Внешний вид «Рубина» в советские годы практически не менялся
Внешний вид «Рубина» в советские годы практически не менялся

7 марта 1964 года в Екатеринбурге официально открылся бытовой комбинат «Рубин». Для нашего города это здание культовое, можно сказать, один из первых небоскребов — целых девять этажей наслаждения для жителей Свердловска. Почему наслаждения? Здесь открылись кафе и столовая, мужская парикмахерская и женский салон красоты, мастерская по ремонту одежды и обуви, ателье, фотостудия — этакий аналог современного торгового центра.


К 55-летию «Рубина» вместе с научным сотрудником Музея истории Евгением Бурденковым вспоминаем, когда на углу Малышева — 8 Марта решили построить Центральный комбинат бытового обслуживания, как шел этот процесс и какое значение «Рубин» имел для города.


Что было до «Рубина»


Для начала немного окунемся в далекую историю. До того, как на Малышева — 8 Марта появился «Рубин», здесь стояла Свято-Духовская церковь (Малый Златоуст) — первый каменный храм Екатеринбурга, заложенный ещё в 1755 году.


«Храм возводился на средства уральского купца Филиппа Сокольникова, — говорится на сайте информационно-туристической службы Екатеринбурга. — Строительство велось в течение нескольких десятилетий: в 1759 году был освящён северный придел храма — во имя святого Иоанна Златоуста (отсюда и народное название храма), в 1768 году был освящён главный храм, а в 1786 году — южный придел в честь Покрова Пресвятой Богородицы, давший название Покровскому проспекту (сегодня — улица Малышева)».


Так выглядел Покровский проспект (ныне улица Малышева) до появления «Рубина». На этом изображении справа вместо комбината — церковь Малый Златоуст 
Так выглядел Покровский проспект (ныне улица Малышева) до появления «Рубина». На этом изображении справа вместо комбината — церковь Малый Златоуст 


Малый Златоуст находился здесь вплоть до 1928 года, а затем власти признали его ветхим и под этим предлогом снесли. На самом деле площадка нужна была для того, чтобы хранить стройматериалы, необходимые для возведения Дома контор, который появился напротив. Затем здесь находились деревянные помещения — часовая мастерская, ларьки. И лишь спустя десятки лет появилась идея превратить это место в общественный центр.


Объявление о начале строительства


10 октября 1958 года в газете «Уральский рабочий» вышел «репортаж из будущего» под названием «Знакомьтесь — ЦКБО». В нем автор В. Кичин писал, что через несколько лет перекресток 8 Марта и Малышева (который «нельзя отнести к числу самых привлекательных мест Свердловска») будет трудно узнать. И предлагал читателям «отправиться в путешествие в ближайшее будущее».


«Мы в том же месте, о котором шла речь вначале. Собственно перекрестка уже нет — есть просторная площадь. Улица 8 Марта стала прямой и одинаково широкой на всем протяжении. А там, где стояли мастерские, сияет стеклом девятиэтажный комбинат бытового обслуживания — ЦКБО, — описывал Кичин. — Построенное в современном стиле с применением новейших материалов, это здание радует глаз простотой и строгостью линий. Особенно красиво оно должно быть вечером, когда вспыхивают огни рекламы, а сквозь сплошную пилообразную стеклянную стену фасада на улицу свободно льются потоки света».


Эскизный проект. Рисунок архитектора Петра Деминцева
Эскизный проект. Рисунок архитектора Петра Деминцева


На первом этаже, по описанию Кичина, должно было появиться кафе-автомат. Быстро и дешево для тех, кто торопится. А для тех, кто хочет трапезничать спокойнее и дольше, — столовая с открытым балконом на втором этаже на 105 мест. «Теплыми вечерами хорошо провести время в таком летнем кафе, слушая музыку», — писал журналист.


Но, конечно же, уверял он, и в других помещениях ЦКБО будет много света и воздуха, благодаря материалам, часть которых (как же без этого) производится в Свердловской области.


«Поднимемся дальше. Здесь девять этажей. Высоковато! Но это не страшно. Никому не придется отсчитывать ступеньки девяти лестничных пролетов: быстроходные лифты мигом доставят вас на любой этаж», — писал Кичин.


Дальше он продолжил рассказывать, что будет на каждом этаже. На третьем — парикмахерские, мужской и детский залы. Первый рассчитан на 17 кресел, второй — на шесть. По словам Кичина, таких больших парикмахерских в Свердловске еще не было.


