Уравняют статусные школы с обычными: вице-мэр — о том, как будут учить детей в переполненных классах

Почти месяц прошёл с 1 февраля, когда стартовала основная волна записи в екатеринбургские школы. История обернулась скандалом: многие родители, подавшие заявления раньше других, оказались в конце списка. В итоге справедливость восстановили путем создания дополнительных мест. Что будет со школами дальше, как будут решать проблему их переполненности — об этом мы поговорили с вице-мэром Екатеринбурга Дмитрием Барановым, который приступил к обязанностям замглавы по социальной политике в конце 2018 года.


— Вообще произошло экстраординарное событие, — считает вице-мэр. — Раньше мы подавали заявления через портал госуслуг и были уверены, что очередность будет соблюдена, но при этом обваливались серверы. В этом году все произошло так, как не ожидал никто. Ростелеком совместно с подрядчиками администрации города проработали вопрос, как защитить сервис от обвала, но при этом нарушилась очередность поступления информации по времени подачи заявлений в АИС «Образование». Поэтому было принято соломоново решение по открытию дополнительных мест, чтобы принять заявления практически у всех. Восстановили очередь по времени отправки заявления с портала госуслуг и упорядочили в той последовательности, которая должна была быть изначально.


— Сколько всего дополнительных мест открыли?


— Около 1600 дополнительных мест — это огромная работа. Все мы понимаем, что востребованность была у 54 школ из 155. И, конечно, для руководителей и организаторов это была большая работа. Но было принято такое решение, и в последующие годы мы сделаем все для того, чтобы количество классов в параллелях было плановым.


Уравняют статусные школы с обычными: вице-мэр — о том, как будут учить детей в переполненных классах


— Хватит ли теперь для этих детей помещений, педагогов?


— Ни один из классов не останется без педагога. Мы разделяем опасение, что педагоги могут быть перегружены. Но будем привлекать новых преподавателей, перераспределять нагрузку. Мы уже знаем, где мы размещаем дополнительные классы. Но в любом случае летом будет проведен необходимый объем работы по организации этих помещений, где будут размещаться классы, это все будет согласовано с Роспотребнадзором. Каждое учреждение, каждый класс будем проверять, смотреть, в каких условиях будут учиться, какие педагоги будут работать.


— Как вообще решить в корне эту проблему: в городе мест достаточно, но из 155 школ всем нужны 54? Почему так?


— Вообще должна быть программа, которая решает всё в комплексе. Пока у родителей будет ажиотаж вокруг определенных образовательных учреждений, который порой не связан ни с доступностью, ни с качеством образования, а, скорее, с традициями видения статусности школ, мы будем с этой проблемой сталкиваться. Но не должно быть так, что через забор одна школа стоит, там учатся в две смены, а рядом школа на 1 000 человек, а в ней учится 300–400. Выход есть. Мы его сейчас прорабатываем. И в ближайшее время мы вынесем его на всеобщее обсуждение.


По словам Дмитрия Баранова, пока у родителей будет ажиотаж на определенные школы, мы будем сталкиваться с проблемой переполненности
По словам Дмитрия Баранова, пока у родителей будет ажиотаж на определенные школы, мы будем сталкиваться с проблемой переполненности


— Что это будет за документ? Программа?


— Это будет, назовём так, стратегия развития образовательного комплекса Екатеринбурга. В какой форме это будет, мы с вами вместе и с общественностью будем решать.


— То есть будут публичные обсуждения?


— В том числе.


— Сегодня в некоторых районах проблема не в статусности, а в том, что вообще мест нет: жилья много, школ мало. Новая стратегия этот вопрос как-то будет решать?


— На уровне главы Екатеринбурга проводилось не одно заседание с застройщиками и руководителями в сфере строительства. Сейчас ведется работа по решению тех проблем, с которыми столкнулись, получив в наследство огромное количество разрешительных документов на строительство без проработки вопроса по социальной инфраструктуре. И в ближайшее время все «красные тепловые точки», назовем их так, по каждой из них будет принято решение, каким силами обеспечивать их объектами инфраструктуры. И самое главное: мы готовы к диалогу с застройщиками, чтобы предупреждать такие ситуации, которые есть сейчас. У нас, к сожалению, социальная сфера догоняет строящееся жилье.


— А как должно быть?


— Идеальный вариант — в чистом поле детский садик, какое-то время в него водят издалека, а потом вокруг него появляется жилой массив. Вот по микрорайону Солнечному у нас такая ситуация — там четкий тренд на развитие социальной инфраструктуры с последующим развитием территории.


