26 февраля среда
СЕЙЧАС -5°С

«Екатеринбург — столица майонеза, а не стрит-арта»: интервью с уличным художником Ромой Инком

О цензуре, «легальности» и доходах от уличного искусства

Поделиться

Рома Инк рассказал о политике в искусстве, фестивале «Карт-Бланш» и уничтожении своих работ

Рома Инк рассказал о политике в искусстве, фестивале «Карт-Бланш» и уничтожении своих работ

В последние дни Екатеринбург снова всколыхнула тема стрит-арта. Вокруг теперь уже скандальной работы Покраса Лампаса разгорелся настоящий конфликт, который дошел до угроз от православных активистов. Весь город обсуждает, должно ли уличное искусство быть «легальным», может ли оно кого-то оскорблять, и является ли современное искусство чем-то ценным вообще.

Мы поговорили с одним из самых известных уличных художников Екатеринбурга Ромой Инком. Он не понаслышке знает, каково это, когда твои работы уничтожают, умеет провоцировать людей и власть и тоже не раз высказывался против агрессивных защитников «правильного» искусства. 

— Расскажи, как ты пришел в стрит-арт, сколько лет тебе было?

— Я из семьи художников, мои мама и дедушка — люди творчества. Сам начал заниматься этим со школьных парт. Рисовал какие-то эскизы, скетчи. Но активно этим заниматься с 2010 года примерно. Появился фестиваль «Стенограффия», мне стало интересно, как у них это все происходит, начали появляться интересные работы художников нашего города. Я подумал, что это то, что я хочу делать, чему бы я хотел посвятить свое время. Художественного образования у меня нет.

— Как себя сейчас чувствует стрит-арт в России?

— Я бы сказал, что интерес к уличному искусству сейчас возрос. Не у людей — у них он по-прежнему на среднем уровне. Он возрос у бизнеса. Чаще торговые центры, еще какой-то бизнес стал обращаться к уличным художникам. Они видят, что стрит-арт растет, появляются музеи уличного искусства, имена художников становятся известнее, у них есть желание приобщиться. Вообще, раньше ведь у художников были протекторы. Они находили им заказы, платили им, за счет этого они жили и работали. У них тоже были своеобразные ограничения — нужно было нарисовать барона, какого-нибудь Папу или библейский сюжет, но художник мог это сделать своими методами, у него была постоянная работа. Мне кажется, сейчас точно такая же история, но уже в духе нашего времени.

— Если так, то почему постоянно закрашивают ваши работы? Мусоргского, покеболы, надгробия? Почему власть это делает?

Портрет композитора Модеста Мусоргского, нарисованного Ромой Инком, закрасили в июне этого года

Портрет композитора Модеста Мусоргского, нарисованного Ромой Инком, закрасили в июне этого года

Покебол у Театра драмы, наверное, многие помнят. Его тоже больше нет

Покебол у Театра драмы, наверное, многие помнят. Его тоже больше нет

Рома Инк «похоронил свободу в России» в июне этого года. Рисунок закрасили почти сразу

Рома Инк «похоронил свободу в России» в июне этого года. Рисунок закрасили почти сразу

— В случае с Мусоргским и покеболами — это ведь объекты городской среды. У нас в планах благоустройства города нет пункта «Стрит-арт». У власти нет понимания, что из этого может вырасти. Если бы у нас в городе был оригинальный рисунок Дали, наверное, он бы сохранился. И, опять же, если бы он появился в тот момент, когда Дали только начинал, его точно так же могли закрасить, никто бы этому значения не придал. У нас не делается расчет на будущее, не стараются, как на Западе, сохранять такие работы. Есть и вторая сторона — это коммунальные службы, которым зачастую пофиг, что написано на стене, что там нарисовано. Что касается надгробий — это провокационная работа, критикующая власть. Им не нужно, чтобы лишний раз про это вспоминали, думали.

И еще другой вопрос, как у нашей власти в голове формируется это — на стенах есть нелегальная реклама, реклама наркотиков, алкоголя. И почему-то они существуют себе, никто их не закрашивает, а как только появляется несогласованный арт — это как красная тряпка для них, нужно обязательно его смыть.

— У тебя нет обиды? Ты тратишь кучу времени, материалов, стараешься, а это по непонятным причинам закрашивают.

