Отделы полиции работают круглосуточно, как и номера телефонов доверия
Отделы полиции работают круглосуточно, как и номера телефонов доверия

Когда люди становятся свидетелями преступлений либо страдают от противоправных действий, то периодически сталкиваются с другой проблемой: в отделе полиции у них не хотят принимать заявление. Мы поговорили с адвокатом Еленой Гончаровой о том, как нужно себя вести, если полицейские под каким-либо предлогом не принимают у вас заявление.


Как правильно оформить заявление


— В каждом отделении полиции у дежурной части висит образец оформления для обращения в органы полиции. По нему можно написать заявление. Обязательно нужно проверить наличие реквизитов: кому адресовано обращение, от кого (полное имя, дата рождения, паспортные данные) и сам формат обращения, то есть о чем просит заявитель. Если заявление заполнено в таком формате, то оно обязательно должно быть принято.


После приема заявления гражданину обязаны выдать талон КУСП (книги учета сообщений о преступлениях), что фиксирует сам факт обращения в полицию.


Елена Гончарова советует обязательно получить талон КУСП, который является свидетельством факта обращения в полицию 
Елена Гончарова советует обязательно получить талон КУСП, который является свидетельством факта обращения в полицию 


Что делать, если заявление не принимают


— В этом случае нужно попросить сотрудника полиции представиться, предъявить служебное удостоверение, переписать оттуда номер удостоверения, фамилию и имя. Дальше нужно попросить позвать начальника отдела полиции либо его заместителя. Если этого не происходит, то нужно тут же, не выходя из дежурной части, набрать телефон доверия ГУ МВД по Свердловской области, работающий круглосуточно: +7 (343) 358–71–61; 358–70–71.


Все телефонные звонки по этим номерам записываются, и к тому сотруднику, который проявил бездействие, могут быть применены санкции в виде дисциплинарных взысканий: лишение премии, объявление выговора, замечание.


По моему опыту, после обращения по телефону доверия сразу поступает звонок в дежурную часть и происходит прием заявления, потому что, что бы гражданин ни написал в заявлении, оно все равно подлежит рассмотрению.


Также я рекомендую вести видео- или аудиофиксацию нарушения (например, снимать на телефон). Хотя у нас в каждом отделении полиции производится видеофиксация. Поэтому, если человек самостоятельно ее не вел и не зафиксировал момент отказа, то при подаче заявления с жалобой можно попросить приобщить запись с камеры в дежурной части. 


Прокуратура и суд


— Если и после звонка по телефону доверия желаемого эффекта не происходит, нужно отправляться в прокуратуру. В каждом районном отделении прокуратуры ведет прием дежурный прокурор, то есть всегда есть кому сообщить о нарушении, но обращение обязательно нужно оформить письменно. Также с жалобой можно сразу обратиться в суд, чтобы признать действия или бездействие должностных лиц незаконными. С такими жалобами нужно обращаться в районный суд.