23 октября среда
СЕЙЧАС +1°С

«От пиратов надо было отбиваться водой из шланга»: екатеринбурженка — о работе на круизном лайнере

Алиса Кочмашева почти год колесила по морям в поисках новых впечатлений и хороших денег

Поделиться

Алиса Кочмашева захотела работать за границей после Work & Travel

Алиса Кочмашева захотела работать за границей после Work & Travel

Пожалуй, каждый второй житель Екатеринбурга мечтал хоть раз в жизни поработать за границей. Одни отправляются покорять Америку по программе Work & Travel, другие устраиваются гидами в турагентства, третьи едут в турецкие отели на позицию аниматора или guest relation. Немногие знают, что можно поработать даже на круизном лайнере, а Алиса Кочмашева испытала это на себе и рассказала, почему хочет вернуться на корабль, несмотря на адские условия труда.

«Медкомиссия как у стюардесс»

Как-то студенткой я съездила в США по программе Work & Travel, с тех пор работа в России казалась мне скучной. Поэтому после окончания института я начала активно искать вакансии за границей, наткнулась на работу на круизном лайнере и обратилась в агентство.

Требовался опыт работы — минимум 2 года — и знание английского языка, у меня диплом переводчика. Вообще уровень может быть и средним, главное — уметь изъясняться на языке. Правда, тогда устроят на работу с минимальным общением — уборщиком, например. А на позицию официанта уровень нужен повыше: приходится много общаться с отдыхающими.

Алиса (слева) и ее коллеги

Алиса (слева) и ее коллеги

Если попадешь на ресепшен, это настоящее везение. Но обычно хороших стартовых позиций не бывает — начинаешь с официанта (или даже помощника официанта) либо с горничной, а потом, возможно, пойдешь по карьерной лестнице.

В агентстве у меня было собеседование на английском, на котором заодно проверили мои знания в сфере общепита. Я шла на позицию сотрудника обслуживания номеров, иными словами, room service — доставка еды в каюты, и должна была знать состав всех блюд, ведь у кого-то может быть аллергия. В Америке в меню куча отметок — «глютен фри», «шуга фри» и «все что можно фри». Не дай бог, если попадет что-то лишнее в заказ, тебе закатят истерику.

После этого было собеседование по скайпу с другим агентством в Литве и еще одно непосредственно с работодателем. Можно было сделать проще — сразу обратиться в Литву и не переплачивать нескольким агентствам за помощь в трудоустройстве, но тогда я об этом не знала.

Круизные лайнеры поражают своими размерами

Круизные лайнеры поражают своими размерами

Через некоторое время мне прислали контракт, и я начала готовить документы. Первое, что у меня попросили, — это справка об отсутствии судимости. Затем нужно оформить визы — американскую транзитную и визу страны присоединения, в моем случае это была Испания. Кстати, направление выбрать нельзя, компания сама определяет, на какой корабль отправить и где будет присоединение.

Обязательно нужно пройти медкомиссию. На тот момент это можно было сделать в Екатеринбурге, но все бланки должен был заполнить доктор на английском языке. Я нашла такого врача, мне посоветовали знакомые. Сейчас возможности пройти медкомиссию в Екатеринбурге нет — только в Москве и Питере. Даже если ты живешь во Владивостоке, тебе придется ехать туда. Круизные компании больше никому не доверяют, кроме аккредитованных ими медицинских центров.

Медкомиссия как у стюардесс — нужно пройти очень много врачей и сдать кровь на все. Первый раз у меня взяли 6 колб, второй — еще 3 колбы.

Кажется, что на фото — улица между двумя зданиями, а это два корабля стоят рядом в порту

Кажется, что на фото — улица между двумя зданиями, а это два корабля стоят рядом в порту

Дальше нужно было купить билет на самолет — это твои единственные крупные расходы. Потом круизная компания оплачивает проживание, питание и билет обратно домой.

С момента моего обращения в агентство до присоединения к кораблю прошел год. Бывают срочные вакансии, ты можешь улететь в течение месяца-двух. У меня присоединение сначала было запланировано на июнь, но потом его перенесли на сентябрь, и еще 3 месяца я просидела дома. Ладно хоть на работе оставили, я ведь уже написала заявление.

«На корабле ты военнообязанный»

Мой первый круиз по Средиземноморью стартовал в Барселоне. Я прилетела туда поздно вечером, добралась до отеля, где компания забронировала для меня номер с ужином и завтраком. В 7 утра приехал автобус и забрал сразу кучу людей — всех новых сотрудников лайнера. Через 2,5 месяца, когда в Европе закончился сезон, был кроссинг через Атлантику, в Карибский бассейн, где я провела еще полгода.

Первый день на судне — это, наверное, самый жуткий день из тех, что я провела в круизах. Ты приезжаешь в незнакомое место, ничего не понимаешь, не знаешь, что делать, как себя вести, где что находится. Где «перед», а где «зад» у корабля — определить невозможно, лайнер очень большой, потеряться на нем — дело одной минуты.

