Лучше всего определяться с будущей специальностью в 13–14 лет
Лучше всего определяться с будущей специальностью в 13–14 лет

«Ему ничего не интересно, целыми днями сидит в мессенджере» — очень распространенная жалоба от родителей подростков. А когда в обозримом будущем выбор профессии, вуза и набора предметов ЕГЭ, тревожность родителей, что понятно, зашкаливает. Как распознать будущую профессию в школьнике и замотивировать его чем-то заниматься? Об этом разговариваем с Анной Назаровой, специалистом по профориентации, руководителем центра тестирования и развития «Гуманитарные технологии».


— С какого возраста надо этим заниматься?


— Некоторые мамы умудряются озадачиться данным вопросом с детсадовского возраста. Разработаны серьезные методики для детей с 4-го класса, но их цель выбрать не профессию, а общее направление: кружки, секции, профиль класса/школы — понять, к чему больше склонностей у ребенка. Такой тест называется «Профнавигатор». Он дает общее направление пути, без конкретики. Обычно родители определяют это методом тыка — не пошло, забрали, отдали в другой кружок. А ранняя профориентация помогает выбрать то направление, которое действительно ребенку интересно.


— А по ребёнку разве не видно? Один рисует, другой лего конструирует.


— Не всегда это понятно и видно. Конечно, бывают ярко выраженные склонности, а бывает такое: сегодня одно интересно, через неделю другое. К тому же после начальной школы многие родители задумываются о переводе в другие учебные заведения, профильные классы, и нужно определяться с выбором уже сейчас.


Чтобы выявить способности, личностные качества и интересы, подросток может пройти специальный тест
Чтобы выявить способности, личностные качества и интересы, подросток может пройти специальный тест


— Будущую профессию в каком возрасте выбирать?


— Это становится актуально примерно с 13 лет, 7–8-й класс, и в этом возрасте уже вполне можно думать о выборе профессии. Почему? Потому что теперь всё завязано на ЕГЭ и ОГЭ. В 9-м классе уже в начале года ребенок должен определяться, какие предметы сдает на ГИА, и понимать, идет он в колледж или остается в 10–11-м классах, а в них тоже может быть профилирование. То есть получается, что к концу 8-го класса хорошо бы иметь представление о будущей профессии хотя бы в общих чертах.


— Неужели в этом возрасте уже понятны все склонности, интересы? Это же подростки: сегодня одно, завтра другое.


— Зависит от ребенка. По опыту так скажу: в принципе, у большинства уже определен круг интересов и склонностей. И задача профориентации не просто в том, чтобы определить, к чему способности, но и вообще замотивировать человека, показать ему, из чего можно выбирать, вызвать интерес. Это дает стимул, и дальше ребенок начинает изучать, примерять на себя, получая импульс к осознанному выбору профессии и советы специалиста, какую информацию добирать и как.


После начальной школы родители часто задумываются о переводе в профильные лицеи и гимназии, а значит, уже к 10 годам ребёнка нужно понимать, какие у него интересы и склонности
После начальной школы родители часто задумываются о переводе в профильные лицеи и гимназии, а значит, уже к 10 годам ребёнка нужно понимать, какие у него интересы и склонности


— Традиционно людей разделяли на три типа: технари, гуманитарии, естественники. Вот так же после теста можно классифицировать подростков?


— Сейчас, конечно, больше вариантов. Например, экономика — это ведь не совсем технари или гуманитарии, это отдельно. Или можно выявить склонность к предпринимательству, к ведению бизнеса. В классической системе профориентации это человек — человек, но может быть социальная направленность: педагог, логопед и так далее, а может быть другое направление: специалист по связям с общественностью, бизнесмен. Тут важно выяснить, какое именно общение интересно. И задача профориентации не только найти эти склонности, но и показать, что с этим делать дальше. Больше узнать о профессиях, побыть внутри профессии, через себя пропустить. И понять, чего не хватает, что нужно подтянуть, развить.


Например, хочется быть экономистом, а внимание плохо развито, есть техники, как его улучшить. На наш взгляд, правильным является комплексный подход к профориентации: информационный (предоставить подростку как можно больше информации о рынке труда, о том, из чего он может выбирать), диагностический (что подходит именно ему), активизирующий и развивающий (тренинги и занятия, направленные на развитие тех или иных качеств, способностей), практико-ориентированный (мастер-классы и другие формы «пробы» профессии).


— Неужели то, что в человеке есть и можно выявить в его 13 лет, уже не изменится?


