18 ноября понедельник
СЕЙЧАС -9°С

Екатеринбург черно-белый: вспоминаем историю Большого Конного полуострова, ставшего капсулой времени

Рассказываем, с чего начиналась история самого тихого уголка уральской столицы

Поделиться

Июль 1925 года, строятся первые жилые дома для работников электростанции на Конном полуострове

Июль 1925 года, строятся первые жилые дома для работников электростанции на Конном полуострове

Мы продолжаем наши исторические фотопрогулки. Большой Конный полуостров — это одно из самых удивительных мест Екатеринбурга. Дело в том, что эта часть города словно застряла в далеком прошлом: на небольшом клочке земли у юго-восточного берега Верх-Исетского пруда сегодня можно найти горстку обветшавших домишек, развалины старой школы и электростанции. Пока столица Урала в течение десятилетий прирастала новыми высотными домами, зеркальными офисниками и даже небоскребами, пейзаж Конного полуострова почти не менялся.

Но так было не всегда. В 20-е годы прошлого столетия именно Конный полуостров дал городу шанс на бурное развитие, обеспечив электроэнергией его ключевые промышленные предприятия и жилые дома. Но обо всем по порядку.

Собственно, почему он Конный, спросите вы? По одной версии, такое название закрепилось из-за того, что в дореволюционное время жители Екатеринбурга часто пасли там своих коней, ведь полуостров утопал в зелени и был отдаленным глухим местом. По другой — полуостров и возникший на нем поселок назвали в честь конки, с помощью которой возили торф с Широкой Речки.

Строительство высоковольтной линии, ведущей с Большого Конного в Свердловск, который остро нуждался в электроэнергии

Строительство высоковольтной линии, ведущей с Большого Конного в Свердловск, который остро нуждался в электроэнергии

Цивилизация пришла на Большой Конный после 1917 года. Когда отгремела Октябрьская революция, советская власть постепенно занялась восстановлением экономики страны. Владимир Ленин считал, что восстановить хозяйство можно только с помощью электрификации. Чтобы выполнить эту задачу, в феврале 1920 года была создана Государственная комиссия по электрификации России (ГОЭЛРО). По плану электрификации Урал, как один из ключевых регионов, планировалось превратить в крупный индустриальный центр страны.

Цивилизация пришла на Большой Конный в 20-е годы XX века

Цивилизация пришла на Большой Конный в 20-е годы XX века

По одной из версий, название Большой Конный (или Большеконный) появилось из-за того, что работники Верх-Исетского завода любили выгуливать на его территории своих лошадей

По одной из версий, название Большой Конный (или Большеконный) появилось из-за того, что работники Верх-Исетского завода любили выгуливать на его территории своих лошадей

Однако к началу 20-х годов в столице Урала с электричеством было совсем плохо: центральная электростанция находилась в разбитом состоянии, ее оборудование изношено, город испытывал острый недостаток электроэнергии. Свердловск сидел в темноте (к примеру, для освещения улиц нужно было 800 кВт, а станция с трудом давала 400). 

Тогда и было принято решение, что на Конном полуострове нужно построить новую электростанцию. На ее возведение требовалось 2 миллиона рублей. Примерно 30% от этой стоимости оплатил Горисполком, остальную сумму собрали различные промышленные предприятия, объединившиеся в Акционерное общество «Свердловская ГЭС». 

Станция в стиле модерн

Стройка на Большом Конном закипела в 1924 году и началась с закладки крепкого фундамента. Здание с немалыми усилиями возводили около 50 рабочих. В марте 1927 года ГЭС была готова. Турбины для нее заказали на Ленинградском металлическом заводе.

Постройка ГЭС была глобальным событием для Свердловска. В газетах писали:

«Сама станция красива и чиста, как только что выпущенная из мастерской игрушка… Ровно в половине первого товарищ Пылаев разрезал красную ленту, которая связывала паропуск и турбогенератор, и сердце новой красавицы забилось. На распределительном щите зажглись контрольные лампочки, и поплыл в новеньком зале мягкий, характерный гул. Директор завода «Красная Кровля» повертывает рычаг всего на три сантиметра влево, и новый цех его завода за четыре километра от станции получает жизнь. Зампред Горсовета товарищ Кушнерук поворачивает другой рычаг, и за пять километров зажглись лампочки в Свердловске…»

Проект станции

Проект станции

Закладка первого камня

Закладка первого камня

Турбины для станции привезли с Ленинградского металлического завода. Оборудование доставляли на дрезинах с помощью конной тяги, а затем по водной глади, на лодках и понтонах 

Турбины для станции привезли с Ленинградского металлического завода. Оборудование доставляли на дрезинах с помощью конной тяги, а затем по водной глади, на лодках и понтонах 

Монтаж турбин станции. Для инженеров было принципиально важно, чтобы все оборудование новой уральской электростанции было советского производства 

Монтаж турбин станции. Для инженеров было принципиально важно, чтобы все оборудование новой уральской электростанции было советского производства 

В машинном зале новой станции. На втором этаже виден щит управления, выполненный из мрамора. Внутреннее убранство здания построенного в стиле модерн, напоминало дом культуры

В машинном зале новой станции. На втором этаже виден щит управления, выполненный из мрамора. Внутреннее убранство здания построенного в стиле модерн, напоминало дом культуры

На этом снимке&nbsp;— энергетики, благодаря которым была возведена станция.&nbsp;Директор-распорядитель АО «Свердловская ГЭС» Исаак Абрамович Канторович (крайний справа) и главный инженер электростанции Лев Фольварков (в черном пальто и фуражке)<br>

