшения производителями привычной тары уже не один год. Например, пачка сливочного масла стала 180 граммов вместо 200, вместо литра молока стало 950 миллилитров и так далее. Просто это один из способов повысить стоимость. Очевидно, что в ближайшем будущем появятся новые примеры.

С Нового года почти все производители продуктов успели повысить цены

С Нового года почти все производители продуктов успели повысить цены

Александр Оглоблин, собственник сети супермаркетов «Елисей»:

— Практически все производители подняли стоимость своей продукции минимум на те самые два процента. Но есть циклы производств, где НДС хоть и возмещается, но с каждым разом сумма этого налога увеличивается.

Стоимость выросла даже у тех продуктов, для которых НДС остался прежним (например, у молочной продукции или детского питания) и составляет 10%. Но, например, для них покупают тару с НДС в 18%, а он увеличился до 20%, а потому вынуждены закладывать этот фактор в цену. Мы же вынуждены транслировать это в цены для конечных потребителей.

Конечно же, сказывается не только НДС, но и увеличение тарифов на электроэнергию и другие коммунальные услуги. Также упал курс рубля к валютам. Так что есть масса факторов, которые играют на повышение цен.

Владилен Фуфаров, гендиректор «Смака»:

— На хлеб, другие хлебобулочные изделия и ряд других продуктов и товаров, включая детские, распространяется 10-процентная ставка НДС. Она как была установлена, так и осталась.

Повышение цен на продукцию идет в плановом порядке в течение года. Это может быть связано с увеличением затрат на производство, ростом спроса и другими факторами. Никаких ажиотажных ужасных повышений нет и не предвидится.

Обычно повышение составляет 5–10%. В прошлом году мы повысили цены по 23 позициям из 67 — в несколько заходов в течение года. В каждом случае причины были свои: изменилась технология, сырье подорожало, инфляция повлияла. В этом году в течение года мы плавно по ряду позиций тоже будем повышать.

НДС для хлеба остался прежним, но цены на него все равно вырастут

НДС для хлеба остался прежним, но цены на него все равно вырастут

Анатолий Павлов, директор группы компаний «Частная пекарня "На Вишнёвой"»:

— У меня нет возможности контрактовать в долг, поэтому каждая поставка идет с другой ценой — совершенно непонятно, с НДС это [новая цена] связано или нет. У меня с сентября идет неуклонный рост почти на все сырье, падения не было ни одного еще. Меньше чем на 15–17% ни одно сырье не подорожало. Максимальное поднятие — мак, 120%, но он уникальный в этом смысле. В прошлом году в большинстве сетей мы подняли цены на 6–8%. С нового года цены на продукцию поднялись на 1,7%.

Андрей Косилов, собственник Среднеуральской птицефабрики:

— В связи с ростом НДС у нас цены не изменились ни на копейку. Во-первых, они менялись в прошлом году, пусть незначительно, ну и мы же не можем все, что государство нам «дарит», перекладывать на плечи наших потребителей. Ищем внутренние резервы. Производители прекрасно понимают, что, если они начнут задирать цены, их продукцию начнут реже покупать.

О связи 

Уверены, что многие пользователи долгое время даже не интересовались, во сколько им обходится домашний интернет или сотовая связь. Всё потому, что многие годы их стоимость снижалась.

Но в конце декабря прошлого года сотовые операторы «Билайн», «МегаФон» и Tele2 разослали абонентам сообщения об изменении стоимости услуг с января 2019 года. Причем «МегаФон», например, прямо написал своим абонентам, что рост тарифов связан с повышением НДС, ещё задолго до Нового года. 

Иван Кущ, главный редактор издания Yamobi.Ru, отмечает, что повышение пока коснулось корпоративных клиентов, а также архивных тарифных планов. Но точный размер изменения можно будет подсчитать только в конце января — начале февраля.

Многие операторы предпочитают не комментировать ситуацию, но всё-таки есть те, кто готов говорить на эту не самую приятную тему.

С нового года операторы уже переписали часть тарифов

С нового года операторы уже переписали часть тарифов

Пресс-служба свердловского «Ростелекома»:

— В последнее время произошел и ожидается целый ряд событий, которые оказывают негативное влияние на финансовое положение всех телеком-операторов: повышение НДС до 20%, что автоматически ведет к росту себестоимости оказания услуг, реализация антитеррористического пакета законов (закона Яровой), рост стоимости основных валют, что ведет к удорожанию контента, инвестиционных программ операторов и абонентского оборудования.

Из-за этого все телеком-операторы (и не только они) вынуждены корректировать цены. С 1 января 2019 года «Ростелеком» индексирует архивные тарифы на пользование интернетом и кабельным телевидением. Стоимость этих услуг долгое время оставалась неизменной. Сейчас она повысится в среднем на 69 рублей. Например, тариф «Доступный» включает в себя пользование интернетом и пакет каналов кабельного телевидения. Он был самым низким среди тарифов «Ростелекома». Сейчас тариф приближен к средней стоимости таких услуг на рынке.