— Если говорить о личностных качествах, темпераменте, то да, вероятность того, что они резко изменятся, очень небольшая. Уже понятно, экстраверт или интроверт, организованный или нет, активный или не очень. Это может слегка скорректироваться, но вряд ли сильно изменится. Бывают исключения, какие-то сильные переживания, стрессы могут что-то поменять в личности, но, как правило, нет. Интересы тоже часто бывают уже сформированы к 13–14 годам. Другое дело, что если интересов нет из-за недостатка информации, то это можно восполнить: читать, общаться со взрослыми из разных профессиональных сфер, ходить на дни открытых дверей


— Каким образом сформированы? Родители заинтересовали?


— У кого как. Кого-то заразили, окружение повлияло — так бывает, например, в династиях врачей, учителей, бизнесменов. У родителей-предпринимателей дети часто «заточены» тоже на бизнес. Бывает, что повлияли педагоги. Например, пришел новый учитель литературы в школу и сумел вызвать интерес к предмету. Иногда интересы уже четко видно в школе, в тесте выходит, к примеру, интерес к технике 8 из 10 — он явно выражен. А бывает, что по всем сферам средние значения — человек действительно ещё не определился, надо дать ему больше информации, дать возможность получше узнать разные профессии.


Иногда талантливый учитель может заразить ребенка интересом к своему предмету
Иногда талантливый учитель может заразить ребенка интересом к своему предмету


— А способности?


— Способности — именно то, что можно и нужно развивать, если есть интерес к теме и характер, темперамент тоже подходит для профессии. Интеллект, логику, пространственное воображение — например, в профессии архитектора это важно — всё это можно натренировать, если есть такая цель и если уделять этому достаточно времени и внимания. Дополнительные занятия, профильные классы и так далее.


— Сейчас же все говорят о концепции непрерывного образования, горизонтальном развитии — в современном обществе человек должен всю жизнь учиться. Зачем выбирать профессию так рано?


— Мы же не говорим о том, что ребенок в 15 лет выбирает профессию на всю жизнь. Мы смотрим, в какой сфере сегодня он наиболее успешно может себя реализовать. Потом будут другие обстоятельства, перемены, на полученном фундаменте он сможет переориентироваться, получить дополнительное образование, перейти в смежную сферу и т. д. Никто не говорит, что это какой-то приговор, сейчас люди действительно часто меняют сферы деятельности. В результате прохождения компьютерного теста подросток получает рекомендации из целого списка профессий, которые ему подходят, вузов и колледжей, где можно продолжить образование, и предметов ЕГЭ, которые нужно сдавать. И часто действительно подходит несколько сфер, а не одна, но и разносторонним людям приходится делать выбор, подключая какие-то дополнительные критерии. Никто же не сможет работать одновременно в трех разных профессиях, но можно будет найти такой вариант, где максимальное количество интересов будет реализовано.


— Это во всяком случае должно предотвратить ситуацию, когда родители платят за учебу в вузе, который вообще не подходит.


— Да, с понятным списком старшеклассник уже может изучить вузы, специальности, пойти на дни открытых дверей, что-то больше узнать, и ему станет уже понятнее. У меня был такой случай: пришел студент с 1-го курса. Принес результаты нашей же диагностики за три предыдущих года. Все они, кстати, говорили о том, что у молодого человека склонность к искусству. А учился он в УрФУ на технической специальности. Зачем? Оказалось, родители очень хотели, чтобы он пошел именно туда, сделали в 9-м классе тест — не подходит, понадеялись, что что-то поменяется в 10-м или 11-м, — не вышло. И вот он пришел снова, потому что из вуза его отчислили, сессию он сдать не смог, пришел, чтобы показать родителям результаты. Нет, ничего не изменилось, эта профессия все так же совсем ему не подходит.


— Часто родители говорят, что сами знают своего ребенка. Зачем тогда проходить тесты?


— Профессиональная диагностика, консультация специалиста дают как раз нужный взгляд со стороны. Родители, так желающие видеть ребенка в той или иной профессии, часто реализуют свои мечты или представления о «достойном будущем», не всегда замечая реальные способности и особенности подростка. Я и сама прекрасно понимаю тех мам, которые считают увлечение сына компьютером чем-то несерьезным и надеются, что это пройдет. Тестирование и позволяет понять, пройдет ли. Или же это сформировавшийся интерес. Ну и здесь можно провести параллель с медициной: мамы часто знают, чем болен ребенок и как лечить. Но все-таки ведь идут к врачу в серьезных случаях. Психолог-профконсультант подскажет какие-то идеи, которые не приходили на ум, поможет найти наилучшие варианты, даст рекомендации по развитию, доп. образованию и учебным заведениям.


Правильно выбранный вуз и интересную специальность вряд ли захочется бросить
Правильно выбранный вуз и интересную специальность вряд ли захочется бросить


Почитайте о том, что эксперт по профориентации советует людям, которые решили внезапно поменять работу в 40 лет. 


А вот здесь — лучшие выпускники 2019 года рассказывают о том, куда они пойдут учиться дальше.