24 октября четверг
СЕЙЧАС +5°С

«Мы не стали богаче»: директор «Спецавтобазы» — о новых тарифах на вывоз мусора и старых свалках

Григорий Вихарев рассказал, куда уходят деньги с платежей населения

Поделиться

На пост директора «Спецавтобазы» Григория Вихарева посоветовали его коллеги-депутаты 

На пост директора «Спецавтобазы» Григория Вихарева посоветовали его коллеги-депутаты 

В конце декабря главой МУП «Спецавтобаза», которое вывозит мусор из Екатеринбурга, стал 28-летний депутат гордумы Григорий Вихарев. За год он стал третьим новым руководителем предприятия. Смена произошла накануне старта мусорной реформы в России. В Свердловской области тариф на вывоз мусора теперь составляет 148 рублей с человека.

А «Спецавтобаза» разделила работу в Екатеринбурге со своим генподрядчиком — местным «Транссервисом», выигравшим три контракта на 2,7 млрд рублей, — и стала контролировать его работу в 34 муниципалитетах области. Мы поговорили с Григорием Вихаревым о том, в каком состоянии сейчас предприятие, как начислялся тариф за вывоз мусора и может ли он стать меньше.

— Как на ваше назначение отреагировал предыдущий директор, бывший замминистра природных ресурсов Свердловской области Сергей Пономарев (возглавлял предприятие с августа 2018 года. — Прим. ред)?

— Мне трудно комментировать данный вопрос. Так получилось, что мы в лицо друг друга даже не увидели. Меня представил трудовому коллективу главный инженер — человек, который исполнял на тот момент обязанности директора. Были три человека из руководящего состава, которые сразу же написали заявления об уходе по собственному желанию, но это никак не сказалось на работе предприятия. Коллектив — а это профессионалы своего дела — сразу же подменил ушедших. Так что ухода даже не заметил никто. По прошествии месяца с уверенностью могу сказать, что на предприятии работают специалисты высокого класса, с которыми не страшно ни в огонь, ни в воду. 

Со своим предшественником Григорий Вихарев знаком не был и его ошибки разбирать не хочет

Со своим предшественником Григорий Вихарев знаком не был и его ошибки разбирать не хочет

— Комментируя свое назначение, вы сказали, что против приватизации предприятия. Почему?

— У муниципального предприятия есть социальная ответственность. Станем частными — эта нить пропадет. Я как депутат против, потому что частная организация всегда в первую очередь думает, как бы собственный карман набить да побыстрее. Если мы отдадим предприятие частнику, а он встанет не с той ноги и решит, что его цена за вывоз мусора не устраивает? Мы в нем тонуть должны, что ли? Городу Екатеринбургу нужен вменяемый подконтрольный МУП в этой отрасли.

— Известно, что вся ваша семья — бизнесмены. Почему бы просто не купить предприятие самому, сделать из него конфетку и зарабатывать деньги?

— Надо отделять историю с простым заработком денег и историю с грамотным управлением этим предприятием.

— Мусорный бизнес считается одним из самых криминальных (если не самым) в стране. Не боитесь?

— Мне в этом смысле бояться не приходится, потому что у меня есть очень сильная поддержка в лице еще и моих избирателей. Статус депутата позволяет мне в любую секунду заявить с трибуны о тех или иных трудностях, в том числе и о каком-то давлении. На что в секунду отреагируют все правоохранительные структуры. За что давать мне предупреждения и пугать меня? За то, что я работу выполняю качественно? 

«Спецавтобаза» сама вывозит из Екатеринбурга 20% мусора, остальное — генподрядчик. Есть жалобы? Звоните по телефону горячей линии 8 (800) 775-00-96 (с пн. по чт. — с 8:00 до 18:00, в пт. — с 8:00 до 17:00)

«Спецавтобаза» сама вывозит из Екатеринбурга 20% мусора, остальное — генподрядчик. Есть жалобы? Звоните по телефону горячей линии 8 (800) 775-00-96 (с пн. по чт. — с 8:00 до 18:00, в пт. — с 8:00 до 17:00)

— По данным системы «Контур.Фокус», в 2017 году чистый убыток предприятия составил 12,1 млн рублей. С какими показателями «Спецавтобаза» вышла из 2018 года?

