Алексей (слева), Ольга (в центре) и Илья (справа)
Алексей (слева), Ольга (в центре) и Илья (справа)

Для ХК «Автомобилист» сезон 2018/2019, к большому сожалению, уже завершён. И был он по-настоящему рекордным. Подробнее обо всех успехах клуба в регулярке и плей-офф можно почитать здесь. А сейчас мы решили поговорить с другими участниками этой «хоккейной лихорадки», охватившей Екатеринбург. С болельщиками, которые в отличие от самих хоккеистов не зарабатывают на этом деньги, а, наоборот, тратят, причём немало. 


Мы встретились с тремя «постоянниками» фан-сектора, чтобы узнать, как туда попасть, как организуются выездные матчи и на какие жертвы болельщики готовы идти ради того, чтобы поддерживать любимую команду. 


Побеседовали с E1.RU Алексей (25 лет), Ольга (31 год) и Илья (35 лет).


О фан-секторе и о том, как туда попасть


Хоккей (и это не новость) смотрят не только взрослые. Даже в фан-секторе (это сектор К на арене. — Прим. ред.) есть подростки и младше 15 лет, которые ходят на все матчи. Начинается всё с того, что их берут с собой родители, а потом остановиться уже просто невозможно. Чёткую верхнюю возрастную планку среди активных болельщиков фан-сектора ребята назвать не смогли, ограничившись абстрактным «за 50».


— Сколько вообще человек в фан-секторе?


Алексей: Мы привыкли по абонементщикам считать. В фан-секторе их 135 человек. А вообще фанатов больше. Например, на выезде в Челябинск в фан-секторе было около 400 человек. Просто не все готовы на всех домашних матчах «топить» и поддерживать команду.


— Правда, что просто так к вам в сектор не попасть? 


Алексей: Не совсем так. У нас же нет какого-то отбора и собеседования. Приходишь, стоишь с нами. И если все видели, что ты ходил на матчи и при этом не просто стоял, а «топил» за команду, то на следующий сезон можешь взять абонемент.


Самые яркие фотографии болельщиков с домашних матчей плей-офф  смотрите здесь
Самые яркие фотографии болельщиков с домашних матчей плей-офф смотрите здесь


Илья: Нужно просто быть активным. Некоторые ходят и говорят, что боятся к нам подойти, а мы как раз таки и ждем ребят, которые будут себя проявлять и придут сами. Зачем нам те, за которыми надо бегать? Фанат — он сам по себе должен быть активным, быть с клубом, ездить на выезды. И поэтому те люди, которые приходят, начинают интересоваться фан-сектором и спрашивают, как всё устроено, — вот они потенциально и есть те, кто в ближайшее время может стать полноценным участником нашего фанатского движения.


Ольга: Даже если по мне судить. В 2012 году я просто начала ходить на матчи, смотрела сначала с балкона и чувствовала, что мне тоже хочется туда, к тем ребятам, которые орут, которые активные. Я просто стала покупать билеты в сектор К или даже в другие, а вставала с ними рядом. И уже на следующий год я купила фанатский абонемент.


Ради хоккея не жалко развестись и уволиться: истории из фан-сектора «Автомобилиста»


— За что могут выгнать из фан-сектора? 


Алексей: Если видно, что люди малоактивные и пришли «отбывать номер», мы с такими расстаемся и они не получают на следующий сезон абонемент, либо блокируем их по ходу сезона. Но это вопиющие случаи (например, пропуски матчей), хотя в этом сезоне такое было.


— Кто следит за этим?


Илья: Мы же стоим сами на фан-секторе в разных местах, поэтому видим все. Визуально ты замечаешь тех людей, которые просто стоят и смотрят хоккей, или тех, которые не соизволили элементарно в «сетке» приходить на домашний матч, чтобы цветовая гамма постоянно была одна и та же.


