В самолете были 226 пассажиров и семь членов экипажа
В самолете были 226 пассажиров и семь членов экипажа

Сегодня самолет «Уральских авиалиний» совершил экстренную посадку на кукурузном поле в Подмосковье. При взлете в двигатели самолета, по предварительным данным, попали чайки, и из-за этого оба отключились. Замдиректора по научной работе Института экологии растений и животных Василий Соколов рассказал E1.RU, насколько часто птицы (и какие) вредят самолетам, всегда ли это проводит к ЧП и правда ли, что в Кольцово есть специальный коршун, который отгоняет других птиц, когда взлетают самолеты. 


— Как часто птицы залетают в двигатели самолетов?


— Это довольно частое явление и проблема многих аэропортов во всем мире. Аэропорты практически каждый год заказывают, в том числе и у нас, анализ орнитологической обстановки, чтобы бороться с этой проблемой. Но птицы перелетные — забор не поставишь, всех не распугаешь и не отстреляешь.


— А в России насколько часто по сравнению с другими странами?


— Есть специальная статистика авиапроисшествий, она ведется в соответствующих структурах и органах, но тут нельзя в среднем говорить по России и по какому-то региону, потому что аэропорты все в разных местах находятся. Где-то они расположены рядом с водоемами, где-то возле леса или еще где-то. Везде разная орнитологическая обстановка, и может быть, к примеру, какая-нибудь несанкционированная свалка, привлекающая птиц.


— Птицы, попавшие в двигатель, обязательно приводят к катастрофе?


— Нет, не всегда. Часто бывает, что двигатель получает повреждения, но самолеты благополучно садятся. Птицы часто попадают и в двигатель, и в кабину. У нас был инцидент, когда из Салехарда прилетел самолет и шасси не с первого раза вышло: туда куропатки попали при взлете. Тут фактор случайности нужно учитывать. Конечно, может быть, службы проводили осмотр полосы на наличие птиц при взлете и посадке, когда самолет набирает скорость и совершает взлет или садится, там уже сложно что-то сделать. Сейчас еще середина августа — время, когда многие птицы уже собираются улетать на юг, собираются в стаи, и фактор риска увеличивается в несколько раз. Ну и самое главное — такие ЧП происходят на взлете и на посадке, потому что это низкие высоты, где птиц довольно много и они очень мобильные.


— Какие птицы чаще всего вредят самолетам?


— Чаще всего это птицы, которых привлекают такие места, — голуби и чайки.


— В последние годы в Екатеринбурге же не было серьезных ЧП с птицами?


— Такого не было, чтобы двигатель загорелся в связи с этим, но попадания птиц в кабину, корпус, крыло периодически случаются.


— Правда ли, что в аэропортах коршуны разгоняют других птиц, чтобы не случилось ЧП?


— Коршун есть, сокол есть, отряды есть специальные. И в некоторых европейских городах их привлекают перед тем, как самолет взлетает или подлетает к аэропорту. Есть специально обученная птица, которая облетает аэропорт, другие птицы видят ее и боятся очень сильно. Гораздо больше, чем других.


Бывают штатные хищные птицы прямо при аэропорте, это наиболее хороший способ отгона других птиц от территории. Пугала и лазерные указки работают, но больше, чем коршуна или сокола, другие птицы не боятся никого.


— В Кольцово тоже есть свой коршун?


— Там штата, по-моему, нет, птиц привлекают из «Холзана» иногда. Там другие средства защиты.


— Как еще птицы могут навредить людям?


— С ветрогенераторами и ЛЭП бывают из-за них проблемы, когда птицы врезаются. Ветрогенераторы ставят на места, где сильный ветер и пути миграции проходят, особенно часто в Европе, когда миграция происходит, под этими лопастями довольно большое количество птиц гибнет. Когда птицы бьются о линии электропередачи, иногда замыкания происходят, иногда повреждения какие-то. Также птицы разносят всякие инфекции и болезни, это такой непрямой фактор.


О том, что происходит после аварийной посадки, мы рассказываем в режиме онлайн