— С убытком в 32 млн рублей. Финансовая ситуация на предприятии полностью управляемая. Нет тут таких больших убытков, про которые все говорят. Экономика абсолютно сбалансирована. Не нужно надувать мыльный пузырь и говорить, что «Спецавтобаза» убыточная и тут жуть что происходит. Да ничего подобного. Это плановый период для любого такого большого предприятия.

— И все-таки как думаете, почему предприятие не выходило в плюс?

— «Спецавтобаза», к моему большому сожалению, подверглась большой кадровой турбулентности. И оценивать работу того или иного директора — а их за последнее время сменилось довольно много — наверное, будет неправильно. Я уважаю людей, которые были до меня, поэтому пусть эту оценку даст Департамент финансов администрации, потому что это МУП, и депутатский корпус. Говорить о том, какое мне тут досталось хозяйство, хоть без слез [смотреть] и нельзя, но это будет неправильно. Я готов это делать, но только в рамках работы депутата, сейчас я говорю как директор муниципального предприятия. 

До «Спецавтобазы» Вихарев работал исполнительным директором компании «Финансы и право», занимал руководящие должности в управляющей компании и на асфальтобетонном заводе Брянска

До «Спецавтобазы» Вихарев работал исполнительным директором компании «Финансы и право», занимал руководящие должности в управляющей компании и на асфальтобетонном заводе Брянска

— Как планируете исправлять финансовое положение «Спецавтобазы»?

— Наша задача — продолжать усиливать темпы работы с муниципальными контрактами, коими мы всегда были обеспечены. У нас есть контракты по отлову бездомных собак, по туалетам, которые мы выставляем на городских мероприятиях, и так далее. Я бы хотел усилить работу с частными клиентами, которые пользуются услугами «Спецавтобазы», и заключать с ними больше прямых договоров. Я говорю о владельцах отдельно стоящих зданий бизнес-характера, о юрлицах, у которых нужно вывозить отходы производства. Да, в Екатеринбурге очень много организаций, которые имеют схожий со «Спецавтобазой» профиль деятельности, но мы являемся регоператором и более надежны, плюс мы являемся собственниками двух полигонов: «Широкореченского» (сейчас закрыт и готовится к рекультивации в 2021 году) и «Северного» в Верхней Пышме (работает).

По словам Григория Вихарева, у «Спецавтобазы» 43 мусоровоза, у генподрядчика — «Транссервиса» из Екатеринбурга — 300 

По словам Григория Вихарева, у «Спецавтобазы» 43 мусоровоза, у генподрядчика — «Транссервиса» из Екатеринбурга — 300 

— В ноябре в одном из своих влогов на YouTube депутат Тимофей Жуков заявил, что на Широкореченский полигон продолжают свозить мусор. Правда ли были такие случаи?

— Мне сложно комментировать эту историю, потому что меня тогда не было. Насколько мне известно, это был не мусоровоз, а спецмашина, которая привозила изоляционный материал, чтобы мусор, выделяющий газы, не возгорался. Сейчас на въезде на полигон висит амбарный замок. У нас там есть жители, которые чуть что звонят на горячую линию «Спецавтобазы», и дорога там сложена так, что, стоит пройти хоть одной машине, наши телефоны разорвутся.

— Ждут ли предприятие какие-то глобальные изменения?

