8 июля среда
СЕЙЧАС +27°С

«Рты закрыли!». Юрист — о том, почему российская школа унифицирует, но не развивает

Юлия Федотова рассуждает о специфике российского образования

Поделиться

Самый приятный день в жизни Юлии за все годы обучения в школе — выпускной! 

Самый приятный день в жизни Юлии за все годы обучения в школе — выпускной! 

Начался новый учебный год, соцсети завалены фотографиями школьников на линейках и постами о том, как трудно быть родителями первоклашек. Юрист из Екатеринбурга Юлия Федотова выпустилась из школы десять лет назад и считает, что за эти годы не научилась ничему полезному. Почитайте ее колонку. 

С началом нового учебного года невольно вспоминаются собственные первые десять лет обучения. И, если честно, эти воспоминания — ни разу не о «чудесных» годах.

Лично я не вынесла из школы ни одного навыка, который пригодился бы не то что сейчас, но даже в вузе. Не говоря об общей отсталости образовательной программы, отмечу, что тотальное унижение и неумение видеть в ученике человека — увы, слишком часто встречающаяся черта среди озлобленных российских училок.

Большим плюсом моего времени обучения (1999–2009 годы) было разве что отсутствие религиозной и всякой «воспитательной духовно-нравственной» составляющей. Насколько же все плохо, если простое соблюдение закона (конкретно — Конституции относительно светскости и свободы совести) считается «большим плюсом»?..

Что же плохого в российской школе?

Она не учит:

— самостоятельности;

— критическому мышлению;

— пониманию себя, своих стремлений и преимуществ.

Она учит:

— коллективизму («Из-за Иванова весь класс останется после уроков!»);

— подчинению («Рты закрыли! Ваше мнение тут никого не интересует!»);

— рамочности мышления («Ты неправильно понял, что хотел сказать автор!»).

Причем, что самое интересное, — «учит» этому она вполне легально. Это не позиция определенных учителей, а четкое следование системы образования букве закона. Есть, например, чудесный документ — Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». Данная Стратегия устанавливает в том числе основные направления взаимодействия с несовершеннолетними в школе — в воспитательном и образовательном аспектах. Ни слова там нет про приоритет прав и свобод человека и гражданина, про необходимость знать свои права и уметь их отстаивать, про уважение и соблюдение прав других людей, про прогресс, развитие личности…

Зато государство в этом документе очень четко, с ходу, первым же пунктом сказало, что «приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, готовой к мирному созиданию и защите Родины». Эти самые ценности — это «человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством». Что такого «нравственного» ребенок успел задолжать «отечеству», не поясняется.

Дальше — больше. Среди направлений деятельности — «поддержка общественных институтов, которые являются носителями духовных ценностей». РПЦ, «никто, кроме нас», что следует из дальнейшего текста про необходимость «развития кооперации и сотрудничества субъектов системы воспитания (семьи, общества, государства, традиционных религиозных организаций)».

Справедливости ради, среди «приоритетов» есть и популяризация научных знаний среди детей. Однако она представлена всего двумя формами развития (содействие повышению привлекательности науки и создание условий для получения детьми достоверной информации о передовых достижениях и открытиях). Тогда как, например, развитию физической культуры и прочим компонентам (про «духовность») уделено куда больше внимания, что «как бы намекает».

Что же плохого в российской школе? Она направлена не на развитие личности, а на ее унификацию. В строй, защищать Родину на рубежах духовности. «Приоритеты» государства в этой сфере дают четкое понимание нежелания видеть в ученике человека — а лишь статистическую единицу.

Не так давно E1.RU рассказывал о том, какие нововведения ждут талантливых и одаренных учеников екатеринбургских школ. А также показал, как отмечали День знаний в самой роскошной школе Вторчермета (о ней, между прочим, написали даже в The Times). 

Согласны с автором?

    Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

    Автором колонки может стать любой. У вас есть свое мнение и вы готовы им поделиться? Почитайте рекомендации и напишите нам!

    оцените материал

    • ЛАЙК0
    • СМЕХ0
    • УДИВЛЕНИЕ0
    • ГНЕВ0
    • ПЕЧАЛЬ0

    Поделиться

    Поделиться

    Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

    У нас есть почтовая рассылка для самых важных новостей дня. Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить.

    Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!