Скоро ходить на лекции будет необязательно — их можно будет изучать в интернете. А общение с преподавателями останется для дискуссий, уверены в некоторых вузах
Скоро ходить на лекции будет необязательно — их можно будет изучать в интернете. А общение с преподавателями останется для дискуссий, уверены в некоторых вузах

Учиться нужно всю жизнь, а начинать образование — прямо в яслях. Такие мысли прозвучали сегодня на «Иннопроме» в дискуссии про образование в цифровую эпоху. О том, какими станут университеты в скором будущем, сколько нужно айтишников, чтобы утолить кадровый голод, и можно ли чему-то научиться онлайн — об этом говорили эксперты. Цитируем самые яркие моменты этой дискуссии. А о том, что было в первый день выставки, вы можете узнать из нашей онлайн-трансляции


Сергей Кадочников, директор Высшей школы экономики, Санкт-Петербург: 


— Есть исследования о том, какие качества и навыки специалистов востребованы сегодня в глобальных мировых компаниях, — рассказал Сергей Кадочников, директор Высшей школы экономики (Санкт-Петербург). — Навыки работы с компьютерами и программами — 62%. Способность общаться в бизнес-среде — 53%. На третьем месте, 51% — это адаптивность, гибкость. Раньше казалось, что айтишники сидят в комнатах по одному и боятся увидеть свет. А сейчас нужны те, кто умеет работать в команде и коммуницировать.


Сергей Кадочников (слева) из Высшей школы экономики уверен, что во время обучения студенты не должны работать
Сергей Кадочников (слева) из Высшей школы экономики уверен, что во время обучения студенты не должны работать


По словам эксперта, Россия занимает четвертое место в мире по накопленному человеческому капиталу, то есть по доле людей, которые имеют третичное (высшее) образование. Но мы занимаем очень низкие позиции по реальной востребованности этого образования — 40-е место.


— К 2024 году набор на IT-специальности планируется на уровне 120 тысяч человек, — рассказал эксперт, апеллируя к нацпроекту «Цифровая экономика». — Сейчас это 45 тысяч студентов — сравните. Весь бюджетный прием в российских вузах — 300 тысяч студентов, 120 тысяч — это будут специальности, связанные с IT. Мы поменяем долю людей, которые имеют подготовку в этой отрасли, сейчас это 2% трудоспособного населения в России. В США — 3,9, в Европе — 3,7.


Сейчас многие крупные компании испытывают дефицит в таких кадрах.


— Нам нужны разработчики, цифровые технологии захватывают мир, — сказал гендиректор «СКБ-Контур» Евгений Филатов. — Если раньше эта отрасль IT имела четкие границы, теперь только ленивый не называется IT-компанией, и конкуренция увеличивается. При этом новые технологии появляются каждый год, но студенты поступают учиться, и до момента, когда они начинают приносить прибыль, проходит от 4 до 6 лет. Получается, что образование не успевает. Сама система образования должна быстрее менять курсы, добавлять новые.


По словам Ильи Обабкова, директора ИРИТ-РтФ УрФУ, если взять УрФУ в целом, есть две основные модели подготовки в области IT: Институт естественных наук и математики — это 100–120 человек такой элитной подготовки. И второй — это радиофак, на базе радиофака учится 1200 человек. В университете эти модели друг друга дополняют.


— Вы как-то отслеживаете, какой процент ваших выпускников бизнес взял на работу? — поинтересовались у радиофаковца.


— Я бы сказал, какой процент бизнес взял на работу на 3-м курсе, а какой — на 4-м, — парировал директор института. — После окончания университета это, конечно, 100 процентов. Но если в группе 3-го курса не работает хотя бы половина студентов, я сильно удивлюсь. На 4-м курсе занятия мы вынуждены ставить ближе к вечеру, все работают.


Участники дискуссии на «Иннопроме» согласились, что в стране не хватает квалифицированных специалистов в сфере IT
Участники дискуссии на «Иннопроме» согласились, что в стране не хватает квалифицированных специалистов в сфере IT


— У нас такая установка: не допустить, чтобы дети работали во время учебы, — высказался директор ВШЭ Сергей Кадочников. — Нужно, чтобы ребята пахали в аудитории, пахали в проектах. Но они не должны работать вне курирования университетского профессора. Это непростая задача, мы должны обеспечить стипендиальной поддержкой студентов. Есть партнеры, которые обеспечивают стипендию 25–30 тысяч рублей студенту-бакалавру.


— На тысячу человек идея со стипендией не полетит, — возразил директор РтФ. — Но есть модели, когда выделяется часть студентов, которые учатся лучше, в отдельные треки, это такая инженерная элита.


— Я бы с этого уровня опустился бы до школы и детского сада, — внес неожиданную тему в дискуссию про образование вице-губернатор Свердловской области Олег Чемезов. — Именно в детском саду закладываются интересы у ребенка. Сегодня дети сами быстрее родителей и точно быстрее бабушек ориентируются в интернете. Если брать университетское образование, нужно фундаментальное образование для IT-специалистов, это понятно, но не должно быть ни одного образовательного цикла, ни одного диплома, в котором бы не было дисциплин, связанных с владением технологиями и ПО на уровне пользователя. Сейчас приходят специалисты с низким качеством владения IT-инструментами, в вузах недостаточно дают знаний и навыков.


По его словам, сейчас сильно не хватает специалистов, которые выступали бы посредниками между программистами и людьми других профессий.


— Что такое ПО в здравоохранении? — пояснил он. — Сесть рядом с доктором, понять задачу и переписать на язык, понятный для программиста.


В ответ на реплику представителей «Русской медной компании» о том, что не хватает филиалов вузов в маленьких городах, возник спор о дистанционном обучении. Директор ВШЭ Сергей Кадочников убежден, что онлайн очень скоро вообще изменит всю систему высшего образования.


— Есть дискуссия — онлайн замещает университет или не замещает? — высказался он. — Мы не видим такого, чтобы университетское образование умирало. Университеты — провайдеры онлайн-курсов. Мы идем по пути смешанного обучения. Это снижает издержки с точки зрения регулярных курсов — они не будут читаться в прежних объемах очно. Они читаются в формате онлайн, а встречи со студентами офлайн — для дискуссий и семинаров.


По мнению эксперта, будет выделяться группа университетов, которые в основном будут провайдерами таких курсов, разработчиками дисциплин станут преподаватели ведущих университетов. И будут вузы — получатели таких дисциплин.


— Мы движемся по пути соединения онлайна и очного формата. Ответа на вопрос, чем это закончится, не существует, — заключил он. — И если три года назад мы думали, что онлайн — это про массовку, то сейчас понимаем, что формат персонализации в образовании. Появились технологии по адаптивному обучению — сталкиваясь с непонятным, ты можешь возвращаться, обращаться к источнику, к текстовой расшифровке, и у тебя есть своя траектория прохождения курса.


Все новости по «Иннопрому — 2019» вы можете почитать по ссылке.