О выездах и деньгах


Сколько стоит быть болельщиком «Автомобилиста»? Точную цифру не рассчитать, но формула примерно такая: стоимость фанатского абонемента плюс количество ближних выездов, умноженное на стоимость билетов, плюс количество дальних выездов, умноженное на стоимость всех затрат на дорогу, проживание и визы.


К ближним выездам относится всё в пределах тысячи километров — города, куда можно добраться на автобусе. Но ведь матчи проходят и на Дальнем Востоке, и в Братиславе, Финляндии, Казахстане, Белоруссии и Китае. Выездных матчей в сезоне 31.


— Как организуются выезды и есть ли ответственные за это?


Илья: Если это ближние города, то едем на автобусах и назначаем ответственных за каждый из них, но на дальние выезды все собираются сами. Все просто между собой договариваются и выбирают общие рейсы.


Алексей: В плей-офф «Автомобилист» для нас организовывал автобусы, а мы платили только за билет на матч. Поэтому в Челябинск, например, и приехало, по ощущениям, не меньше тысячи человек.


Гостевой сектор на арене в Челябинске во время плей-офф, действительно, был очень похож на фан-сектор в «Уральце»
Гостевой сектор на арене в Челябинске во время плей-офф, действительно, был очень похож на фан-сектор в «Уральце»


Ради хоккея не жалко развестись и уволиться: истории из фан-сектора «Автомобилиста»


Тут какая штука. В Екатеринбурге невозможно было купить билеты, поэтому те люди, которым это всё же не удалось, заходили на сайт «Трактора», а там в продаже три тысячи билетов. Получается, вместо домашних матчей проще было на выезд поехать. Поэтому мы агитировали, чтобы все были в красном, чтобы проще было опознать своих. И было такое настоящее красное море.


Чтобы попасть на домашние матчи плей-офф, пришлось очень постараться. Такой была очередь у «Уральца» в день старта продаж билетов на матчи с «Салаватом Юлаевым». Лично  я (автор этой статьи) простояла в ней пять часов, и это был ад
Чтобы попасть на домашние матчи плей-офф, пришлось очень постараться. Такой была очередь у «Уральца» в день старта продаж билетов на матчи с «Салаватом Юлаевым». Лично я (автор этой статьи) простояла в ней пять часов, и это был ад


— В этом сезоне стало больше активных болельщиков?


Алексей: Да, чем больше было побед, тем больше приходило людей. Особенно в плей-офф, но я не связываю их приход именно с плей-офф. Возможно, они услышали про хоккей только потому, что начался этот ажиотаж. В этом же нет ничего зазорного.


— Есть ли те, кто не пропустил ни одного выезда из тридцати одного?


Алексей: Рекорд у нас у Дины — 19 выездов в этом сезоне. У меня было 16 в этом году, но я ставил себе целью закрыть сотый выезд. Он у меня был в Новосибирске в феврале. У Ильи в Братиславе был пятидесятый выезд в январе, Оля сороковой закрыла.


По одному только присутствию на выездах в этом сезоне видно, что всё больше народу интересуется хоккеем, и на домашние матчи тоже больше людей подтягивается.


У нас никогда раньше такого не было, чтобы мы вывозили, например, три автобуса в Астану (да-да, в Нурсултан). Тысяча километров, пересечение границы… Ты едешь сутки на автобусе — и в одну сторону.


В этом году у фан-сектора не закрыты только Хабаровск и Владивосток, но раньше в этих городах тоже были.


За свою фанатскую жизнь Алексей съездил больше чем на сто выездных матчей
За свою фанатскую жизнь Алексей съездил больше чем на сто выездных матчей


Илья: Мы в своё время были самыми первыми болельщиками, которые в сезон закрыли все выезды от фан-сектора. То есть в городе проведения матча, на выезде, разумеется, представитель нашего фан-сектора обязательно был. Как минимум один. Мы тогда задались целью, чтобы на выезде команда не осталась одна.


