Ребята из школы № 1 готовят полезные десерты на мастер-классе
Ребята из школы № 1 готовят полезные десерты на мастер-классе

В Екатеринбурге в этом году планируют подключить все школы к программе «Разговор о правильном питании». Это 40-часовой курс, рассчитанный на четыре года. Сейчас его проходят ребята примерно в 70% всех школ города. Программа, направленная на то, чтобы дети отличали здоровую еду от нездоровой и предпочитали первую второй, разработана федеральными НИИ питания и возрастной физиологии, однако финансируется не из госбюджета, а частной компанией — одним из мировых производителей продуктов питания. Согласно данным, озвученным экспертами, на это тратится 60 миллионов рублей в год. 


В новеньком здании школы № 1 на ВИЗ-бульваре сегодня рассказали о программе подробнее.


Родители первоклассников в тех школах, где программа уже ведется, на первом же собрании подписывают бумаги о своем согласии на то, что в расписании есть дополнительные занятия по здоровому питанию.


В десерте много свежих фруктов
В десерте много свежих фруктов


— Это не значит, что дети сразу перестанут есть сосиски с макаронами, — объяснила Светлана Смолина, куратор программы. — Но постепенно они начнут понимать, что сосиски с макаронами каждый день есть не надо. В первом классе начинают с простого — рассказывают, что мы едим, зачем, из чего состоят продукты. И постепенно материал усложняется, детям объясняют про белки, жиры, углеводы, дают информацию о том, например, как читать этикетки. Всего этому отведено 40 часов в год, вместе с практическими занятиями.


Учителя получают готовые методики того, как встраивать элементы разговора о правильном питании в основные предметы, например, в «Окружающий мир», либо они могут вести занятия в качестве внеурочной деятельности, часы которой есть у каждого педагога по федеральным стандартам.


Страница из рабочей тетради: главные правила обеда
Страница из рабочей тетради: главные правила обеда


Детям выдают рабочие тетради, дают домашние задания, также учителя могут воспользоваться видеоуроками — мастер-классами от шеф-повара по приготовлению вкусных и полезных блюд — и провести такие мероприятия, например, на уроках технологии (труда), если школьное оборудование позволяет — в школе № 1 продемонстрировали, как можно провести детский мастер-класс по приготовлению полезных десертов.


Листаем рабочую тетрадь для 1–2-х классов. Здесь много игровых диалогов, например, в магазине, когда родители объясняют детям, где самые полезные продукты и где отмечается условными флажками то, что нужно есть почаще (овощи, крупы, рыбу, мясо, молоко), пореже (орехи, сыр, яйца) и совсем редко (сладости, газировку и тому подобное). Детям надо воспользоваться наклейками и сложить в корзинку самое нужное.


В теории детям объясняют, что надо есть побольше свежих овощей, но в стандартном школьном меню их не так много
В теории детям объясняют, что надо есть побольше свежих овощей, но в стандартном школьном меню их не так много


Есть раздел, где рассказывается, что есть на завтрак, обед и ужин и основные правила питания — мыть руки, не разговаривать во время обеда, не переедать. Ребенку предлагается заполнить в специальной графе, что он ел на завтрак, обед и ужин, чтобы критически оценить свой рацион — совсем как пресловутый «дневник питания» для худеющих.


Организаторы утверждают, что дети, вооруженные знаниями про полезную пищу, начинают смело ломать семейные традиции, наступая на дурные привычки родителей и призывая их есть как положено.


После прослушивания курса дети начинают учить родителей основам питания
После прослушивания курса дети начинают учить родителей основам питания


— Некоторые пристрастия и вкусы родителей далеки от идеала, от того, что нужно есть развивающемуся организму, — сказал замглавы города, курирующий социальные вопросы, Дмитрий Баранов.


На встрече присутствовала депутат гордумы Елена Дерягина. Она, как известно, неравнодушна к теме школьного питания и на этот раз выступила эмоционально.


Депутат Елена Дерягина (позавтракала овсянкой): «Мы с вами иногда видим в фастфудах, что даже маленькие дети там держат неправильную пищу в своих маленьких ручках»
Депутат Елена Дерягина (позавтракала овсянкой): «Мы с вами иногда видим в фастфудах, что даже маленькие дети там держат неправильную пищу в своих маленьких ручках»

— Я как бабушка очень хочу, чтобы у ребенка был здоровый желудок, чтобы ребенок питался красиво, — сказала она. — Мы с вами иногда видим в фастфудах, что даже маленькие дети там держат неправильную пищу в своих маленьких ручках. И в руках гаджет, чтобы только ел. И ребенок смотрит мультик про Машу или еще про что-то и поглощает еду, притом неправильную. В первую очередь влияет семья — надо не только детей учить, как правильно питаться, но и родителей. Вот как вы сегодня позавтракали? Я, например, съела овсянку. А некоторые только кофе пили, не буду говорить кто.


А это примеры блюд, которыми кормят детей в столовой школы № 1
А это примеры блюд, которыми кормят детей в столовой школы № 1


Отметим, что образовательный проект «Разговор о здоровом питании» никоим образом пока не соприкасается с самой системой организации питания в школах. В минувшем учебном году было несколько неприятных историй в екатеринбургских школьных столовых, когда после обедов дети попадали в больницу с кишечными инфекциями. Хотя меню школьного питания согласовывает Роспотребнадзор, дети часто жалуются на то, что еда холодная и невкусная — это объясняли тем, что подрядчики, работающие по госконтрактам, стараются сэкономить. 


В мэрии настаивают на том, что горячее питание в школах должно быть обязательно. По словам представителя горздрава Ларисы Рожковой, за те годы, что в городе ведется программа, болезни пищеварительного тракта в структуре детской заболеваемости ушли со второго места на пятое.


Почитайте интервью с Еленой Дерягиной о проблемах в школьном питании.


А вот здесь мы сравнивали питание в школах России с мировой практикой.