22 июля понедельник
СЕЙЧАС +22°С
  • 22 июля 2019

    Новый дизайн E1.RU

    Привет! Поздравляем, вы попали в число тех, кому мы готовы показать новый дизайн E1.RU. Кликните на кнопку «Подробнее», чтобы посмотреть путеводитель по новому дизайну. Будем рады вашим отзывам и замечаниям

    Подробнее
    Еще

«Дело о записи в школы»: отец двоих детей — о том, что пошло не так 1 февраля и как это исправить

Екатеринбуржец Александр Луговой проанализировал ситуацию, случившуюся на сервисе электронной записи

Поделиться

Александр Луговой пытался записать своего ребенка в школу в Академическом

Александр Луговой — один из тех родителей, кто не смог записать своего ребёнка в выбранную школу. Семья живёт в Академическом, где ситуация с местами в школах и детских садах сложная. Вместе с другими жителями Екатеринбурга он подал жалобу в прокуратуру.

По словам Александра, в 19-й школе, куда он планировал определить ребёнка, уже учится один из его детей и теперь, если конфликт не разрешится, ему придётся водить их в разные школы. Александр проанализировал ситуацию, случившуюся на сервисе электронной записи в школы ночью 1 февраля. Он проконсультировался с техническими специалистами и сделал выводы — на наш взгляд, очень разумные. Публикуем колонку Александра Лугового.

«Ростелеком» сработал нормально? Сайт госуслуг работал в ту ночь без сбоев, лично мы сформировали и отправили заявление в 00:02:20. Лично знаю тех, кто сделал это еще раньше. Проблемы наблюдались при доступе с провайдеров, отличных от «Ростелекома», а причины данных сбоев могут быть различными, в том числе и не имеющими отношения к «Ростелекому».

Что в этот раз пошло не так? В прошлые разы госуслуги работали так: принимают заявление, мгновенно присваивают номер, более ничего не делают. Наутро ведомство выгружает с портала заявления и выстраивает их по порядковым номерам и по школам.

В этом году порталов было два. Второй — екатеринбург.рф. Чтобы при обращении с двух порталов (тем самым разгрузив частично госуслуги, которые в этом особо не нуждались) иметь одну общую очередь, между порталом госуслуг и сайтом екатеринбург.рф был написан своего рода «мостик». При этом основным сервером сбора заявлений сделали екатеринбург.рф. Кто писал этот «мостик»? Скорее всего, самые дешевые программисты — по тендеру либо за откат. Как тестировали этот «мостик»? Скорее всего, только в рабочем режиме, без экстремальных нагрузок. Задача госуслуг была в формировании заявления (с присвоением ему своего номера) и отправке его по «мостику» на екатеринбург.рф.

Задача портала екатеринбург.рф была намного сложнее: им надо было параллельно принимать от госуслуг заявления (меняя им порядковые номера на свои) и принимать заявления через собственную форму (подтягивая туда данные с госуслуг для вставки в поля с адресом, льготой и школой), строя из всех одну общую очередь. И все по одному «мостику». Нетрудно догадаться, что, взяв на себя намного больше, чем госуслуги, портал екатеринбург.рф просто упал! Он физически не мог принять через узкое горлышко тот поток сформированных заявлений, который шел с госуслуг, поэтому на госуслугах мы видели «Ожидание отправки» и «Ошибку отправки». По какому принципу в то время проходили заявления, известно только криворуким программистам, которые весь этот колхоз писали.

О выстраивании общей очереди при таких условиях тоже не шло речи, заявления скапливались и висели подолгу, а когда до них доходила очередь, присваивался уже совсем не тот номер. Эту картину мы наблюдали в шесть утра, когда остатки самых первых заявлений прогрузили вручную. Когда родители приходили подавать документы в школы, на мониторе им показывали очередь из заявлений портала екатеринбург.рф. Очереди из номеров, которые присваивал портал госуслуг, не было и нет.

