Это двухэтажное здание построили в 30-х годах, его планируют снести
Это двухэтажное здание построили в 30-х годах, его планируют снести

Проваливаясь в мартовский снег, обходим старое пустующее здание Уктусского аэропорта на Белинского, 246. Когда-то отсюда летали кукурузники, которые развозили пассажиров по всей Свердловской области, а сейчас оно находится на территории, где собираются строить «золотой» автовокзал. Торгово-транспортный пересадочный узел будут возводить создатели «Гринвича», ради этого уже снесли семь жилых домовзавод гражданской авиации и склады. Та же участь грозит и старому зданию аэропорта. Пока дом не разрушили, мы погуляли по нему, узнали истории строения и людей, которые летали отсюда и здесь работали. 


Сам аэропорт давно перенесли в Арамиль, но здание осталось. Последним здесь размещалось Уральское управление воздушного транспорта. «Яндекс.Карты» до сих пор показывают, что оно там находится. 


Обходя здание по периметру, можно увидеть, что покинули его недавно. На первом и кое-где на втором этажах вставлены евроокна, от которых еще не успели оторвать пленку, стоят камеры видеонаблюдения и новые двери. За зданием протоптана дорожка, но ходить по ней не советуем. Вы обнаружите пустые бутылочки из-под боярышника и еще несколько неприятных сюрпризов.




Так аэропорт выглядел раньше. Говорят, что перед ним стоял памятник Сталину


Идем по тропинке за здание аэропорта
Идем по тропинке за здание аэропорта


Заглядываем в окна — в здании пустота
Заглядываем в окна — в здании пустота


А за бывшим аэровокзалом жизнь иногда, можно сказать, кипит
А за бывшим аэровокзалом жизнь иногда, можно сказать, кипит


С обратной стороны дома балкончики и колонны 
С обратной стороны дома балкончики и колонны 


Директор Музея истории Екатеринбурга Сергей Каменский считает, что в этом здании можно было открыть музей гражданской авиации. Он разговаривал об этом с собственником объекта, но в итоге пока ни к чему не пришли. По мнению историка, здание — важный объект для города, его нельзя потерять.


Научный сотрудник Музея истории Екатеринбурга Евгений Бурденков рассказал, что этот аэровокзал строили под авиамагистраль Москва — Владивосток. Она открылась 1 июня 1936 года. 


«На территории Свердловского аэропорта гражданской авиации началось строительство каменного аэровокзала. Здание будет двухэтажное, с цокольным этажом и вышкой для световых сигналов, — писали в газете «Уральский рабочий» в апреле 1937 года. — В основу архитектурного оформления положены четкие, простые линии. Над центральными входами, обращенными к городу и летному полю, будут скульптурные крылья — летный знак. Центральную часть здания займут вестибюль и ресторан со столовой для летного состава. На первом этаже разместятся управление связи, радио и метеорологическая служба, контора аэропорта, кабинет врача, приемная. На втором — гостиница для пассажиров, кабинет начальника порта, комнаты отдыха пилотов, ванные, душевые. Вблизи ресторана будут гостиная и комната пассажиров с видом на летное поле. Комнаты для ночевки пассажиров и пилотов двухместные. Сейчас уже заложен фундамент, выложена половина стен первого этажа. Строительство должно быть закончено к XX годовщине Октябрьской революции».


На первом этаже большой круглый холл. С потолка свисают плафоны, у облупившейся стены стоят старые советские шкафы. В здании так же холодно, как и на улице: отопления здесь нет. На территории только охранник и кошка, которая с любопытством смотрит на гостей.


Здесь красивый круглый холл с колоннами. В помещении еще остались праздничные украшения. Судя по всему, холл украшала охрана
Здесь красивый круглый холл с колоннами. В помещении еще остались праздничные украшения. Судя по всему, холл украшала охрана


Гости в этом здании сейчас бывают редко, поэтому кошка с любопытством разглядывает чужих людей
Гости в этом здании сейчас бывают редко, поэтому кошка с любопытством разглядывает чужих людей


Наверное, раньше из центра свисала большая люстра
Наверное, раньше из центра свисала большая люстра


Из этого места летали кукурузники по всей области. В Уктусском аэропорту пилотом 12 лет проработал Андрей Кравчук, сейчас он на пенсии. Сначала был вторым пилотом, а потом командиром воздушного судна. Он вспоминает, что отсюда можно было улететь буквально в любую точку нашей области. Например, в Красноуфимск (билет тогда стоил 3 рубля).