На этом снимке — энергетики, благодаря которым была возведена станция. Директор-распорядитель АО «Свердловская ГЭС» Исаак Абрамович Канторович (крайний справа) и главный инженер электростанции Лев Фольварков (в черном пальто и фуражке)

«Там, где несколько лет тому назад паслись несколько десятков лошадей работников Верх-Исетского завода, там сейчас вот в этих машинах закована в стальную упряжь сила 3400 лошадей, подчиненная воле человека и готовая заработать при одном повороте рычага…» — писали в газетах

«Там, где несколько лет тому назад паслись несколько десятков лошадей работников Верх-Исетского завода, там сейчас вот в этих машинах закована в стальную упряжь сила 3400 лошадей, подчиненная воле человека и готовая заработать при одном повороте рычага…» — писали в газетах

Расцвет Большого Конного

Вместе со станцией на полуострове началось и строительство домов: ведь энергетикам и их семьям нужно было где-то жить. По меркам того времени на Большом Конном вырос просто роскошный поселок. Для представителей промышленной элиты возводили солидные двухэтажные дома на каменных фундаментах и с деревянной резьбой. Но главным шиком был водопровод.

«Все сделано прочно и хозяйственно с расчетом на долголетнее существование и расширение. Дом для рабочих в 10 квартир имеет и 10 погребов. Кухня на 2 семьи. Есть своя баня, клуб, театр, кооператив», — писала газета «Уральский рабочий» в марте 1927-го.

А в тридцатые годы в поселке начали обустраивать инфраструктуру городского Водоканала. Население стремительно росло. Еще одной большой стройкой стал каменный дом с библиотекой и столовой. Он предназначался для высшего звена инженерно-технических работников, которые трудились на электростанции. Примерно тогда же возвели школу и клуб. 

Инфраструктура Большого Конного полуострова постепенно разрасталась. Так происходило до 50-х годов XX века.

Закладка фундаментов домов

Закладка фундаментов домов

В поселке строили комфортабельные дома с уборными и кухнями

В поселке строили комфортабельные дома с уборными и кухнями

На заднем плане виден так называемый дом ИТР (высшего звена инженерно-технических работников). Он был самым большим и комфортабельным на полуострове. В нем жило руководство Свердловской ГЭС

На заднем плане виден так называемый дом ИТР (высшего звена инженерно-технических работников). Он был самым большим и комфортабельным на полуострове. В нем жило руководство Свердловской ГЭС

Здание клуба

Здание клуба

Летний театр на Большом Конном

Летний театр на Большом Конном

Медицинский блок на Свердловской ГЭС в пятидесятые годы XX века

Медицинский блок на Свердловской ГЭС в пятидесятые годы XX века

Умывальник в электроцехе

Умывальник в электроцехе

Кабинет технической учебы на станции

Кабинет технической учебы на станции

Первые жилые дома на полуострове

Первые жилые дома на полуострове

Общий вид строящегося поселка энергетиков на Большом Конном

Общий вид строящегося поселка энергетиков на Большом Конном

Не район, а капсула времени

В 1965 году в жизни полуострова энергетиков произошло знаковое событие: станция утратила свое значение. Ее функции взяла на себя Среднеуральская ГРЭС, заработавшая на полную мощность. А ГЭС на Большом Конном стала подстанцией районного значения. Со временем на ней осталась в работе только небольшая часть оборудования. 

Познакомиться с историей Большого Конного и его ГЭС можно узнать в музее энергетики Урала

Познакомиться с историей Большого Конного и его ГЭС можно узнать в музее энергетики Урала

Эти перемены привели к тому, что развитие полуострова фактически остановилось. Даже во времена строительного бума при Хрущеве застройка обходила Большой Конный стороной. Население не спешило искать жилье в отдаленном уголке города. В результате он дошел до наших дней практически в том же виде, в каком пребывал 50–60 лет назад. Построенная на века, но устаревшая станция так и осталась стоять по соседству с жилыми массивами. Домики на Конном покосились от времени, а от местной школы остались только заросшие мхом руины. 

В наши дни Большой Конный полуостров притягивает к себе любителей урбанистики и художников. Пока в городе стремительно идет застройка, это тихое место сохраняет дух прошлого.

Так станция выглядит в наши дни

Так станция выглядит в наши дни

Идут годы, а панорамы Большого Конного остаются неизменными. Снимок лета 2017 года

Идут годы, а панорамы Большого Конного остаются неизменными. Снимок лета 2017 года

Руины старой школы

Руины старой школы

Современная застройка пока не дошла до Большеконного, но когда-нибудь это обязательно произойдет

Современная застройка пока не дошла до Большеконного, но когда-нибудь это обязательно произойдет

Благодарим за помощь в подготовке материала Музей энергетики Урала энергетической компании ОАО «МРСК Урала».

Напоминаем, что мы будем и дальше выпускать ностальгические подборки фотографий различных районов нашего города. Если в ваших семейных архивах есть старые снимки Уралмаша, Эльмаша, Вторчермета, ВИЗа, Сортировки и вы готовы ими поделиться с другими горожанами, присылайте ваши фото нам на почту news@corp.e1.ru, не забудьте указать фамилию и имя автора.

Не забывайте смотреть другие публикации, посвященные истории Екатеринбурга. 

Фото: Музей энергетики Урала

По теме

оцените материал

  • ЛАЙК 0
  • СМЕХ 0
  • УДИВЛЕНИЕ 0
  • ГНЕВ 0
  • ПЕЧАЛЬ 0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку?
Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!