— Да, я бы очень хотел больше общаться с собственниками — с администрацией — и чтобы именно «Спецавтобаза» поучаствовала в инвестиционных программах по строительству мусоросортировочных комплексов — а их в зоне нашей ответственности (Восточной) должно появиться семь, в том числе два в Екатеринбурге. Нам нужна своя сортировка, мы должны выйти на новую качественную услугу по обслуживанию населения. Я говорил, что президент совершил правильное действие, когда внес законопроект в Госдуму. И я рад, что наш губернатор принял решение и мы вошли в эту реформу. Хотя поправки были, что это отдано на откуп субъектам: кто-то мог отсрочить это, а Москве, Санкт-Петербургу и Севастополю вообще сказали, что в ближайшее время они могут в реформу не входить. А мы не имеем права подвести жителей. Если не взяться, нас ждет экологическая катастрофа. Всего пять процентов мусора сегодня сортируется в Свердловской области качественным образом. Нам нужно увеличивать эти показатели до 70%. А остатки захоранивать на полигонах.

— Тариф — 148 рублей за человека, прописанного в квартире, — люди называют необоснованно завышенным. Откуда взялась такая сумма и можно ли ее уменьшить?

— Профильный комитет Госдумы недавно дал оценку, что тарифы, сформированные на территории России, в ближайший год не рекомендуется менять. Да, они не всех устраивают, но в то же время многие думают, что мусор раньше вывозился бесплатно. На самом деле цифра за вывоз мусора была заложена в статью за содержание жилья, а сейчас выведена отдельной строкой. Тариф перед РЭКом (который его устанавливает. — Прим. ред.) поделен на очень простые составляющие: транспортную, взаимодействие с полигонами, собственные траты, которых очень немного. Нам что дали — с тем мы и пошли работать. Мы не стали богаче, вообще нет, потому что как регоператор всего лишь структурируем работу: деньги с населения передаем перевозчику, он платит зарплаты, покупает горюче-смазочные материалы, то есть выполняет свои обязанности. Остальные деньги уходят полигонам, куда свозятся отходы, и на собственные нужды — на штат, на представителей в территориях, пакеты для частного сектора и так далее. Изменится ли тариф? Сейчас ФАС проверяет, обоснован ли тариф.

— Как будет начисляться плата за вывоз мусора, если в квартире никто не прописан или она в аренде?

— Счета будут выставляться каждому собственнику квартиры в многоквартирном доме, индивидуального жилья и торговых площадок, которые есть в многоквартирных домах на первых этажах. Если в квартире никто не живет, нужно сходить в паспортный стол или ТСЖ и принести нам справку об этом — и счета выставляться не будут. Если счета уже были выставлены, несите справки — мы тут же произведем перерасчет.

— А вы сами считаете тариф обоснованным?

— Я считаю, что это сейчас нам необходимо, чтобы качественно повысить уровень данной отрасли и уровень оказываемой услуги. В текущем году, убежден, мы увидим активность во взаимодействии бизнеса и власти. Задача простая: показать инвестиционную привлекательность данной отрасли, привлечь внебюджетные средства. Это действие само по себе даст мощный импульс развития и, на мой взгляд, уже в ближайшее пятилетие будут реализованы все намеченные по строительству мусоросортировочных комплексов проекты, а значит, будет создана экологичная и современная система обращения с мусором. Именно поэтому мы — люди, живущие на Урале, должны поддержать стартовавшую в нашей стране реформу, ведь у нас и без того много вредных производств, которые негативно влияют на экологию. Кроме того, только в Восточной зоне насчитывается порядка 600 несанкционированных свалок, которые нам, как региональному оператору, предстоит разгребать.

— Как будете бороться с этими свалками? 

— Есть свалки, которые отражены в территориальной схеме, и мы о них знаем. В ближайшее время их количество должно быть сведено к нулю. Стихийные же свалки будут выявляться и ликвидироваться. Собственник земельного участка получит предписание об уборке и, если не выполнит его в регламентированный срок, регоператор произведет работы сам и выставит счет за ликвидацию данной свалки.

Вопрос обоснованности тарифов на вывоз мусора волнует жителей многих регионов. Например, тюменцы попросили местные власти отложить мусорную реформу на год. Наши коллеги с портала 72.RU сравнивали, как отличаются тарифы на вывоз мусора в Тюмени, Перми, Челябинске и Екатеринбурге. Кстати, в Челябинске все еще идет борьба в суде за повышение тарифов.

Фото: Артем УСТЮЖАНИН / E1.RU

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку?
Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!