8 августа суббота
СЕЙЧАС +17°С

Как научить первоклашку сидеть целый урок, а подростка — не бунтовать: советы родителям школьников

Екатеринбургский педагог-психолог — о правильном настрое накануне 1 сентября и тревожности родителей

Поделиться

Детям после каникул тяжело сидеть за партой целый урок, им надо больше двигаться

Детям после каникул тяжело сидеть за партой целый урок, им надо больше двигаться

Последние деньки до начала нового учебного года — и понеслось! Снова эти ранние подъемы, домашние задания, электронные дневники и все прочие атрибуты, которые обычно влияют на уклад всей семьи, в которой есть дети школьного возраста. Как настроить себя и ребенка на то, что школа — не тюрьма, что впереди у нас много интересного, и научиться философски относиться к неудачам? Накануне 1 сентября об этом рассказала педагог-психолог екатеринбургского центра «Диалог» Айгюль Герасимова.

— Был такой большой перерыв, целое лето, дети отвыкли, и сейчас задача родителей — напомнить детям элементарно о режиме дня — для начала. Вовремя ложиться, вовремя вставать, напомнить правила в отношении телевизора и гаджетов, летом многие дети пользуются ими без ограничений. Во сколько укладывать детей спать — нужно смотреть индивидуально. Если видите, что ребенок встает сонный, явно не высыпается — очевидно, ему требуется больше времени для сна, надо ложиться раньше. Постараться, чтобы к началу года было все готово — рабочее место, все необходимые канцтовары и так далее. Ну, и важен, конечно, настрой — постарайтесь сделать все, чтобы ребенок позитивно воспринимал учебу. Напомните, что он встретится с друзьями, что все будут делиться новыми впечатлениями. Позитивное отношение к школе и учебному процессу — это очень важно.

Педагог-психолог екатеринбургского центра «Диалог» Айгюль Герасимова советует родителям меньше тревожиться, школа — это не катастрофа

Педагог-психолог екатеринбургского центра «Диалог» Айгюль Герасимова советует родителям меньше тревожиться, школа — это не катастрофа

— Школа — это для ребенка все-таки обязанность, работа? Или это классно, интересно, здорово?

— Мне больше нравится позиция «классно, интересно, здорово», но в то же время ребенок должен понимать, что это и ответственность. Если все время говорить ребенку про обязанность, то и мотивации учиться нет или она становится очень формальной. Надо самим искать и понимать смыслы: а зачем учиться? Ты можешь стать сильнее, храбрее, ты сможешь развить свою память, внимание, научиться справляться с трудностями.

— Особенно сложно первоклассникам и их родителям. Как настроить на школу и новый стиль жизни 7-летних детей?

— Многие начинают готовиться заранее, и это правильный подход, у первоклассника должно быть сформировано общее представление, что такое школа, что будет происходить первого сентября, как проходит учебный процесс и так далее. Многие родители тревожатся, и это понятно, но нужно набраться терпения, поверить в своего ребенка, поддержать его.

— Даже чисто физически это непросто: в садике ребенок привык играть, гулять, к дневному сну привык. А тут надо сидеть весь урок и быть внимательным.

— Здорово, если ребенок идет в школу вовремя, когда он действительно готов. Многие родители стремятся пораньше отдать в школу детей, но я считаю — лучше дать ребенку созреть, наиграться. Если ребенок идет в школу в семь, в семь с половиной лет — это прекрасный возраст. Но в любом случае первое время ему не просто. Для гиперактивных детей есть такие секретики: научите его, что можно прямо во время урока пошевелить пальцами рук, покачать ногами. Это такой приемлемый способ небольшой физической разрядки. Напоминайте, что во время перемены лучше вставать, выходить, двигаться, но помнить о правилах безопасности, чтобы ни на кого не налететь на бегу. Постепенно они привыкнут, но родителям важно поддержать ребенка, постоянно говорить ему: «У тебя все получится, я с тобой, я в тебя верю».

Ещё вчера эти детишки много гуляли и спали днем, а теперь им нужно сидеть и внимательно слушать учителя

Ещё вчера эти детишки много гуляли и спали днем, а теперь им нужно сидеть и внимательно слушать учителя

— После школы ребенку еще и дома нужно заниматься. Как организовать этот процесс?