— Никакой обиды нет. К этому нужно быть готовым — это нелегально, это может кому-то не понравиться. Ценность работы — в первых реакциях, в том, как это считывается людьми. Мне не интересно, что с работой происходит потом. Я эти работы отпускаю, и они живут собственной жизнью, сами взаимодействуют с людьми.

Рома Инк с детства увлекается граффити, хоть и не имеет специального образования 

Рома Инк с детства увлекается граффити, хоть и не имеет специального образования 

— Если вернуться к политике. В городе иногда появляются работы с политическим подтекстом, и мне почему-то кажется, что они всегда несут некий оппозиционный посыл. То есть видно, что ты, например, не топишь за власть. Среди твоих коллеги есть люди, которые ее поддерживают?

— Не знаю. Многие топят не против власти, а против конкретных их действий, которые приводят к определенным последствиям. Власть сама по себе — это не плохо. Это лучше, чем анархия. Я в свое время задавался вопросом — если я нарисую президента где-то. Без каких-то подсмыслов, просто портрет на стене. Как бы это выглядело? Люди наверняка считали бы это таким образом, что я за президента. В этом есть изюминка — образ абсолютно нейтральный, но считывается, как в плюс. Думаю, когда-нибудь я нарисую.

— Как думаешь, его закрасят?

— Ох, я не знаю. Интересно было бы нарисовать его где-то нелегально, хотелось бы посмотреть, как его смывают, или как комиссия вокруг него собирается и думает, что с ним делать. Вроде нельзя, а вроде он есть. Было бы прикольно попробовать.

— Уличный художник, который нелегально рисует что-то на стенках, изначально не должен быть нигилистом или бунтарем?

— Изначально — нет. Вообще сложно сказать, кем должен быть художник и какие у него могут быть мотивы рисовать именно нелегально. Нелегально рисуют для остроты. Для того, чтобы выразить то, что нельзя. Это не совсем бунт. Люди ведь нелегально рисуют и какие-то ромашки. Художник изначально определяет свои мысли, то, что он хочет выразить, а уже потом — как он хочет их выразить.

— Ты рисовал для фестиваля «Карт-бланш». Как он появился?

— Я не знаю, как появилась изначальная идея. Не буду говорить, кто конкретно ее автор. Я бы не сказал, что это была какая-то «ответка» легальным фестивалям. Скорее, это вопрос «нужности». Если есть легальный фестиваль, почему нет нелегального? Если есть вилка, почему нет ложки? Должна была быть альтернатива, и она появилась. И она даже более необходима, чем легальные фестивали. А вообще, практика показывает, что люди у нас не готовы пока к такому искусству. Эта неготовность является следствием либо узких взглядов, либо нежеланием воспринимать то, что им чуждо.

— То есть фестиваль был сделан не в противовес «Стенограффии»?

— Я так не думаю. Это, скорее, было сделано для альтернативы — это разные понятия. «Хотите — вот вам путь легальный фестиваль, тут вы можете делать огромные проекты, у нас большие бюджеты, мы вас привезем, увезем, вы потусуетесь». А есть «Карт-бланш» — здесь действительно уличное искусство и уличные художники. 

— Но вы их подкалываете, иронизируете.

— Мы когда-то ходили на интервью, там был Евгений Фатеев, и в разговоре я услышал такую вещь: «Не надо спорить, не надо ругаться и заниматься этими подколами. Мы уже поговорили со Славой ПТРК и договорились, что будем спокойно существовать вместе». Ну, окей. И тут бах, и появляется эта стенка. Она выглядела как стеб, пусть и не самый жесткий. А то, что происходило дальше — это просто крутая история. В общем, можно подкалывать и шутить, но главное — не перегибать палку. И вообще, было бы круто, если бы на следующий год они сделали что-то совместное.

Два фестиваля все лето спорили на стенке, надпись менялась более шести раз

Два фестиваля все лето спорили на стенке, надпись менялась более шести раз

— Назови три самые крутые работы Ромы Инка.

— Да у него крутых-то и нет работ. А это кто вообще? Если серьезно, я не делю работы на крутые и не крутые. Из любимых — наверное, моя первая работа — трафарет «Бог временно недоступен». Она позволила мне понять, что я сделал правильный выбор, и стрит-арт — это то, что мне нужно.