Уравняют статусные школы с обычными: вице-мэр — о том, как будут учить детей в переполненных классах


— Почему с Академическим так вышло? Понятно, когда в наследство остается старый жилой фонд, взвинченный точечной застройкой. Но почему новые-то районы нельзя было нормально рассчитать и запроектировать?


— Это не обязанность застройщика — строить школы. Но это его социальная нагрузка — обеспечить обязательства перед потенциальными покупателями квартир. У нас на деле получаются так, что темпы развития жилого строительства не соответствуют даже в планах развитию инфраструктуры. И город сейчас, как пожарная команда, совместными усилиями пытается погасить эту напряженность.


— Каким образом в этой стратегии будет решаться вопрос с тем, что одни школы престижные, а другие — нет? Их вообще можно все сделать одного уровня, чтобы люди просто выбирали ближайшую к дому?


— Мы призываем к тому, чтобы родители изучали ситуацию со школами, и тогда бы они понимали, что простая добротная школа порой показывает блестящие результаты, не хуже лицеев и гимназий — по контрольным работам, по ЕГЭ и так далее. Все достижения школ есть и на сайте департамента образования, и на сайтах самих школ. Поэтому надо сделать так, чтобы востребованность наших школ была равной. Над этой концепцией мы сейчас работаем. Мы анализируем опыт других миллионников, в том числе Москвы. Мы пытаемся организовать наш образовательный комплекс так, чтобы он работал достойно, чтобы были квалифицированные кадры — чем лучше наполняемость школы, тем проще их привлечь, тем больше стимулирующий фонд для педагогов.


— Кстати, а сколько сейчас средняя зарплата учителя?


— Около 37 тысяч рублей. Но мы стремимся, нам надо, чтобы эта цифра была не на уровне средней зарплаты по области, а на уровне средней по городу — в Екатеринбурге она выше.


— У нас с 2016 года снижается рождаемость, получается, что через пять лет будет меньше первоклашек. Демография как-то влияет на планы развития школ?


— Я бы не стал загадывать — у нас строительство идет полным ходом, прирост населения в Екатеринбурге есть в отличие от региона в целом и других городов, невзирая на кризисы и санкции. А учитывая поручение президента о переходе на одну смену, мы найдем, как загрузить школы при любом демографическом провале.


— Вот, кстати, про односменку: всё-таки когда эта мечта станет явью?


— У нас огромная есть программа, сколько надо создать мест для перехода на односменное обучение. Но это сотни миллиардов рублей, эти деньги просто так ниоткуда не возьмутся, муниципалитету не потянуть. Область способствует тому, чтобы мы смогли получить деньги в рамках федеральной кампании. Будем ждать.


Уравняют статусные школы с обычными: вице-мэр — о том, как будут учить детей в переполненных классах


— В этом году школы города пережили карантин по гриппу и кори. Из этой истории какие-то выводы сделаны?


— Я надеюсь, люди сделали выводы — надо прививаться. У нас медотводов по кори — всего 300. Это ситуации, когда из-за определённых заболеваний детям не ставили прививки. Все остальные — ситуационные, когда не привились вовремя из-за болезни, аллергической реакции и так далее. И есть диссиденты, которые игнорируют вакцинопрофилактику. Всего 7 тысяч детей оказались не привиты. Но мы должны защитить общество от распространения инфекции. При поступлении в учреждение родитель подписывает информационное согласие: там написано, что в случае введения ограничительных мер ребенка не допустят в школу или садик. Люди сознательно это делают, ничем другим объяснить ситуацию я не могу. Грипп — инфекция, которая приходит каждый год, и примерно 7 недель от возникновения до спада у нас такая ситуация. И надо либо ставить прививку против гриппа, либо быть готовыми к тому, что примерно месяц ребенок не сможет посещать образовательные учреждения.


— Не можем не спросить про ситуацию с объединением школы №1  и гимназии №2. Тревогу родителей понять можно. Объясните, что все-таки происходит.


— Я вам так скажу, сейчас — это все на уровне обсуждений. Это рабочие моменты, которые мы обсуждали и с департаментом образования, это некий алгоритм действий в случае принятия такого решения.


— То есть окончательное решение об объединении не принято?


— Не принято. Мы будем заниматься этим вопросом и обсуждать ситуацию с родителями, экспертами, общественностью. Мы всё сделаем, чтобы учесть интересы горожан.