21 ноября четверг
СЕЙЧАС -11°С

Как разговаривать с детьми про пиво и гаджеты: советы родителям от лучших педагогов Екатеринбурга

Копилка профессиональной мудрости от участниц конкурса «Воспитатель года»

Поделиться

Этот конкурс немного напоминал игру «Что? Где? Когда?», только отвечала каждая участница за себя

Этот конкурс немного напоминал игру «Что? Где? Когда?», только отвечала каждая участница за себя

На конкурсе «Воспитатель года» вчера выбрали самых лучших воспитателей и педагогов-психологов, которые работают в детских садах Екатеринбурга. В одном из конкурсов, который назывался «Открытый микрофон», воспитатели вместе с руководителем департамента образования Екатериной Сибирцевой обсуждали несколько очень интересных кейсов про родительство.

Баттла из этого не вышло, педагоги не спорили, а скорее дополняли друг друга. Но их выступление — это просто кладезь мудрости для родителей, поскольку участвовали в дискуссии шестеро финалистов, которые прошли несколько этапов отбора. Это по-настоящему талантливые и опытные воспитатели и психологи, которые отлично знают и понимают детей.

Мы решили познакомить вас с этой дискуссией, поскольку в ней прозвучали очень знакомые для всех родителей темы — например, в какие игры играть с детьми, как отвлечь их от гаджетов и как доступно объяснить вред алкоголя.

Знакомьтесь с участницами обсуждения, воспитателями и педагогами-психологами: Александра Волосникова, детский сад № 144, Кировский район; Ольга Гурьева, детский сад № 431, Орджоникидзевский район; Ольга Смирнова, детский сад № 519, Чкаловский район; Дарья Сарасек, детский сад № 189, Верх-Исетский район; Елена Таланова, детский сад № 233, Ленинский район; Ольга Харинова, детский сад № 411, Орджоникидзевский район.

Вопросы участникам задаёт Екатерина Сибирцева.

Финал конкурса собрал шестерых самых талантливых воспитателей и педагогов-психологов Екатеринбурга

Финал конкурса собрал шестерых самых талантливых воспитателей и педагогов-психологов Екатеринбурга

Про игру, в которую дети играют сами

— Какой должна быть детская игра? Должны ли взрослые устанавливать какие-то рамки?

Ольга Гурьева:

— Игра, исходящая от ребенка, — это очень важно, но рамки должны быть обязательно. Взрослый отслеживает, наблюдает за игрой: если есть откровенно агрессивное поведение у кого-то из детей, мы должны это прекратить, наша задача — сохранить здоровье. Если есть нецензурные выражения — остановить. Вмешиваться, если видим проявления асоциального характера.

— Приведите пример!

— Например, идет сюжетно-ролевая игра «Семья» и мальчик, который играет роль папы, говорит: «Пойду в магазин, куплю алкогольный напиток». Здесь нужно вмешаться, корректно разобрать эту ситуацию, ведь дети не понимают вреда алкоголя, они просто воспроизводят то, что видели дома, а наша задача — объяснить, что алкоголь вреден. Я, взрослый, в этой ситуации могу быть, например, продавцом в магазине. И спрошу у мальчика: а зачем тебе? Он может ответить, например, что вот у меня папа выпивает и становится весёлый. И тут моя задача — аккуратно и корректно перевести разговор на здоровый образ жизни.

Воспитатель готова примерить роль продавца алкомаркета, чтобы объяснить ребенку, почему не нужно покупать алкоголь

Воспитатель готова примерить роль продавца алкомаркета, чтобы объяснить ребенку, почему не нужно покупать алкоголь

— Если дети играют сами, нужен ли вообще воспитатель, родители?

Ольга Смирнова:

— Воспитатель всегда находится рядом, занимается поддержкой детской инициативы. Мы выступаем в роли не инициатора игры, а скорее участника, чтобы игра оставалась самодеятельностью. Сюжет, направления игры, правила — всё определяют дети, мы просто играем.

— Скажите конкретно, вот я мама. В какую игру мне поиграть с моим ребёнком?

Ольга Смирнова:

— Например, в конструктор, но и тут исходим из интересов ребёнка — что он сам захочет. Хотя бывает, например, такое: взяли конструктор, понастроили оружия и начали с ним бегать. Задача воспитателя — такую игру немного переделать. Мы не говорим им, что совсем нельзя оружие, но мы можем заодно в игре обсудить, в каких случаях берут оружие, кто его применяет.

— А у вас есть любимые игры, которые вы советуете?

Александра Волосникова:

— Конечно, у всех воспитателей любимые игры — спокойные, особенно если группа большая, настольно-печатные виды игр — это просто удобнее. Но, на самом деле, очень важно играть в подвижные игры, бегать, кататься с горки вместе с детьми. Во что играть дома — это должен решить сам ребенок, а наша задача — просто его поддержать.

Подвижные игры — это то, что может отвлечь от гаджета

Подвижные игры — это то, что может отвлечь от гаджета

— А если мой ребёнок играет на телефоне, на планшете, что делать?