И в том случае, когда никак ни у кого не получалось, мы вели чат, спрашивали, кто всё-таки сможет. Никто, допустим, не собирался в Новокузнецк, а ещё и будни были, и ехать не самым простым образом. Но в фан-секторе бывает так, что кому-то позволяет время, но по финансовым причинам в данный момент не могут поехать, тогда мы организованно за свои деньги покупаем ему билеты, даём в дорогу. Вот, пожалуйста, тебе билеты, только езжай.


О разнице между домашними и выездными матчами


Алексей: Это чисто выездной фактор (автору сказали не пытаться понять, так что и вы тоже просто поверьте. — Прим. ред.), что выездные всегда болеют лучше, чем домашние. Это связано с эмоциями, ты приехал в другой город и должен выложиться по полной. На выезде всегда в три раза больше будет поддержка.


Илья: И чем меньше будет выездных, тем выше этот драйв. Ты там просто не имеешь права отдохнуть. Вот вас приехало пять человек, и вы впятером должны отработать как 50.


Ради хоккея не жалко развестись и уволиться: истории из фан-сектора «Автомобилиста»


О поездке в Уфу на плей-офф


Ольга: У нас была ситуация после нашего первого выездного матча в Уфу (в плей-офф. — Прим. ред.). Наш фан-сектор там находится на втором ярусе. И после этой игры болельщики «Салавата» начали писать и жаловаться на всех возможных форумах, в том числе в группе «Автомобилиста» во ВК, мол, вам не стыдно с микрофонами болеть?


Так выглядел гостевой сектор на «Уфа-Арене». На выезд ребята приехали с баннером, посвященным самому известному и титулованному ветерану «Автомобилиста».  Виктор Кутергин скончался 17 марта  в возрасте 66 лет
Так выглядел гостевой сектор на «Уфа-Арене». На выезд ребята приехали с баннером, посвященным самому известному и титулованному ветерану «Автомобилиста». Виктор Кутергин скончался 17 марта в возрасте 66 лет


Алексей: На этом история не закончилась. Это был первый матч, а через день — второй. После того как салаватовские болельщики написали все это во всяких группах в соцсетях, на входе в гостевой сектор служба безопасности начала досматривать всех болельщиков на предмет звукоусиливающих устройств. Они рассматривали барабаны, чтобы никто микрофон с собой не пронес.


Ради хоккея не жалко развестись и уволиться: истории из фан-сектора «Автомобилиста»


Илья: Они реально в это поверили. В то, что мы какими-то микрофонами себя обложили и просто порвали эту арену. А мы, естественно, подогревали у себя в группе: «Да, нам же УГМК теперь нанотехнологии поставляет».


Алексей: Их не смутило то, что мы как-то должны были подключиться к аудиосистеме арены. То есть микрофоны мы могли пронести, но от чего бы мы их запитали? Куда звук-то выводить?


О том, от чего можно отказаться ради хоккея


— Как дома и на работе относятся к тому, что вы так часто уезжаете?


Алексей: Я стараюсь искать работу, которая не присобачивает тебя к офису: SMM и всякие такие штуки в интернете. Это в связи, опять же, с тем, что мне бац и нужно опять куда-нибудь уехать на неделю — в Европу, на выезд, а если ты прикован к офису и тебе ради этого нужно брать отпуск, то в первый раз может быть нормально, а во второй и третий раз начальник посмотрит и спросит, что тебе важнее. А я же не могу ему ответить, что хоккей.


Илья: У меня дома привыкшие все. Я ведь с 2006 года в этом, и сейчас уже странно мне что-то об этом говорить. Неизлечимо. Как на работу сходить. Я же хожу на работу, и для них это то же самое, как когда я на хоккее. Это просто мой образ жизни.


Ольга: А я поэтому бросила работу и развелась. У меня реально были проблемы на этой почве с бывшим мужем, много скандалов. А мне хотелось этого всего: путешествовать, быть более свободной. Я сейчас кайфую от этого состояния, что я принадлежу сама себе и езжу туда, куда хочу. Работа тоже мешала хоккею, поэтому я уволилась и сейчас работаю сама на себя.


