Андрей Паньковский — коллекционер и организатор ретроралли 
Андрей Паньковский — коллекционер и организатор ретроралли 

В июле этого года в Екатеринбурге пройдут соревнования, которых раньше наш город не видел: десятки экипажей ретроавтомобилей будут выяснять, кто из них сильнее. Таким образом, в потоке привычных машин появятся авто, которым минимум 30 лет! Соревнования организуют Музей автомобильной техники УГМК и Комитет классических автомобилей Российской автомобильной федерации.


В этом ралли примет участие и экипаж E1.RU. Позже мы расскажем и покажем, на какой уникальной машине мы проедем это ралли. Нам предстоит большая подготовка, о которой тоже обязательно расскажем.


Один из организаторов серии гонок Андрей Паньковский, председатель Комитета классических автомобилей РАФ, объяснил E1.RU, в чем суть этих соревнований, кто может принять в них участие и какие будут активности для зрителей. А Евгений Сорока, секретарь Кубка РАФ по ретроралли, пояснил, каким будет маршрут соревнований.


— Можете объяснить, почему горожанам должно быть интересно ретроралли?


А. П.: — Обычно люди собираются и идут в автомобильный музей, а тут музей приезжает к ним. Ты можешь наблюдать эти машины, которые являются не просто транспортным средством, но и проводником истории, отражением того времени, когда они были созданы. Представляете, музейные автомобили проезжают по улицам, останавливаются на площадях!


Этот Benz, который сейчас стоит на Плотинке, не смог бы принять участие в ретроралли, поскольку просто не проедет дистанцию за определенное время
Этот Benz, который сейчас стоит на Плотинке, не смог бы принять участие в ретроралли, поскольку просто не проедет дистанцию за определенное время


Для примера, в Туле на такие мероприятия собираются от 40 до 50 тысяч человек! Или в Великом Новгороде гонка была посвящена юбилею освобождения от фашистов. Мы останавливались во всех деревушках, которые проезжали, возлагали цветы к Могилам Неизвестного Солдата, звучали стихи, музыка. Это было невероятно трогательно и торжественно.


— Где будут эти места стоянок?


Е. С.: — Концепция наших соревнований — спорт плюс туризм. На трассе обязательно есть точки, где спортсмены останавливаются (от 5 до 30 минут), а горожане в это время могут посмотреть на машины. Обычно таких мест бывает от трёх до пяти. Также старты и финиши делаются на больших площадях, чтобы можно было собрать горожан.


— Какая будет протяжённость трассы?


Е. С.: — От 50 до 140 километров. Но мы обычно оцениваем в часах — от трех до шести.


По Екатеринбургу проедут как отечественные, так и иностранные ретрокары 
По Екатеринбургу проедут как отечественные, так и иностранные ретрокары 


— Один коллекционер мне рассказывал, что сначала хотели сделать стоимость участия 10 тысяч рублей, а затем увеличили эту сумму до 50 тысяч. Какой все-таки она будет?


А. П.: — Пока нет цены — это слухи и домыслы. Даже мы ещё не выработали её. Но для нас важно, чтобы стоимость участия была приемлема для коллекционеров, так как мы ориентируемся на массовость.


Хочу сказать всем владельцам ретромашин, чтобы они не боялись тягаться с московскими и зарубежными спортсменами! Не надо скромничать. Специально для тех, кто хочет почувствовать азарт и адреналин ралли, мы сделали новый формат «Гран Туризмо». Участники точно так же будут ехать по карте, но это будет более легкая трасса, чтобы познакомиться с тем, что такое ралли, почувствовать его.


— Может ли принять участие в основном ралли владелец автомобиля, у которого совсем нет опыта?


А. П.: — Может! Даже мы, которые имеем большой опыт, обязательно заблудимся. Хитрые и умные судьи обязательно сделают так, чтобы мы ошиблись и запутались. Но все-таки для новичков бы я посоветовал принять участие в «Гран Туризмо». Хотя мы планируем организовать штурманские курсы, чтобы участники могли ознакомиться с тем, как читать карты, как проходить трассу.


— Расскажите, что пишут в дорожной книге для участников.


Е. С.: — Набор ориентиров: перекрёстки, расстояние между точками, адреса домов. Например, может быть написано, что надо повернуть направо на перекрёстке, где есть четыре каких-то знака. Но тут важно не перепутать, так как перед нужным поворотом — ещё три очень похожих перекрестка. Требуется максимальное внимание. Кстати, есть примеры, когда женщины более качественно справляются с этой задачей.