При этом «Ростелеком» всегда старается увеличить возможности своих пользователей при изменении тарифных планов: повысить скорость передачи данных, увеличить количество телеканалов в пакете кабельного телевидения. Отдельно отметим, что «Ростелеком» поднимает стоимость не более чем трети тарифов.

Артём Черанёв, генеральный директор компании «Инсис»:

— Операторы многие годы постоянно снижали цены, стремясь завоевать рынок. К 2014 году сложилась ситуация, когда стоимость услуг перестала соответствовать реальности. Все игроки поняли, что дальше так нельзя, а потому тарифы стали постепенно повышаться.

Что касается НДС, то для корпоративных пользователей мы автоматом увеличили стоимость. Повышение же для частных пользователей выборочное. Но наша политика заключается в том, что при повышении цен мы стали включать в тариф больше услуг. С нового года мы ввели новую линейку, а потому нельзя напрямую сравнивать стоимость.

О жилье  

Рынок недвижимости обычно реагирует на изменения с временным лагом в полгода минимум. Так что сейчас пока рано говорить, как изменение ставки НДС отразится на ценах. Понятно, что существенное влияние окажет повышение ипотечных ставок, а также фактический запрет долёвки. Но не только.  

В конце года основатель компании PRINZIP Геннадий Черных в интервью E1.RU сказал, что на стоимость квадратного метра повлияют также новые требования к застройщикам, инфляционные издержки, подорожавшие электроэнергия и строительные материалы

Вячеслав Батаков, директор по продукту «Атлас Девелопмент»:

— У нас в компании все обстоит неплохо, потому что очень многие контракты были заключены достаточно жестко с поставщиками, например, светопрозрачных конструкций, где было прописано, что изменение НДС не влияет на изменение суммы договора — это ответственность поставщика. По каким-то проектам мы подстраховались, но, безусловно, это [рост НДС] отразится на новых очередях строительства и на новых проектах. 

Корректировка [цен] будет. На сколько [они вырастут]? Лично я считаю, что катастрофического рывка цен не будет. Некоторые застройщики говорят, что это будут десятки процентов, но я с этим не согласен. В ряде проектов, скорее всего, застройщики будут корректироваться своей маржинальностью. Мы работаем в нишевом сегменте, делаем штучный продукт — не масс-маркет, поэтому у нас возможна корректировка цены, но это, скорее всего, будет связано не с НДС, а с плановым повышением цен в связи со строительством объектов и степенью готовности.

Цены на рынке могут вырасти не только из-за НДС. Тут несколько факторов, в том числе ключевая ставка Центробанка. Реальная покупательская способность не растет. Я думаю, что рынок у нас достаточно инертный и резких колебаний не будет.

Бензин и автомобили 

Ранее мы подробно анализировали ситуацию на этих рынках. С бензином всё более или менее понятно, поскольку действует соглашение между правительством и нефтяными компаниями. В январе нефтяным компаниям разрешено поднять цену на 1,7% для компенсации НДС-фактора. «Лукойл» в Екатеринбурге цены повысил, но другие сетевые АЗС пока не сделали этого. Но это лишь вопрос времени. Дальнейший же рост не должен превышать уровня инфляции. 

Правительство разрешило нефтяным компаниям повысить цены на бензин на 1,7%

Правительство разрешило нефтяным компаниям повысить цены на бензин на 1,7%

Сергей Бойко, эксперт «Независимого топливного союза»:

— Сейчас наблюдается столь серьёзное падение цены на нефть и сокращение экспортной маржи, что экономически стоимость топлива может быть ниже рублей на пять. Установленный правительством уровень цен позволяет не просто без труда выдерживать его, но и получать дополнительные доходы. 

Если с крупными игроками заключили соглашение, то сделать то же самое с десятком тысяч частных игроков невозможно, поэтому нормы носят рекомендательный характер, но тех, кто их нарушит, могут закошмарить проверками качества топлива, недолива и так далее.

С ценами на автомобили всё сложнее. Большинство производителей уже переписали прайсы. И кроме НДС многие из них заложили в новые цены валютные риски. 

Цены на авто растут не только из-за увеличения НДС, но и из-за ослабления рубля

Цены на авто растут не только из-за увеличения НДС, но и из-за ослабления рубля

Например, у АвтоВАЗа средняя прибавка составила 3–3,5%, то есть 15–28 тысяч рублей. Mitsubishi объявил о повышении цен на 25–50 тысяч рублей в зависимости от модели. УАЗ стал дороже на 12–20 тысяч рублей, Citroen — на 20–100 тысяч, а Hyundai — на 19–50 тысяч. Впрочем, пока есть скидки на машины прошлого года. Ранее в интервью E1.RU собственник ГК «Автобан» Анатолий Бартенёв отмечал, что первые машины по новым ценам начнут поступать на дилерские склады в конце января — начале февраля.

Фото: Артём УСТЮЖАНИН, Илья ДАВЫДОВ / E1.RU

оцените материал

  • ЛАЙК 0
  • СМЕХ 0
  • УДИВЛЕНИЕ 0
  • ГНЕВ 0
  • ПЕЧАЛЬ 0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку?
Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!