23 ноября суббота
СЕЙЧАС -6°С

Морозный тест-драйв: катаемся на единственном в мире фаэтоне КИМ-10, который не понравился Сталину

Реставраторы случайно нашли эту машину в глухой деревне под Красноярском

Поделиться

В коллекции музея УГМК теперь два КИМ-10

В коллекции музея УГМК теперь два КИМ-10

Идея покататься на машине с опущенной крышей, когда на улице около 20 градусов мороза, кажется безумной. Но совершенно невозможно отказаться от такого предложения, если речь идёт об автомобиле, выпущенном в 1941 году. Тем более когда это единственный в мире ходовой экземпляр.

Всё дело в том, что в музее УГМК в Верхней Пышме появился фаэтон КИМ-10-51. У этой модели непростая, но очень интересная судьба. Планировалось, что КИМ-10 будет массовой малолитражкой, доступной даже рабочим, но в итоге перед Великой Отечественной было выпущено лишь 319 экземпляров. Спустя 88 лет в мире сохранилось с десяток таких машин.

Специально для нас на площадку перед музеем выгнали два КИМ-10 — тот самый недавно отреставрированный фаэтон и седан. Их завели ещё тогда, когда они были в здании, потому что в систему охлаждения залита вода.

Всего было выпущено немногим больше 300 КИМ-10

Всего было выпущено немногим больше 300 КИМ-10

Пока фотограф делает свою работу, реставратор Алексей Заславский, который и занимался восстановлением фаэтона, рассказывает, где удалось найти столь редкую машину. КИМ-10-51, а вернее его останки, обнаружили десять лет назад в одной из деревень Красноярского края.

— Среди груды запчастей я увидел заднюю часть автомобиля, которую сразу опознал. Багажник КИМ-10 ни с чем перепутать нельзя. И не ошибся. Я так понимаю, что хозяева даже и не осознавали, что это очень редкий автомобиль, — вспоминает Алексей Заславский.

В итоге он забрал остатки кузова, капот, сильно сгнившие крылья, детали подвески.

Салон КИМ-10 по нынешним меркам очень тесный

Салон КИМ-10 по нынешним меркам очень тесный

На реставрацию машины ушло два года — к тому моменту у Алексея Заславского было три КИМа разной комплектности, а потому была возможность растиражировать недостающие детали. К примеру, на трёх авто было только два колпака, а потому с них сняли все мерки и сделали точно такие же в Волгограде: там есть фирма, которая специализируется на производстве хромированных деталей.

Колпаки делали в Волгограде

Колпаки делали в Волгограде

— В течение первого года мы занимались жестянкой, — вспоминает Алексей Заславский. — Пожалуй, это была самая сложная часть работы. Очень непросто было сделать механизм тента. Повезло, что сохранились его заводские чертежи, но, как оказалось, если собрать по ним, то механизм не будет работать. Приходилось доделывать его.

Механизм тента восстанавливали по сохранившимся чертежам

Механизм тента восстанавливали по сохранившимся чертежам

Прототипом для КИМ-10 стал английский Ford Prefect образца 1936 года. Но при этом советские конструкторы решились на нестандартный ход, сохранив двухдверный кузов. Это и сгубило проект. Говорят, Сталин, осматривавший КИМ-10 в мае 1941 года, остался очень недоволен результатом.

«Я понимаю, что англичане буржуи и не думают о своем народе, но вы же советский автоконструктор и должны были подумать о советском народе? Или я в вас ошибался?» — спросил Сталин.

Он дал конструкторам всего неделю, чтобы исправить этот недочёт. Так появилась четырёхдверная модификация — КИМ-10-52.

Сталину не понравилось, что у КИМ-10 только две двери

Сталину не понравилось, что у КИМ-10 только две двери

Сажусь в фаэтон на место пассажира — машина по нынешним меркам тесновата, а потому касаюсь плечом водителя. Алексей включает первую передачу (а тут их всего три), и КИМ уверенно трогается. Под капотом установлен четырехтактный двигатель с четырьмя цилиндрами от всё того же Ford Prefect. Его объём — 1,17 литра, а мощность — около 30 лошадиных сил. 

На мой взгляд, главная прелесть ретроавто заключается в том, что, садясь в машину, ты переносишься в то время, когда она была выпущена. Так и рисуется в голове картинка, как ты едешь из райцентра в колхоз, чтобы проконтролировать сбор урожая. 

Конечно, сам я кататься не стал, поскольку тяжеловато без опыта, да ещё и зимой управлять старым автомобилем. Но даже на пассажирском месте почувствовал, что КИМ-10 — весьма юркая и хорошо управляемая машина. Надо будет напроситься на летний тест-драйв.

Под капотом у КИМ-10 стоит 30-сильный двигатель Ford 

Под капотом у КИМ-10 стоит 30-сильный двигатель Ford 

КИМ-10 так и не стал массовым автомобилем. Сначала в планы по запуску производства вмешалась война, а после неё было решено наладить выпуск народной машины на базе Opel (этот завод оказался в зоне советской оккупации). Так появился «Москвич», а КИМ окончательно ушёл в историю. 

Фото: Артём УСТЮЖАНИН / E1.RU
Видео: Максим БУТУСОВ / E1.RU

оцените материал

  • ЛАЙК 0
  • СМЕХ 0
  • УДИВЛЕНИЕ 0
  • ГНЕВ 0
  • ПЕЧАЛЬ 0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку?
Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!