Такие надписи раньше можно было встретить в центре Екатеринбурга. Теперь их тоже закрасили. Эту работу Рома Инк считает своей любимой

Такие надписи раньше можно было встретить в центре Екатеринбурга. Теперь их тоже закрасили. Эту работу Рома Инк считает своей любимой

Надпись: «Извините, Бог временно недоступен. Попробуйте позвонить позже» 

Надпись: «Извините, Бог временно недоступен. Попробуйте позвонить позже» 

— Мы с тобой переписывались по поводу того, что «Стенограффия» теперь будет согласовывать свои работы с епархией. Ты тогда написал: «Люди, не могущие посмотреть на работу «Черви» и принять факт смерти пионеров и режима их породившего, достойны только ширпотреба их зашоривающего. Его они и получат». Что это значит?

— Это значит то, о чем мы и говорили — если человек узко мыслит, если он не хочет развиваться, если он считает свою точку зрения единственно верной, то он в какой-то момент вместо еды получит суррогат или витаминку, которая будет насыщать его организм, но эстетики в этом не будет никакой. Если ему еще скажут, что так правильно, то эти витаминки он будет есть до конца жизни. Он будет достоин дешевых китайских вещей, которые неприятны в ношении, но они будут дешевыми, популярными и правильными. Потому что ему объяснят, что так правильно. Он будет достоин смотреть плохо сделанные фильмы, которых и так очень много в кинотеатрах. Этого они будут достойны, и это они будут получать.

Эта работа участников фестиваля «Карт-бланш» возмутила общественность, ее тут же потребовали закрасить

Эта работа участников фестиваля «Карт-бланш» возмутила общественность, ее тут же потребовали закрасить

— В манифесте одного паблика писали, что работу «Черви» должны закрасить, потому что у нее нет высокой нравственной цели. Она вообще должна быть у искусства?

— А как они вообще это определили? Почему они берут на себя право рассуждать о нравственности. Закрашивая чужие работы, они берут на себя амплуа Господа Бога, который в состоянии решать, что у нас нравственное, а что нет. Художники этот момент не решают, нравственно или нет — это не про визуальное искусство, а про пропаганду. А если они этого не понимают, то у них проблемы. Им нужно почитать книги, походить в музеи, изучить историю.

— Екатеринбург — столица стрит-арта в России?

— Не знаю, нет. Не могу сказать. Раньше, наверное, да, сейчас этот термин выглядит странно. Екатеринбург — столица майонеза, а не стрит-арта.

— У уличных художников, как правило, есть основная работа? Как они зарабатывают?

— У меня очень долгое время была работа, я работал в наружной рекламе, мы по ночам ездили и клеили рекламу на щитах, тянули баннеры. Мне платили за это деньги, на них я покупал краску и делал свои проекты. Потом меня уволили, сейчас я зарабатываю тем, что беру художественное оформление, мы открыли мастерскую с девушкой. У нас сформировалась команда. Мы делаем инсталляции, раскрашиваем бары. Нам за это платят деньги, которые мы, опять же, тратим на краску, чтобы рисовать что-то свое. Другие художники работают в смежных областях, как правило, это дизайн. 

Это работа уличного художника под псевдонимом OVS9N. Конструкция такова, что «Я» мешает себе самой освободиться

Это работа уличного художника под псевдонимом OVS9N. Конструкция такова, что «Я» мешает себе самой освободиться

— Назови диапазон — сколько минимально ты можешь попросить денег за работу и сколько просил максимум?

— Минимально могу попросить чаю мне налить. В среднем, минимально — 10 тысяч рублей, я что-нибудь нарисую. Максимум — запрашивал 2,6 миллиона.

— И дали?

— Нет, не дали. Но запрашивал.

А недавно Е1.RU брал интервью у основателя фестиваля «Стенограффия» Евгения Фатеева, который считает, что уличное искусство не теряет свою выразительность от согласований с чиновниками или представителями церкви.

Фото: Евгений ЛОБАНОВ, Максим Бутусов / E1.RU; Street Art Hunter; «Карт-бланш»; «Типичный Екатеринбург»; Рома Инк / Vk.com; Александр Лапин

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Виктория_Победа))
27 авг 2019 в 11:09

Мимо некоторых картин этого художника я бы мимо прошла)), выглядят как надписи стенах, телефон аварийной такой-то)) Теперь буду внимательней, мало ли мимо искусства пройду мимо и знать не буду))

Директор Каспийского моря
27 авг 2019 в 10:42

Еще один лапмас откуда-то вывалился, нарисовался- не сотрешь.

!Во Сне Трэвел+
27 авг 2019 в 10:42

под охрану юнеска!!!