Ради хоккея не жалко развестись и уволиться: истории из фан-сектора «Автомобилиста»


О том, почему жизнь измеряется хоккейными сезонами


Алексей: Кроме шуток, когда ты погружаешься во всё это, то у тебя жизнь реально измеряется хоккейными сезонами. Это может казаться странным, но где-то в июле выходит календарь на сезон — и ты всё остальное планируешь на его основании.


Ольга: Ты планируешь, когда брать отпуск, можешь ли ты поехать на выезд в Европу в этом сезоне и так далее.


Илья: Календарь — это как взрыв. Глоток хоккея — и ты понимаешь, что вот он, сезон, он уже скоро начнется. Ты видишь эти игры, когда они будут, когда удобные выезды (то есть когда матчи выпадают на выходные или праздники).


Ради хоккея не жалко развестись и уволиться: истории из фан-сектора «Автомобилиста»


— Как же вам сейчас, наверное, скучно...


Илья: Апрель-май — это время после сезона, ты отдыхаешь, что-то осмысливаешь, а вот июнь — лично для меня — но мне кажется, что так для многих, — это время, когда «хоккейчика бы уже». Не хватает драйва этого. Куда-то поехать, поболеть.


Алексей: Вот закончился сезон, и у нас впереди пять месяцев без хоккея, но это не значит, что мы не будем друг друга видеть. У нас и околохоккейные мероприятия будут вроде закрытия сезона и шашлыков.


Ради хоккея не жалко развестись и уволиться: истории из фан-сектора «Автомобилиста»


Илья: Увлечения у всех разные. Одна половина вместе играет в футбол, вторая собирается на ночной хоккей, а потом все смешались и устроили турнир в бильярд — «Автошар».


Алексей: У нас довольно насыщенно межсезонье проходит. Но с сентября по март нас объединяют домашние и выездные матчи, а когда все заканчивается, начинаются другие движухи. Нет хоккея, но мы сами себе придумываем занятия, постоянно видимся. Получается большая такая «сточеловековая» семья.


— Продолжаете ли следить за ходом плей-офф (в финалы конференций вышли ЦСКА и СКА на Западе, а на Востоке — «Авангард» и «Салават Юлаев». — Прим. ред.)?


Ольга: В конце мы обычно собираемся на финал и смотрим. Не болеем за кого-то, а просто смотрим.


Алексей: Для меня сезон закончился. Вылетел «Автомобилист» — и ты на следующий день уже забыл, что там, в лиге, еще кто-то играет. Для меня это уже не важно.


Илья: Молодежка наша играет, вот за ней следим.


«Авто» вышел в полуфинал плей-офф Кубка Харламова, обыграв уфимский «Толпар» (отомстили за старших). При этом команды отыграли три периода и четыре овертайма, проведя на льду больше 122 минут. Это новый рекорд МХЛ!


— Во время регулярки тоже?


Алексей: По ходу сезона меньше, но сейчас ребята вообще красавцы и обязательно надо прийти их поддержать. Потому что играют со СКА, а это принципиальный соперник для всех команд.


Илья: Когда играет основа, времени, к сожалению, не остается. Но ребята тоже показали очень хороший хоккей, провели хороший сезон. И они достойны тоже, чтобы за них поболели.


О фильме про фан-сектор и о поддержке


— Все баннеры, которые вы готовите, — это всё ваше собственное творчество?


Алексей: Да, активом сектора штурмуем, всё придумываем, рисуем. На самом деле мы бы рады показывать больше чего-то интересного, но в КХЛ такой темп матчей, что игры через день и какой-нибудь инфоповод, к которому можно было бы что-нибудь подготовить, быстро проходит и ты не успеваешь. Вот с «10 из 10» было прикольно, но это была самая очевидная акция.