— Важно, чтобы рабочий стол стоял напротив чистой однотонной стены, не напротив окна, особенно для гиперактивных детей — иначе они будут отвлекаться. Чтобы на столе не было ничего лишнего. Кладете перед ребенком только то количество учебников и рабочих тетрадей, которые нужны для домашней работы. Получается такая стопочка. Начинать лучше с самого сложного предмета: если начать с простого, то на сложные может просто не хватить внимания. Сделал задание — хвалим. Можно превратить в игру, например, ставить и записывать личные рекорды, похвалить ребенка: как быстро ты справился сегодня. Сделали один предмет, убрали учебник — стопочка заданий уменьшилась. В перерыве между заданиями попросите делать что-нибудь полезное: полить цветы, вытереть пыль. После таких дел больше желания вернуться к учебе.

Вчера этот парень прыгал на батуте, а теперь ему садиться за учебники

Вчера этот парень прыгал на батуте, а теперь ему садиться за учебники

— Давайте поговорим про самостоятельность, для многих это больная тема. Реально ли добиться от первоклассника того, чтобы он сам делал домашнее задание, складывал рюкзак, готовил одежду на завтра?

— Тут работает одно правило — не надо делать за ребенка то, что он может делать сам. Задача родителей — помочь детям подготовиться к самостоятельной жизни. Если мы делаем за ребенка то, что он может делать сам, мы мешаем его развитию, а не помогаем. Низкая мотивация, пассивность возникают именно из-за этого, что за ребенка многое делают родители, он не чувствует своей важности, нужности. Семилетний ребенок вполне способен справиться со многими делами сам — надо только его научить.

Может, первые две недели делать это вместе. Научите его собирать вещи, готовить одежду, можно составить наглядный список последовательности действий. И напоминайте, что в дальнейшем он будет делать это сам — потому что он уже большой, уже школьник. То же самое с дорогой в школу и из школы, если есть такая необходимость — сначала показать и убедиться, что справляется, что все запомнил. Конечно, бывают исключения — гиперактивные или слишком рассеянные дети, дети с особенностями, но если говорить о норме, то стоит дать ребенку возможность быть самостоятельным.

После занятий в школе нужно ещё и дома заниматься

После занятий в школе нужно ещё и дома заниматься

— Но и в помощи не отказывать…

— Обязательно помогать ребенку, если он просит о помощи. Но если не просит, а хочет все делать сам — не навязывать ее.

— Для ребенка школа — это не только учеба, но и новый круг общения. Должны ли взрослые вмешиваться в этот процесс, помогать искать друзей, или пусть все идет само собой?

— Вообще здорово, если родители это понимают и готовы помочь. Это не всегда бывает просто. В идеале к школе у малыша должны быть сформированы определенные навыки — подойти, познакомиться, задать какие-то вопросы, предложить ребятам вместе поиграть. Если таких навыков нет, ребенку может быть немножко сложнее адаптироваться к учебе в 1-м классе. Чтобы дети лучше подружились, родители и педагоги могут организовывать различные внеклассные мероприятия, игры, встречи. Если есть желание и возможность, приглашать новых друзей ребенка в гости. Конечно, и ссоры могут быть, к этому нужно относиться философски и объяснять детям — это тоже взаимодействие с людьми. Вспоминайте свои примеры — скажу по опыту, это очень хорошо работает, когда родители рассказывают про свое детство, особенно какие-то интересные, поучительные истории. Покажите свои школьные фотографии — это к тому же снижает чувство тревоги, дети понимают, что все через это проходят — мама, папа, старшие братья и сестры, все когда-то ходили в школу, были первоклассниками и переживали те же чувства.

— Приходят дети в первый класс — и каждый из них как чистый лист, но проходит полгода-год, и распределяются роли: появляются лидеры, тихони, хулиганы, середнячки и так далее. Вот это само по себе происходит, на это нужно как-то влиять?

— Действительно, у детей бывают роли, и это естественный процесс. Очень большую роль играет преподаватель, его отношение, его позиция. Бывает такое, что учитель может особенно выделять успехи кого-то из детей. Но мне нравится другая позиция: у каждого ребенка есть свои особенности, свои достоинства. Когда педагог объясняет: для нас каждый чем-то важен и дорог. Если у учителя и родителей такая позиция, каждый найдет в коллективе свое место. Я бы посоветовала слушать детей, их потребности. Не говорить, какими они должны быть. Ребята занимают свои определенные позиции, находят друзей или кого-то вокруг себя объединяют. Кто-то будет бороться за лидерство, это тоже нормально. Если родители настроены на конкуренцию, на достижение целей, если им важно показать, что их ребенок лучший, то конфликты неизбежны.

Школа — это только часть жизни

Школа — это только часть жизни

— Когда в семье появляются школьники, то это обычно стресс для всех, меняется уклад жизни и родителей тоже, как взрослым справиться с собственной тревожностью, чтобы воспринимать школу и все, что с ней связано, спокойно?