Ресторан на корабле

Ресторан на корабле

Первым делом тебе показывают master station — специальное место, куда тебе нужно бежать в чрезвычайной ситуации. Ты на корабле военнообязанный: если что-то случится, ты должен всех пассажиров сопроводить к выходу и оказать им помощь.

После этого сразу же проводится несколько тренингов — что делать в чрезвычайной ситуации, какие есть позывные, кодовые слова. Например, если случится пожар, для персонала будет передаваться одно кодовое слово, если человек окажется за бортом — другое. Эти коды нужны, чтобы не возникала паника среди пассажиров. У каждого сотрудника экипажа своя зона ответственности, у меня была угроза безопасности корабля. Например, его могли атаковать пираты, и я должна была отбиваться от них водой из шланга.

На первый день к тебе приставляют наставника из твоего департамента. Он показывает, где твоя каюта, место работы. Часа в 4 дня я приступила к своим обязанностям — формировать заказы и относить их в номера. Поначалу на поиск каюты уходила куча времени, но позже именно работники рум-сервиса лучше всех знали лайнер и могли быстро добраться в любую точку.

«На лайнере надо выпить»

Надо понимать, что условия работы на круизном лайнере совсем несладкие. Адаптировалась я только ко второму контракту, а на первом я 4 месяца испытывала большой стресс. Наверное, за всю свою жизнь я столько не плакала, сколько я плакала на корабле.

Выходных у тебя нет — от слова «совсем», работаешь каждый день по 12–13 часов, которые можно поделить на смены по 6 часов, но тогда нужно выходить, например, с 4 до 10 утра и с 4 до 10 вечера. В промежутках между сменами нужно поспать, а если ты хочешь, допустим, пойти на вечеринку, то стоит учитывать, что потом ты будешь чувствовать себя очень плохо.

Рядом нет твоей семьи, друзей, ты по ним очень скучаешь, ведь тебя 8 месяцев нет дома. Было очень тяжело еще и потому, что ты все время находишься в закрытом пространстве. Ты не можешь уйти тогда, когда ты хочешь, не можешь уединиться, потому что в каюте живешь с кем-то. Если ты спишь, а твой сосед вернулся со смены, он тебя разбудит. Кроме того, вы можете оказаться, так скажем, несовместимыми. Команда на корабле многонациональная, у всех своя культура, привычки, обычаи. То, что ты считаешь нормальным, приемлемым, для другого человека может быть странно и даже оскорбительно — и наоборот. Поэтому нужно выбирать выражения, уметь извиняться, сдерживаться от конфликта.

Каюта для персонала

Каюта для персонала

Конечно, к этому потихоньку привыкаешь и знакомишься на корабле, приобретаешь новых друзей из разных концов света, и потом, как это сделала я, ко всем можно ездить в гости. Я думаю, что те друзья, которых я завела на корабле, — это друзья навсегда, они самые верные, понимающие, искренние.

У людей, которые работают в круизах, другой склад ума, они проходят через многое. Всем хочется расслабиться, поэтому иногда нужно пойти на вечеринку и выпить чего-нибудь. Для сотрудников есть дневная норма — один шот или бутылочка пива 0,33 л. Если что-то случится, ты должен соображать и стоять на ногах, чтобы помочь людям.

Пляж в Гаити. Когда корабль стоит в порту, отдохнуть можно и с таким видом

Пляж в Гаити. Когда корабль стоит в порту, отдохнуть можно и с таким видом

«Слишком много карри»

Отдельно стоит рассказать про питание для сотрудников. Оно очень зависит от корабля и менеджмента. На первом моем лайнере было два места для приема пищи — крю-месс и стафф-месс. Крю-месс — это столовая для персонала без погон — уборщиков, официантов и т. д. А в стафф-месс ходят офицеры и все сотрудники с погонами.

Еда в крю-месс была отвратительная — рис, какой-то филиппинский суп, иногда фрукты — либо арбуз, либо дыня, не очень хорошие, все в воде. Можно было самому собрать салат — из зелени, оливок, сыра, колбасы. Мясо было не всегда, и в основном очень острое. Карри! Его было так много. Я не люблю карри, но на борту работает куча индийцев, филиппинцев — видимо, расчет был сделан на них. Я могла поесть, например, просто вареный рис, хлеб и салат.

Одно время в рум-сервисе работали только китаянки и Алиса

Одно время в рум-сервисе работали только китаянки и Алиса

Слава богу, питаться в крю-месс мне пришлось только в последний месяц контракта. До этого всех пускали в стафф-месс, потом приехал новый менеджер и все поменял. На втором контракте было только одно место для питания, общее для всех, и кормили там вкусно.