— В этом здании находилось Уральское управление гражданской авиации, здесь же размещался летный отряд Свердловского авиапредприятия, в 1985 году он переехал под Арамиль, но сохранил то же название — Уктусский аэропорт. Я работал во Втором Свердловском авиапредприятии, — рассказал Е1.RU Андрей Кравчук. — Там был большой парк, я летал на Ан-2. У нас было четыре эскадрильи Ан-2, в каждой по 25 экипажей. Всего было порядка 100 самолетов, имелись еще вертолеты Ми-8 и Ми-2.


Это Андрей Кравчук за работой
Это Андрей Кравчук за работой


В Сосьве на стоянке. На фото Андрей Кравчук и его коллеги — Юрий Грицкевич и Дмитрий Дворянинов
В Сосьве на стоянке. На фото Андрей Кравчук и его коллеги — Юрий Грицкевич и Дмитрий Дворянинов


Здание аэропорта юридически стоит на Белинского, но на деле находится недалеко от пересечения улиц Крестинского и Академика Шварца. Там, где находятся «Дирижабль» и улица Щварца, раньше была взлетно-посадочная полоса. Кстати, 1 апреля академику Станиславу Шварцу исполнилось бы 100 лет. Он создал уральскую школу экологов, был директором Института экологии растений и животных Уральского научного центра. 


Уктусский аэропорт переехал под Арамиль в 1985 году, а Андрей пришел работать сюда в 1986-м
Уктусский аэропорт переехал под Арамиль в 1985 году, а Андрей пришел работать сюда в 1986-м


В небе над Свердловской областью
В небе над Свердловской областью


После того как мы обошли здание и вышли к фасаду, мы увидели здесь несколько автомобилей: территорию перед бывшим аэровокзалом используют как парковку. В одну из машин садилась женщина. Она рассказала, что однажды в 70-х летала отсюда. 


— Мне пришла телеграмма от подруги, что она выходит замуж в Серове. Регистрация была на следующий день. Времени не было, и я решила лететь. Пришла сюда. Помню, что слева у входа был буфет, и я купила пирожки с ливером. Вкусные были! По пять копеек. Из центрального входа насквозь прошла на посадочное поле к кукурузникам. В конце полета так трясло, казалось, что все внутренние органы наружу выпадут, а летели мы около трех часов, — смеясь, рассказывала женщина. — Мне говорили, что перед зданием стоял памятник Сталину (смотрите фото выше. — Прим. ред.), а под зданием находится большое бомбоубежище. Еще слышала, что здесь хотят сделать музей. 


Самолеты садились и взлетали с Уктуса почти полвека. Пик пришёлся как раз на 70-е годы, когда аэропорт обслуживал ежедневно до полусотни рейсов. После того как в 1985-м запустили новый аэровокзал под Арамилем, на месте старого аэродрома в 1990-х годах построили жилой район Ботанический.


На таких машинах летали с Уктусского аэропорта
На таких машинах летали с Уктусского аэропорта


Собеседник E1.RU, знакомый с планами застройки этой территории, рассказал, что здание планируют сносить в ближайшие месяцы, но пока еще не всё согласовано. 


Башенка здания. Интересно, что сверху находятся серп и молот, а снизу — герб России
Башенка здания. Интересно, что сверху находятся серп и молот, а снизу — герб России


Объект на вылет: история аэропорта, который снесут ради «золотого» автовокзала


На здании висит мемориальная доска
На здании висит мемориальная доска


Объект на вылет: история аэропорта, который снесут ради «золотого» автовокзала


Второй этаж здания аэропорта
Второй этаж здания аэропорта


Объект хоть и пустует, но за ним следят. Камеры видеонаблюдения находятся в рабочем состоянии, а в здании несколько охранников
Объект хоть и пустует, но за ним следят. Камеры видеонаблюдения находятся в рабочем состоянии, а в здании несколько охранников


Эти документы не забрали. Видимо, они уже не нужны
Эти документы не забрали. Видимо, они уже не нужны


Объект на вылет: история аэропорта, который снесут ради «золотого» автовокзала


Объект на вылет: история аэропорта, который снесут ради «золотого» автовокзала


Объект на вылет: история аэропорта, который снесут ради «золотого» автовокзала