Десятая победа, кстати, далась «Автомобилисту» весьма непросто. Екатеринбуржцы играли против ярославского «Локомотива» и  вырвали победу только в овертайме, отыграв три шайбы за период
Десятая победа, кстати, далась «Автомобилисту» весьма непросто. Екатеринбуржцы играли против ярославского «Локомотива» и вырвали победу только в овертайме, отыграв три шайбы за период


Зато мы впервые в истории КХЛ сняли короткометражный фильм про фанатское движение. Там очень много отсылок к нашему фан-сектору.


Когда была премьера фильма в «Доме кино», большой зал был забит. И каждый второй — с нашего фан-сектора. Это крутой факт, что у нас теперь есть фильм!


— Как долго работали над фильмом?


Илья (он был режиссёром короткометражки. — Прим. ред.): Я вообще давно хотел погрузиться в монтаж, режиссуру и создать что-то свое. В короткометражке я хотел рассказать о таких человеческих качествах, как доброта, взаимовыручка, самопожертвование ради других, о том, что добро всегда возвращается. А снял это на примере фан-сектора, потому как он ближе всего для меня и мне проще было выстроить сюжет и писать сценарий, используя собственные знания о том, как все устроено у фанатов. Самые лучшие сценарии — это истории с частичкой тебя самого.


Ради хоккея не жалко развестись и уволиться: истории из фан-сектора «Автомобилиста»


С августа начал углубляться и получать навыки режиссуры, до октября или даже до ноября писался сценарий. В ноябре у нас начались первые съемки, они закончились до Нового года. В январе мы уже занимались монтажом, цветокоррекцией.


— Есть ли он в открытом доступе?


Илья: В открытом доступе будет, но позже. Сейчас мы его отправляем на разные фестивали и пока не можем позволить себе выложить его в Сеть в связи с регламентом фестивалей.


О разнице между футбольными и хоккейными болельщиками


— Футбольные и хоккейные болельщики довольно разные. Как вы думаете, почему?


Алексей: История фанатизма, а фанатизм — это эмоции. Вообще всё пошло из Англии, где в одном городе есть две команды и одни болельщики считают, что это город их клуба, а другие — что их. И идут столкновения, драки.


Илья: Это пошло еще со времен СССР, с того боления болельщиков. Они приходили просто болеть за хоккей, не против кого-то, а просто за хоккей. У нас ведь такая держава была, такие хоккеисты. Все были просто влюблены и заражены хоккеем. И не было неприязни к чему-то там. Поэтому болельщик хоккейный и стал таким, интеллигентным.


Ради хоккея не жалко развестись и уволиться: истории из фан-сектора «Автомобилиста»


Алексей: На хоккей немного другая аудитория ходит. Это банально из цены билета даже выливается, да и сама культура боления в хоккее другая.


О ценах на билеты и проблемах с их покупкой


Алексей: Цена билета на хоккей колется, и при этом она рыночная. То есть очевидно, что раз вокруг билетов такой ажиотаж и люди в семь утра приезжают в кассы, то можно было бы даже дороже их делать, всё равно был бы полный стадион.


«Автомобилист», мне кажется, сделал добрый жест, что не стал повышать цену на матчи плей-офф. Сделай он их в два раза дороже, все равно бы пришли все.


Понятно, что «Автомобилист» хотел как лучше, чтобы пришли все желающие. Но был такой ажиотаж! Думаю, если скажу, что было человек десять на место, то не обману никого. Понятно, что билеты достались не всем, и жалко, что такой негатив в итоге получился.


Вот на последних матчах и наш сектор разрастался. Люди покупали билеты в другие места, а потом втискивались к нам и по факту на секторе было больше людей, чем мест.


Ради хоккея не жалко развестись и уволиться: истории из фан-сектора «Автомобилиста»


О том, что болеть нужно не только тогда, когда всё хорошо


— Легко болеть, когда клуб в топе, но раньше ведь было не так.


Алексей: Когда-то у нас было семь побед за сезон, в этом году мы к 20 сентября эти победы набрали. Я считаю, что мы вместе с командой прошли этот путь, со дна поднимались. А «Автомобилист» поотихоньку становится топ-клубом, взрослым, серьезным, крутым.


