Маршрут почтового вагона занимает всю ночь, на конечных станциях женщин всегда очень ждут
Маршрут почтового вагона занимает всю ночь, на конечных станциях женщин всегда очень ждут

Почтовый фургон подъезжает к железнодорожному депо. Здесь стоит отдельный вагон, куда из машины перегружают синие ящики с символикой «Почты России», связки газет, коробки с продуктами. Если не вглядываться, картина обычная. Разве что вагон маленький, почти игрушечный на вид. В Екатеринбурге похожие ездят в ЦПКиО, на Детской железной дороге. Но женщины, принимающие груз, на девочек не похожи. И задача у вагона тоже не детская: для удаленных населенных пунктов его двери — ворота в большой мир.


Как давно существует почтовый маршрут на Алапаевской узкоколейной железной дороге, затрудняются сказать даже ее ветераны, отработавшие тут несколько десятков лет. Скорее всего, он появился одновременно с самой дорогой, которая заработала в 1898 году. Кто-то же должен был доставлять почту в удаленные деревни, к которым до сих пор дорог не проложено. В советское время вдоль Алапаевской узкоколейки было множество поселков. 


Алапаевская узкоколейная железная дорога на сегодня самая протяженная в России
Алапаевская узкоколейная железная дорога на сегодня самая протяженная в России


Поезда в поселках иногда встречают всем миром
Поезда в поселках иногда встречают всем миром


В основном они жили лесозаготовкой. Старожилы рассказывают, что по рельсам день и ночь шли вагоны с бревнами, сновали пассажирские составы. В почтовых вагонах к жителям удаленных поселков ехали письма, журналы и газеты. И особым пунктом — кино. В поселковых Домах культуры, выполнявших в том числе роль кинотеатров, прибытия бобины с новым (или просто ранее не виденным) фильмом ждали так, как сейчас не ждут премьеры очередного блокбастера самые ярые кинофанаты. Это был целый праздник поселкового масштаба.


В почтовом вагоне едут не только отправления, но и разные товары
В почтовом вагоне едут не только отправления, но и разные товары


Юлия возит почту по этим местам уже 34 года
Юлия возит почту по этим местам уже 34 года


Юлия Шепелевич родилась в одном из таких небольших поселков. Про себя говорит, что на почте практически выросла. И сама здесь работает с 1985 года:


— Начинала с почтальона. Четыре года пробегала. Потом мама ушла на пенсию в 1989 году, я заняла ее место — начальника отделения связи. Девять лет проработала начальником отделения связи. Потом мы перебрались в Алапаевск, я попала вот сюда, в почтовый вагон.


Юлия и Галина — сестры и напарницы
Юлия и Галина — сестры и напарницы


Должность у Юлии звучит солидно — начальник почтового вагона. Ее единственный подчиненный — старшая сестра Галина Затеева, проводник-электромонтер почтового вагона. Хотя сама Галина, смеясь, называет себя истопником. Дело в том, что единственный источник тепла в их вагоне — печка-буржуйка.



Старшая сестра подчиняется младшей
Старшая сестра подчиняется младшей


В холодное время года Галина приходит в депо минут за сорок до прибытия Юлии и почты, для того чтобы протопить печку — иначе ехать сестрам придется в холоде. Пассажирские вагоны на Алапаевской узкоколейке вполне современные, относительно новые, с биотуалетом и нормальной системой отопления. Почтовый вагон будто выехал из времен гражданской войны, тут все работает по старинке.


С начала ХХ века на этом маршруте мало что изменилось
С начала ХХ века на этом маршруте мало что изменилось


Когда за окнами исчезает Алапаевск и выстраиваются стеной глухие леса, возникает ощущение путешествия во времени — ведь наверняка так же, из почти такого же вагона любовался окрестными пейзажами какой-нибудь председатель сельсовета году этак в 1930-м. А то и почтальон времен Николая II.