«Зарплата — 1000 долларов»

Плюсы нахождения на лайнере — это путешествия, друзья и международный опыт работы. Это делает тебя выносливее, сильнее, закаляет дух. Кстати говоря, зарплата неплохая. Она зависит от должности. В рум-сервисе зарплата была около 750 долларов в месяц плюс чаевые, на руки сумма выходила примерно 1000 долларов. Так как проживание и питание на корабле оплачивается работодателем, эти деньги ты можешь потратить на что угодно или привезти домой.

За два контракта я увидела около 20 стран и более 40 городов. Классно, когда ты в понедельник проснулся в Испании, а во вторник — уже во Франции. Днем, когда лайнер стоит в порту, во время отдыха ты можешь выйти и погулять. Можно было отправиться на недорогую экскурсию специально для персонала.

На самом корабле есть бары только для персонала, где проводились дискотеки, мини-кофейня, тренажерный зал. Можно было погулять, позагорать на палубах, сходить поесть в один из ресторанов при условии небольшого количества гостей.

Долгожданный момент для любого сотрудника лайнера — выход на сушу

Долгожданный момент для любого сотрудника лайнера — выход на сушу

«Пассажиры меня бесили»

Очень многие круизные фанаты — это американские бабушки и дедушки. Они такие старые, что часто умирают на корабле. За мой 8-месячный контракт только от старости умерли 4 человека. На лайнере есть свой морг, и компания потом выплачивает страховку, покрывая большие расходы на похороны.

За бортом люди тоже оказывались. Ни разу не слышала, чтобы кто-то упал случайно — это почти невозможно. 

Все лайнеры — многоэтажные

Все лайнеры — многоэтажные

Как-то человек прыгнул за борт, и, когда он перелезал через перила, его увидел маленький мальчик. Он и сообщил секьюрити. Мужчину начали тут же искать. Это было поздно вечером, капитан сразу же развернул корабль, спустил шлюпку со спасателями и передал сообщение американской береговой охране. Мы были часах в 8 от Майами, прошло 10 минут — и уже примчались 4 катера, а вертолет еще раньше. Как говорят, нашли только части тела — ребята видели акул.

Вообще, пассажиры были очень капризные и часто бесили меня из-за стресса. Не секрет, что американцы придирчивы к сервису и могут бурно реагировать на какие-то, по их мнению, упущения в обслуживании. Каждый раз, когда тебе говорят: «Вы знаете, а вы мне пели Happy Birthday недостаточно громко, мне не понравилось, верните мне чаевые», мне хотелось придушить пассажира.

А еще многие «круизеры» очень толстые, они ленятся и не могут передвигаться на своих двух, поэтому для них на борту есть электроскутеры. У меня была такая обязанность: в последний день круиза те, кто ездил по кораблю на скутере, должны его оставить на борту, и их нужно было везти по трапу на инвалидной коляске. Мне приходилось пассажира весом в 150 кг буквально выталкивать с лайнера. У тебя после всех смен спина болит постоянно, и еще такой «подарок». Почему это задание давали девочкам, я не понимаю. Ладно еще я сильная, а китаяночка, которая ниже меня в 2 раза и худее раз в 5, вообще сдвинуть их не могла с места.

Круизный лайнер можно сравнить с огромным пятизвездочным отелем

Круизный лайнер можно сравнить с огромным пятизвездочным отелем

«Круто быть частью многонационального сообщества»

Когда закончился мой первый контракт, я не собиралась возвращаться. У меня был двухмесячный отпуск, за время которого я передумала. Я уже привыкла к этому ритму жизни, новым людям, разным странам, другой еде и культуре. И я поехала опять. Во второй раз было намного легче. Я свободно ощущала себя на корабле, тем более что на этот лайнер перевели очень много моих знакомых.

Второй контракт тоже был на 8 месяцев, но выдержала я только 4, потому что друзья разъехались и я не видела там для себя никаких карьерных возможностей. В ресторане я работать больше не хотела. Понимала, что со своим потенциалом, образованием, опытом я достойна большего.

У меня осталась мечта поработать на ресепшене, а для этого нужно было знание второго иностранного языка. Мой испанский был на очень низком уровне на тот момент, поэтому я не могла претендовать на эту должность.

Это фото было сделано 31 декабря, в тот момент в Екатеринбурге били куранты

Это фото было сделано 31 декабря, в тот момент в Екатеринбурге били куранты

С тех пор я в Екатеринбурге, учу испанский, теперь готова ехать по следующему контракту, работать на ресепшене и зарабатывать уже 2000 долларов в месяц. Сейчас меня точно возьмут. Круизная жизнь затягивает, это действительно интересно. Да, она особенная, к ней нужно привыкнуть, но в то же время ты путешествуешь, видишь новые места и знакомишься с кучей людей. Это большое многонациональное сообщество, и быть его частью — это круто.

Почитайте также историю Марии, которая бросила работу в Екатеринбурге, чтобы разливать вина на лайнере.

Фото: Алиса КОЧМАШЕВА

оцените материал

    Поделиться

    Поделиться

    Увидели опечатку?
    Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

    Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!