Ольга Гурьева:

— Мы не будем говорить, что гаджеты — зло, есть и хорошие, развивающие игры. Но надо думать и о здоровье, с этой точки зрения надо ограничивать игры. Я бы так сказала: а давай мы с тобой поиграем в ту игру, в которую мы играли с папой, когда были маленькие. Эти игры нашего детства — резиночки, классики и прочее, — поверьте, детям очень интересны. Сейчас проблема у детей в том, что нет передачи опыта подвижных игр от старших детей младшим. Многие боятся отпускать детей во двор играть, если двор не закрыт. И мы как родители можем им помочь, передать им этот опыт вместо старших детей во дворе.

Воспитатели советуют показать детям игры, в которые мы сами играли в детстве

Воспитатели советуют показать детям игры, в которые мы сами играли в детстве

Про раннее развитие и одарённых детей

— Этот вопрос очень часто задают родители дошкольников и обсуждают на родительских форумах. Как вы относитесь к раннему развитию?

Елена Таланова:

— Важный вопрос для молодых мам. Все хотят сделать так, чтобы детки были самыми грамотными, умными, знали английский чуть не с шести месяцев. Конечно, нужно много всего показать и рассказать ребёнку. Когда малыш лежит в коляске, а мама во время прогулки говорит, что листики пожелтели, потому что осень, со стороны может казаться, что мама говорит впустую, но на самом деле нет: ребёнок слышит и понимает, и такое развитие действительно важно. Но не стоит учить по каким-то серьёзным системам, иногда раннее развитие — это просто игра в кубики. Или дайте ребенку пирамидку. Сейчас трех-, четырехлетние дети приходят в садик и впервые там видят пирамидку или не умеют собирать матрёшку.

Дарья Сарасек:

— Раннее развитие должно носить эмоциональный характер: эмоции, прикосновения, нежность — это самое главное, что можно дать малышу. Я не понимаю, когда родители торопятся, боятся не успеть обучить чтению или письму, ведь у ребенка зоны головного мозга формируются к определённому возрасту. Но я — за раннее развитие его эмоциональной сферы.

Ольга Харинова:

— Исходя из своего опыта скажу: многие родители хотят научить ребенка как можно раньше читать, писать, но забывают рассказать простые истины. У меня была мама, которая водила дочь на английский, девочка хорошо умела считать. Но на простой вопрос, какой формы стол, она не смогла ответить. Всему должно быть свое время, и у каждого малыша — своя траектория развития.

Вторая серия баттла, на сцене — педагоги-психологи

Вторая серия баттла, на сцене — педагоги-психологи

 Родители часто, когда приводят детей в школу, говорят про своего ребёнка, что он очень одарённый. Как относиться к детской одарённости, как реагировать на такие слова родителей?

Ольга Харинова:

— Одаренность нужно развивать. Мы работаем с детками с ограниченными возможностями здоровья, но это не исключает того, что они бывают очень одаренными в интеллектуальном плане. Работая с одарёнными детьми, очень важно успевать их морально, психологически поддерживать.

Елена Таланова:

— Это замечательно, когда родитель верит в своего ребёнка и в то, что он одарённый. Потому что мы часто сталкиваемся с другим — с тем, что не верят. Так что лучше пусть верят.

Родители должны верить в одарённость детей, но не забывать психологически их поддерживать

Родители должны верить в одарённость детей, но не забывать психологически их поддерживать

— Когда мы включаем телевизор, то часто слышим, что важно быть успешным. Насколько это важно для ребёнка — быть успешным, или неудачи тоже порой важны?

Дарья Сарасек:

— Конечно, важно быть успешным, ведь дети живут в обществе, они вырастут, важна и их дальнейшая жизнь, работа. Но важно научить ребёнка не просто быть успешным, а быть успешным в команде. Замечать свои ошибки и ошибки других, помогать другим.

Ольга Харинова:

— Успех и неудачи вызывают у нас сильнейшие эмоции. Конечно, родители всегда хотят оградить от негативных эмоций, мы хотим, чтобы наши дети всегда были счастливыми. Но негативные эмоции — это часть нашей жизни. И успехи, и неудачи — из этого складывается жизнь каждого человека, и важно научить детей переживать неудачи, это важный опыт.

Хорошо, когда ребенок умеет не только радоваться успехам, но и переживать что-то грустное

Хорошо, когда ребенок умеет не только радоваться успехам, но и переживать что-то грустное

Почитайте советы психолога Анны Быковой о том, почему полезно быть «ленивой» мамой.

А здесь — наш материал из цикла «Мозговой штурм» — о том, как помогать в развитии одарённым детям.

Фото: Артём УСТЮЖАНИН / E1.RU

оцените материал

  • ЛАЙК 0
  • СМЕХ 0
  • УДИВЛЕНИЕ 0
  • ГНЕВ 0
  • ПЕЧАЛЬ 0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку?
Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!