Утром люди понесли документы в МФЦ, многие именно там узнали, что оказались в конце очереди

Утром люди понесли документы в МФЦ, многие именно там узнали, что оказались в конце очереди

Вне очереди только льготники? Нет. Многие узнавали порядковый номер в очереди много раз, при этом он сдвигался вниз на 5, 10, 20 пунктов! По заверению школы, льготников после 1 февраля к ним обращалось минимум (два-три человека), так как все подали заявки заранее в отведенный им срок.

В курсе ли департамент образования? Да. Они не могут не знать об этом, поскольку тот «мостик» писали для них, они его в итоге приняли и внедрили. Они знают, что все произошло по причине некачественного сервиса, который они же инициировали. И еще они не могли не знать о том, что нельзя давать Академическому району почти в два раза меньше мест, чем детей в возрасте семи лет.

Что мог сделать для нас департамент образования? Объявить о техническом сбое, взять тайм-аут, перевыстроить очередь, исходя из временных меток заявлений, поданных с госуслуг, только после этого объявлять номера очереди.

Что еще может сделать департамент образования? Тут два варианта. Либо они по заявлению родителя, сверив данные по времени обращения, двигают очередь (достаточно просто единоразово в программе присвоить обратившемуся статус, аналогичный статусу льготника), либо они централизованно переформировывают списки на основании той же выгрузки. Для отдельных школ еще есть вариант обучения в три смены.

Алгоритм решения

1. Поставить программистам задачу: подтянуть с госуслуг время первого обращения по каждому ребенку (связывать со свидетельством о рождении, не связывать с учетной записью заявителя, так как обращение могло быть от другого родителя).

2. В программе, формирующей очередь, добавить три колонки: «Время первого обращения», «Номер первого обращения с ГУ», «Школа первого обращения». Заполнить колонки данными из п. 1.

3. Сделать для оставшейся очереди сортировку по времени первого обращения, при наличии нескольких заявлений в одно время — очередность выставить по номеру обращения с ГУ.

4. Для родителей, которые забрали документы в панике или под давлением приемной комиссии — реализовать восстановление в очереди по времени и школе первого обращения.

Время на это — один-два дня (если разбираться вручную с каждым). Если найти нормальных программистов — несколько часов. До 12 февраля приказы по зачислениям ещё не вышли, время есть, отчислять никого не придётся.

В департаменте образования сообщили, что с каждой жалобой разбираются индивидуально. Зачисление детей, заявления на которых написали 1 февраля, пройдёт на следующей неделе.

— Гражданам было предоставлено право выбора способа подачи заявлений в электронном виде через портал Госуслуг и Личный кабинет на Официальном портале Екатеринбурга. Все заявления, направленные в электронном виде, обрабатываются и регистрируются по времени поступления в ведомственную информационную систему, — сказали в департаменте. — В целом нестабильная работа портала Екатеринбург.рф была обусловлена множеством обращений пользователей к сервисам портала, что привело к существенному росту нагрузки и его блокировке. Работа портала была оперативно восстановлена и за первый час было принято 570 заявлений. Благодарим Александра за предложения, в настоящее время проводим анализ работы сервиса.

В «Ростелекоме» подтвердили: в 2019 году запись в первый класс осуществлялась через два ресурса: портал госуслуг и екатеринбург.рф. Но заявления из этих двух «окон» направлялись в ведомственную информационную систему (сервис администрации города). Это тот самый «мостик», о котором говорит Александр. В зоне ответственности «Ростелекома» находится работоспособность портала госуслуг, и в этом году он принял заявления в полном объеме, рекордном — более 23 000 заявок за период с 00:00 до 10:00 1 февраля.

Почитайте также мнения технических специалистов о том, что произошло с сервисами электронной записи детей в первые классы.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Фото: читатели E1.RU; Дмитрий ЕМЕЛЬЯНОВ / E1.RU; Александр Луговой

Поделиться

Увидели опечатку?
Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!