Ради хоккея не жалко развестись и уволиться: истории из фан-сектора «Автомобилиста»


— А что заставляло болеть?


Илья: Я в принципе патриот своего города, своего края. У меня вопросов не было и не оставалось, когда в 2006 году «Автомобилист» заявился в новом образе. Я вообще не сомневался, что это мой клуб. Это клуб моего города, и я его должен поддерживать.


Ольга: Хоккей вообще во мне воспитал патриотизм. И он сейчас во всём присутствует, не только в хоккее. Я чувствую свою принадлежность к этому городу. Я не рассматривала вообще варианта, что если «Автомобилист» проиграет или будет плохо играть, то я буду болеть за другую команду. Для меня это предательство.


Алексей: Об этом говорит тот факт, что сезон продолжается, но мы не за хоккей, несмотря на то что за сборную, понятно, все болеют. Здесь ключевое не то, как команда твоя играет. Понятно, что приятнее, когда выигрываешь, но все мы втроем и еще десятки людей были тогда, когда было семь побед за сезон. Так что это больше, чем просто радоваться победам.


О том, что успех приходит не из-за денег


Алексей: Мы в свое время спасли «Автомобилист» тем, что вышли на площадь Труда и устроили митинг с баннером «Берегись автомобиля». Потому что было реально такое время, что никто не хотел его финансировать и нам приходилось, по сути, спасать клуб. Поэтому, когда нам кто-то говорит, что в клуб просто ввалили денег и вот они заиграли, можем ответить, что это не так. Мы всё для этого сделали и больше всех в лиге заслужили результат. Так что совесть чиста.


Ради хоккея не жалко развестись и уволиться: истории из фан-сектора «Автомобилиста»


Илья: Это не просто «ввалили денег и сейчас будем выигрывать». Всякого понюхали, все было. Были и взлеты, и падения, а ты все это время с клубом. И когда ты через это тоже проходишь, понимаешь, что ты часть всего.


Об отношениях с другими фан-секторами


Оказывается, хоккейные болельщики не только не дерутся после игр, но и дружат за пределами арен. На Илье как раз футболка «Съезд хоккейных болельщиков» — это массовый сбор представителей фан-секторов, который проходит раз в год в разных городах.


Фан-сектора городов готовят «предвыборные кампании» и доказывают, почему съезд должен пройти именно у них. Потом каждая делегация совещается на предмет того, кому отдать голос в проведении следующего съезда. Так как голос должен быть один от города, его выходит озвучивать «старший по городу». Подсчёт ведётся в открытую.


В 2017 году Съезд хоккейных болельщиков прошёл в Екатеринбурге.


Та самая футболка
Та самая футболка


Алексей: Каждый год определяется следующее место, и туда в июле съезжаются все болельщики, тусуются, общаются, налаживают взаимоотношения. И потом, во время сезона, ты, например, приезжаешь в Череповец, а там есть кто-то, кто тебя встретит, не побьет, приютит и погуляет с тобой.


Но это, конечно, не для всех. Если бы ездило по сто человек от каждого сектора, вышло бы непонятно что. У нас ездит... ну пять человек в год.


Алексей: Мы проводили съезд в 2017 году, и опять же спасибо «Автомобилисту». Это всё делалось нашими силами, но клуб нам помог с арендой турбазы. Приехало много народу, 120 человек примерно. Все остались довольны, и многие потом говорили, что это прямо самый крутой съезд в истории.


В этом году «Автомобилист» и правда заставил болеть хоккеем если не весь город, то уж точно добрую его часть. Давайте посчитаем, сколько екатеринбуржцев сходили в этом сезоне хотя бы на один матч «Автомобилиста».


Опрос : Ходили ли вы хоть раз на матчи «Автомобилиста»?

Авторизируйтесь,  чтобы проголосовать Опрос завершен Вы успешно проголосовали! Результаты будут опубликованы по завершении опроса.
  • Да
  • Нет
К сожалению, ваш браузер сильно устарел и не поддерживает технологию голосования