Как будто едешь не на поезде, а на машине времени
Как будто едешь не на поезде, а на машине времени


Ощущения от езды по узкоколейке ощутимо отличаются от тех, которые получаешь, катаясь по обычной железной дороге. Вагон раскачивается куда сильнее, так что Юлии и Галине между станциями даже книжки не почитать — страницы перед глазами уж очень бодро прыгают.


Тепловоз у состава достаточно новый. А вот почтовый вагон как будто из военных времен приехал
Тепловоз у состава достаточно новый. А вот почтовый вагон как будто из военных времен приехал


Маршрут у них не короткий — на всю ночь. Выехав из Алапаевска в 19:30, состав прибывает на конечную станцию в поселке Санкино глубокой ночью. А потом сразу же идет обратно, чтобы прибыть в Алапаевск ранним утром. Расстояние не такое уж большое — около 100 километров. Но едет состав медленно, местами сбрасывая скорость до 20 километров в час.


Поначалу маршрут идет вдоль более-менее обжитых мест
Поначалу маршрут идет вдоль более-менее обжитых мест


Этим охотно пользуются мальчишки из окрестных деревень — они знают расписание поездов и часто поджидают их, чтобы проехаться на подножке до соседнего поселка или просто покататься, пока не прогонят. 


За почтой поселковые жители приезжают на станцию кто на чем может
За почтой поселковые жители приезжают на станцию кто на чем может


Но чем дальше поезд удаляется от Алапаевска, тем меньше попадается пацанов-зацеперов и вообще многолюдных населенных пунктов. Юлия рассказывает, что раньше здесь все было иначе:


— По узкоколейке очень много поселков было, и отделений связи очень много было. Вагон ходил ежедневно. Была шестидневка, и возили. Очень много было корреспонденции, посылок. В то время еще и клубы существовали. Дома культуры так называемые, где показывали кинофильмы. Мы туда возили кинобанки. Корреспонденции вообще очень много было, люди выписывали газеты, выписывали много журналов. Это сейчас интернет, где-то еще что-то. Ну и из-за финансов тоже сейчас, наверное, мало выписывают.


Летом объем посылок и других грузов невелик. В распутицу он значительно возрастает
Летом объем посылок и других грузов невелик. В распутицу он значительно возрастает


Но главная причина в том, что поселки понемногу исчезают. Очень много их оказалось заброшено в 90-е годы, сейчас процесс вымирания продолжается. У почтовиков теперь только один рейс в неделю, да и обмен корреспонденции они производят всего на трех станциях — Ельничной, Муратково и Санкино. Здесь еще проживают по несколько десятков жителей.


Места вдоль узкоколейки очень живописные
Места вдоль узкоколейки очень живописные


Живут в основном за счет огорода и леса — собирают ягоды с грибами, иногда охотятся. Потом по той же узкоколейке едут в Алапаевск, чтобы продать добычу. Есть еще немного бюджетников — работники местной администрации, несколько пожарных, работники местных школ. Кое-кто занимается заготовкой леса — бревна везут по той же узкоколейке. Есть вахтовики — те, кто месяцами пропадает где-то в других регионах, потом возвращается домой.


Значительная часть грузов — продукты, которые иначе в поселки не доставить
Значительная часть грузов — продукты, которые иначе в поселки не доставить


— Кто-то велосипед везет, кто-то памятник. Кому что… Могут мебель погрузить, стиральную машинку, холодильник. Кто в чем нуждается, — объясняет Юлия. — Кто-то строительные материалы, может, линолеум купил. В вагон ведь это не погрузить. Поэтому подглядывают в наш график и загружаются, если есть у нас место. Корову, как в фильме «Мимино», возить не доводилось, а вот поросята были. Они нам не мешались, в ящиках сидели.