Четвертый этаж — для женщин: «Парикмахерская на 26 мест, косметические кабинеты, оснащенные новейшим оборудованием, первоклассные мастера красоты».


На пятом этаже — мастерская мелкого ремонта одежды, на шестом и седьмом — выставочные залы одежды, а на восьмом — мастерские портных, куда посторонним вход воспрещен. Девятый этаж предназначается под ателье художественной фотографии.


Эскиз одного из залов на седьмом этаже
Эскиз одного из залов на седьмом этаже


«Ну, а теперь спустимся вниз. Время путешествия истекает, а нам еще нужно сообщить, кто создал это великолепное здание. Его авторы — архитекторы института «Свердгорпроект» П. Д. Деминцев и Ф. С. Таксис», — рассказывал Кичин.


Завершалась же статья обещанием, что строительство начнется в следующем году.


Как шло строительство


Строительство действительно началось. Судя по фотографии, размещенной в газете в апреле 1962 года, к тому времени уже почти полностью была закончена коробка здания. 


А 1 октября 1963 года вышло интервью с директором комбината Алексеем Семеновичем Перминовым. Он подтвердил планы на использование комбината:


«Здание, как известно, девятиэтажное. Первые два этажа займут кафе-автомат на 60 мест и столовая на сто мест. Затем, поэтажно, располагаются мужская парикмахерская, где предусмотрен и детский зал на шесть кресел: дамская парикмахерская на десять основных кресел с кабинетами косметики, маникюра и педикюра. Весь пятый этаж займут мастерские мелкого ремонта одежды, обуви, кожгалантереи, часов, авторучек и т. п., а на шестом разместится ателье головных уборов с залом заказов, производственными и подсобными помещениями. Седьмой, восьмой и девятый этажи будут заняты соответственно выставочным павильоном современной одежды и пошивочными мастерскими, где горожане смогут заказать себе костюм, пальто, платье или другую обнову».


В этом же интервью Перминов отметил, что «отделка многих бытовых и производственных помещений комплекса решена архитекторами на принципиально новой основе».


«В практику внедрены различные слоистые пластики, пластмассы, полихлорвиниловая и полистирольная плитки, — рассказывал он. — Новыми материалами отделаны полы, стены, лестничные поручни. Пластики имеют серо-коричневые, в основном светлые тона, отчего все помещения в ясный день кажутся насквозь пронизанными солнцем. Словом, чувствуется, что авторы проекта вложили в свое детище много выдумки».


Он также уточнил, что пассажирский лифт будет ездить только до седьмого этажа. Но предусмотрены также грузовые лифты, подъемники и другая механизация. Кроме того, директор сообщил, что холлы, приемные и производственные помещения будут оборудованы удобной современной мебелью.


«Просто и вместе с тем изысканно решено искусственное освещение: ведется монтаж новейших осветительных приборов», — рассказывал Перминов.


Фотография со стороны Дендропарка. Почти законченный «Рубин» на заднем плане
Фотография со стороны Дендропарка. Почти законченный «Рубин» на заднем плане


Очевидно, с темпами работ была какая-то заминка, поскольку журналист спросил, что сдерживает своевременный ввод в эксплуатацию нового комбината. Ответ он получил следующий:


«Хорошо работают строители! Особенно достается прорабу участка Геннадию Константиновичу Парышникову. Некоторые материалы ему приходится прямо-таки выколачивать. Но самые серьезные претензии у нас сейчас к Свердлторгрекламе. Плохо откликаются художники на наши запросы. А время не ждет. Надо, чтобы все организации, принимающие участие в создании первого в нашей стране бытового комбината такого типа, прониклись важностью стоящих перед ними задач. Тогда свердловчане получат в свое пользование новый бытовой комплекс к празднику Великого Октября».


Название «Рубин»


К празднику Великого Октября комбинат так и не открылся. К 18 января 1964 года его только собирались показывать приемочной комиссии. В репортаже «Бытовой комбинат вступает в строй» журналист С. Быданцев рассказывал, как движется строительство.


Он отмечал, что строительство девятиэтажного здания в центре города — непростая задача, но архитекторы с ней справились. Чтобы не трогать существующую историческую застройку, и было решено «поднять» здание вверх, а не строить вдоль, как это делали раньше.


«Полезная площадь здания — 3563 квадратных метра, — рассказывал журналисту архитектор Петр Деминцев. — Это почти два шестидесятиквартирных дома. В комбинате около ста самых различных помещений».