— Да, это большой переворот, можно сказать, революция. По возможности, спланируйте заранее — как отводить, приводить ребенка, кто сможет это делать, тут можно попросить помощи у бабушек и дедушек. По возможности, минимизируйте свою рабочую нагрузку на первое время — если ребенку понадобится ваше дополнительное внимание. Здорово, если родители между собой договорятся о единых требованиях к ребенку, к его режиму и так далее. А что касается родительской тревоги, то, прежде всего, задайте себе вопрос: чего именно вы боитесь? Что будет, если ваш ребенок будет плохо учиться? Когда вы поймете истинную причину своей тревоги, вам будет проще с ней разобраться.

— Родители хотят, чтобы ребенок был успешным — это естественно.

— Да, но школа — только часть жизни, у ребенка может быть гораздо больше ресурсов и способностей, чем те, что оцениваются в школе. Возможно, он дружелюбный и коммуникабельный, спортивный, прекрасно рисует, умеет быстро и нестандартно решать сложные задачи. Далеко не всегда школьные оценки определяют успешность в будущем. У вашего ребенка много способностей и достижений, которые помогут ему во взрослой жизни. И это видно даже в его семь лет. Составьте такой список из 10 или 20 пунктов сильных сторон сына или дочери и периодически к нему возвращайтесь — это одно из упражнений, которое помогает от излишней тревожности. И очень важно взрослым помнить, что они свою школу уже окончили, задания сделали и экзамены сдали. Теперь у них своя жизнь, свои интересы, которыми не надо жертвовать ради школы детей. Когда дети видят счастливых родителей, которые чем-то увлечены, то они чувствуют себя спокойнее и увереннее.

Психолог рекомендует почаще вспоминать сильные стороны и достижения детей — это поможет справиться с родительской тревожностью

Психолог рекомендует почаще вспоминать сильные стороны и достижения детей — это поможет справиться с родительской тревожностью

— Иногда родителей беспокоит окружение ребенка в школе — например, есть районы, где много детей мигрантов или детей из не самых благополучных семей. Или, наоборот, по прописке школа, которая считается престижной, где могут быть завышенные требования, одноклассники из более обеспеченных семей, и ребенку попроще может быть некомфортно. Как с этим быть?

— Можно отнестись к этому как к новому опыту. Вашему ребенку придется общаться с разными людьми, следовать разным правилам — это развивает гибкость. Если возникают сложности — надо, во-первых, выслушать и посочувствовать, предложить помощь — давай придумаем что-то, чтобы тебе было комфортнее. Если посыл такой, то ребенок быстрее адаптируется, у детей адаптационные способности выше, чем у взрослых. А если родители сами транслируют свою тревогу, говорят, что в школе одни маргиналы, то ребенок именно так и будет это воспринимать.

— Бывают такие дети — бунтари против системы, особенно подростки: им сложно подчиняться каким-либо правилам, в том числе в одежде, так и норовят революцию устроить. А у школы в любом случае есть правила, устав, расписание. Вот как с такими детьми быть, чтобы они не относились к школе как к тюрьме?

— Искать позитивное в школе. А это есть всегда. Искать то, что в школе ребенку нравится: друзья, какой-то предмет, педагог. Ищите баланс позитивного и требований. Научите воспринимать школу как ценный жизненный опыт, такой этап в жизни, который все равно чему-то научит. Иногда не лишне поговорить и с учителем об особенностях вашего ребенка, подсказать, как лучше находить с ним общий язык.

— А учителя это услышат? У них полный класс детей, и все особенные в чем-то.

— Учителя умеют прислушиваться, конечно, у них непростые профессиональные задачи, но большинство из них справляется.

Хорошие педагоги, которые умеют прислушиваться к детям, в Екатеринбурге точно есть

Хорошие педагоги, которые умеют прислушиваться к детям, в Екатеринбурге точно есть

Если в вашей семье первоклассник, почитайте материалы из нашей рубрики «Первый раз в первый класс» — там много полезных советов от педагогов и психологов. 

В этом интервью психолог и многодетная мама рассказывает о том, как родителям пережить учебный год и не сойти с ума.

А вот здесь — колонка тревожной мамы первоклассника.

Фото: Артём УСТЮЖАНИН, Дмитрий ЕМЕЛЬЯНОВ / E1.RU; Айгюль ГЕРАСИМОВА

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

У нас есть почтовая рассылка для самых важных новостей дня. Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить.

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!