За окном спят грузовые платформы, на которых здесь иногда возят лес
За окном спят грузовые платформы, на которых здесь иногда возят лес


В последние годы одна из немногих оставшихся в России узкоколеек стала приманивать туристов. Для них даже сделали специальный мягкий вагон — его можно отдельно заказать для поездки. Экипаж поезда рассказывает, что местные жители поначалу, увидав чужаков в поселке, исчезали в домах. 


На дальнем конце маршрута поезд ждет дежурная по станции
На дальнем конце маршрута поезд ждет дежурная по станции


Зато, когда узнали, что к ним впервые едет группа немцев, высыпали всем поселком и, захватив пару мотоциклов, поехали припомнить гостям 1941 год. Сейчас уже привыкли, не стесняются и на иностранцев реагируют спокойно. Так что места, по которым катит почтовый вагон Юлии и Галины, можно назвать туристическими, хоть и глухими.


Комитет по торжественной встрече прибывших и проводам отъезжающих
Комитет по торжественной встрече прибывших и проводам отъезжающих


Тем не менее число местных жителей уменьшается, а вместе с ним тают шансы на то, что в дальние поселки проложат нормальную автодорогу. А значит, узкоколейка здесь так и останется «дорогой жизни». Пока она есть, по ней будет ездить почтовый вагон, полагает Галина.


Конечная станция маршрута — Санкино
Конечная станция маршрута — Санкино


— Наверное, пока поселки будут существовать — так и почта будет существовать. В смысле почтовые отделения. А поселки — ну, Муратково-то и Санкино, — наверное, сколько-то еще просуществуют.


Галина и Юлия говорят, что любят свою работу и собираются ездить по «дороге жизни» столько, сколько получится. Им нравятся постоянные разъезды и природные красоты, спокойно проплывающие за окном поезда. А еще — люди. Женщины говорят, что в маленьких поселках до сих пор есть открытость и дружелюбие, которое давно утратили жители более крупных населенных пунктов.


Последний обмен происходит в темноте под писк лютых алапаевских комаров
Последний обмен происходит в темноте под писк лютых алапаевских комаров


Конечная станция маршрута — поселок Санкино. Время — примерно 1:30 ночи. В глухой темноте проходит последний на сегодня почтовый обмен. Местный почтальон — тоже женщина. Попрощавшись с сестрами, она исчезает во тьме, катя нагруженную почтой и продуктами тележку. А поезд, все так же покачиваясь, идет в сторону Алапаевска. 


На обратном пути поезд заполнен: жители поселков едут в Алапаевск на выходные
На обратном пути поезд заполнен: жители поселков едут в Алапаевск на выходные


У Юлии и Галины есть шесть часов, чтобы поспать. Завтра они будут работать уже обычными, а не железнодорожными почтальонами — возить письма и посылки на обычных машинах по таким же дальним, но чуть более доступным деревням и поселкам. А через неделю — опять ночной поезд и послания, которые надо передать по «дороге жизни».


Алапаевская узкоколейка — далеко не единственный необычный железнодорожный объект в Свердловской области. В рубрике «Маршрут выходного дня» мы рассказывали о виадуках под Красноуфимском, о частично затопленном, но проходимом Дидинском тоннеле, о железнодорожном музее при заброшенном нижнетагильском заводе. Если у кого-то возникло желание проехаться по Алапаевской узкоколейке, то это довольно просто сделать.


Как две сестры 30 лет возят письма и еду в вымирающие поселки Урала: репортаж из почтового вагона


От Екатеринбурга до Алапаевска около 140 километров по Режевскому тракту. В городе находим станцию Алапаевск-2, билеты можно купить прямо на перроне. Цена — 140–160 рублей в один конец. Пассажирские поезда ходят четыре раза в неделю — в четверг, пятницу, субботу и воскресенье. Из Алапаевска поезд выезжает примерно в 19:30, катается по поселкам всю ночь и возвращается обратно около семи утра следующего дня. Получается вполне увлекательный ночной маршрут. Только не забудьте взять термос с чаем: кипятка в вагонах не подают.