Также будут упражнения на регулярность, на фигурное вождение (похоже на то, что делают при получении прав). Или — зависнуть бампером над линией шириной 20 сантиметров.


При этом все участники должны ехать строго с соблюдением правил дорожного движения. У нас будут скрытые пункты контроля, где судьи будут следить за этим.


Часто в ретроралли участвуют целыми семьями
Часто в ретроралли участвуют целыми семьями


— У вас нет опасения, что ралли может превратиться в гонку «копеек» и 21-х «Волг»? Или для вас это не столь важно?


А. П.: — Для нас это важно. Чем более возрастные машины принимают участие, тем лучше. Понятно, что те же «копейки» и так ездят по улицам городов. Ими никого не удивишь. Мы стимулируем коллекционеров приезжать на более возрастных авто, давая им за это дополнительные баллы. Всего у нас будут три класса машин: до 1947 года выпуска, до 1970 года и до 1988 года. В каждом классе свой зачёт.


— Ретроралли — это бизнес?


А. П.: — Если бы у нас не было фанатичных людей, то автомобильный спорт бы совершенно не развивался. Финансовый результат от организации ретроралли в лучшем случае удаётся свести к нулю, а нередко и вовсе бывают убытки.


— Насколько велики затраты на проведение ретроралли?


А. П.: — Есть несколько блоков затрат. Первый — подготовка трассы. Одно дело, когда главный судья живёт в Москве и там же формирует маршрут. И другое дело, когда он должен от двух недель до месяца провести в незнакомом городе. Это очень сложная работа, требующая времени. Второй блок — затраты на организацию быта во время ралли. Плюс реклама, кубки, медали. И стартовые взносы не могут окупить вложения. Так что без спонсоров никак не обойтись.


— Бюджет больше или меньше 10 миллионов?


А. П.: — Значительно меньше!


— Может ли ретроавтомобиль быть инвестицией?


А. П.: — Да, но проблема в том, что у ретроавтомобиля не очень высокая ликвидность. На это может уйти от нескольких месяцев до года. Надо понимать, что это не предмет первой необходимости. Вообще же цены на ретромашины растут (как в долларах, так и в рублях), при этом штучные, редкие дорожают быстрее, чем массовые.


— У вас же есть своя коллекция автомобилей. Какой любимый?


А. П.: — Единственного любимого нет. С одним авто связаны соревнования в Италии, где мы участвовали вместе с супругой, на другом проехали с сыном и дочкой, а третий подарил мне сын.


Даже в Музее BMW в Мюнхене есть только четырёхколёсная Isetta
Даже в Музее BMW в Мюнхене есть только четырёхколёсная Isetta


— Расскажите о каком-нибудь из них, пожалуйста.


А. П.: — Сын мне подарил на юбилей очень редкую модель — трёхколёсную BMW Isetta. Дело в том, что во время депрессии после Второй мировой войны все страны были в очень тяжёлом положении. Австрийское правительство для себя приняло решение, что на автомобили с тремя колёсами будет налог как на мотоколяску. Именно поэтому они заказали на заводе BMW трёхколесные Isetta. Партия была весьма ограниченная.


Одну из таких купил архитектор, но он не ездил на ней, а поставил в свой дом в качестве предмета интерьера. Там она простояла несколько десятилетий. Потом он продал дом вместе с машиной. И новому хозяину она была не нужна — вот её и купил мой сын. Такая трогательная история.


— Какие ощущения от управления такой машиной?


А. П.: — Странные! Мне повезло. Обычно у Isetta 12 лошадиных сил, а у меня форсированная версия — в ней 13 лошадок! Это принципиально меняет дело. Как-то я на ней принимал участие в качестве сопровождающего экипажа в женском ралли, в котором ехала жена с дочкой. За мной ехал сын. И вот он мне звонит и говорит: «Папа, прошу, налево не поворачивай, так как в это время у тебя правое колесо поднимается». Вот такие особенности езды на трёхколёсном автомобиле!



E1.RU рассказывал, что на этой неделе на Плотинке появился павильон, в котором будут выставлять машины, определившие развитие автоиндустрии в XX веке. Сейчас там стоит Benz, который в 1886 году запатентовал Карл Бенц. Именно он впервые сумел создать двигатель внутреннего сгорания.