По подсчетам Быданцева, если бы посетитель провел в каждом помещении две-три минуты, у него ушло бы около пяти часов на полный осмотр комбината.


Снимок И. Пашкевича. Над отделкой внутренних помещений бытового комбината работают свердловские художники В. Беляев и Л. Венкербец. Они рисуют на торцовой стене кафе-закусочной. Тема — сказ Павла Бажова «Серебряное копытце»
Снимок И. Пашкевича. Над отделкой внутренних помещений бытового комбината работают свердловские художники В. Беляев и Л. Венкербец. Они рисуют на торцовой стене кафе-закусочной. Тема — сказ Павла Бажова «Серебряное копытце»


Холл демонстративного этажа швейного ателье. «В зале будут демонстрироваться новые модели свердловчан, ателье, фабрик и магазинов других городов страны», — описывает Быданцев 
Холл демонстративного этажа швейного ателье. «В зале будут демонстрироваться новые модели свердловчан, ателье, фабрик и магазинов других городов страны», — описывает Быданцев 


В этой же статье есть и намек на то, почему здание получило название «Рубин». Когда Быданцев гулял по комбинату со строителем Виктором Коноваловым, они встретили множество рабочих. С каждым Коновалов здоровался, про каждого рассказывал историю, а также делился тем, с какими трудностями они столкнулись во время работы.


«Я слушаю его и убеждаюсь — да, символично звучит название комбината, — писал Быданцев. — Рубин — это драгоценный камень, который не приобретает своей драгоценной, настоящей красоты, пока не пройдет через руки гранильщиков. И если мысль архитекторов, их эскизы и проекты сравнить с удачной находкой, то окончательную красоту зданию придали вот эти рабочие люди, мастера».


Он также отметил, что по вечерам каждое помещение здания будет светиться разными цветами. Возможно, и поэтому тоже комбинат стал «Рубином».


Торжественное открытие


Официальное открытие «Рубина» состоялось через пару месяцев — в субботу, 8 марта 1964 года. Была торжественно перерезана красная ленточка, приехали почетные гости. Репортаж с открытия вышел на следующий день под названием «С днем рождения, «Рубин»!». Из него мы можем узнать, что заместитель председателя горисполкома А. П. Алимова заявила, что «Рубин» — самый большой комбинат в Советском Союзе.


«Строители преподнесли горожанам хороший подарок ко дню 8 Марта», — сказала она.


Также в этом репортаже были первые отзывы из книги отзывов столовой:


«Чудесная, современная столовая, милые, добрые улыбки. И блюда вкусные», — написали рабочие заводов, продавцы магазина «Подарки» и студентка Уральского политехнического института.


Первые посетители кафе «Рубина»
Первые посетители кафе «Рубина»


Одним из первых посетителей мужской парикмахерской стал строитель «Рубина» Б. Волков. «Выйдет от нас помолодевшим», — обещали парикмахеры.


Много людей было и в женском отделе, и на следующих этажах, где можно было посмотреть одежду и заказать пошив. Например, костюм себе заказал житель Шалинского района, работник автоколонны В. Кебич. Ему пообещали, что все будет готово через 15 дней.


Завершая репортаж, автор Ю. Гендерт отмечал, что впечатления у него отличные.


«Во-первых, свердловчане получили дворец-сказку, где их будут обслуживать более 400 человек. Труженики быта оказывают тут около 70 видов различных услуг. Во-вторых, «Рубин» поражает своей красотой, он блещет изяществом, как хорошо ограненный уральский самоцвет», — писал он.


В заключение журналист приглашал всех в комбинат: «Заходите, вас ждут радость и приветливые улыбки».


Этот снимок сделан в 1965 году. Справа сейчас находится вход в метро
Этот снимок сделан в 1965 году. Справа сейчас находится вход в метро


А это — 1966 год
А это — 1966 год


Здание «Рубина» в 1976 году. За годы оно почти не изменилось
Здание «Рубина» в 1976 году. За годы оно почти не изменилось


Наше время


К началу XXI века необходимость в комбинате отпала, и постепенно он превратился в обычный офисный центр. Вывеску «Рубин» сменила «Брусника» — и обратно. Название менялось несколько раз. Мы даже делали шуточную подборку вариантов того, какое еще название для здания можно собрать из слова брусника.


«Свердловчане получили дворец-сказку, где их будут обслуживать»: 55 лет назад построили «Рубин»