16 ноября суббота
СЕЙЧАС +0°С

От голубого плацкартного вагона до «айфона на колесах». 90 лет трамвайной истории в 20 фактах

Публикуем редкие архивные фото — ко дню рождения городского трамвая

Поделиться

Екатеринбургский трамвай празднует 90-летний юбилей

Екатеринбургский трамвай празднует 90-летний юбилей

Ровно девяносто лет назад, 7 ноября 1929 года, в день 12-й годовщины Октябрьской революции в Свердловске было открыто трамвайное движение (подробнее об этом читайте здесь). В честь этой даты ЕМУП «Гортранс» поделилось некоторыми интересными фактами о трамвае уральской столицы. 

Вы могли этого не знать, а история такова:

— Открытие трамвайного движения в Екатеринбурге могло бы произойти еще в XIX веке: впервые вопрос о строительстве трамвая был поднят в городской думе в 1896 году, а в 1899 году даже были утверждены технические условия строительства трамвая.

— Первое трамвайное депо было построено на так называемой Цыганской площади (располагалась в пределах современных улиц Фрунзе, Степана Разина, Отто Шмидта, Чайковского). Название свое она получила не случайно: раньше на этом месте останавливались цыганские таборы и был рынок лошадей, конной упряжи.

— В Екатеринбурге никогда не было конки, как, например, в Санкт-Петербурге или Москве. В столице Среднего Урала сразу были пущены трамваи на электротяге.

Строительство трамвайного парка в 1929 году

Строительство трамвайного парка в 1929 году

— Первая трамвайная линия пролегала от ворот Первого трамвайного депо (Цыганской площади) до Железнодорожного вокзала по улицам 2-й Загородной (ныне улица Фрунзе), 8 Марта, Ленина, Толмачева, Свердлова. Протяженность первой линии составила 13,4 км.

— Первые трамваи серии «Х», которые попали в Свердловск, были построены на Мытищинском заводе (в наши дни он носит название «Метровагонмаш» и производит вагоны для метрополитена). Первая крупная партия предназначалась для Харькова, и по первой букве этого города был назван весь тип моторных вагонов.

Трамвай серии X

Трамвай серии X

— В 30-е годы по Свердловску курсировали так называемые плацкартные вагоны. Они были голубого цвета. В вагоне количество пассажиров соответствовало количеству мест, а цена билета в вагоне-экспрессе была дороже обычной в три раза.

— В начале движения трамваев маршруты обозначались сигнальными фонарями. Это было особенно удобно в тёмное время суток, ведь цветные огни было видно издалека.

— В 1931 году свердловский трамвай попал в объектив писателя Михаила Пришвина, когда он приехал в Свердловск, чтобы написать очерк по заданию журнала о строительстве Уралмашзавода. Очерк, правда, так и не вышел, а вот фотоснимки сохранились. На одном из них трамвай делает остановку на улице Свердлова.

— В 1955 году в Свердловском трамвайно-троллейбусном управлении появились речные трамвайчики. В июне на озере Шарташ Трамвайно-троллейбусное управление открыло первую навигацию для отдыхающих. Катера «Варяг» и «Ермак» совершали рейсы по маршруту «Дом отдыха — поселок Пески (ресторан) — Изоплит». В 1959 году катера передали другому ведомству.

Трамвай серии X на проспекте Ленина в шестидесятые годы двадцатого века

Трамвай серии X на проспекте Ленина в шестидесятые годы двадцатого века

— В годы Великой Отечественной войны несколько пассажирских вагонов переоборудовали под санитарные: в них перевозили раненых солдат от железнодорожного вокзала до госпиталей.

— Трамвайное движение в Свердловске останавливалось лишь однажды — холодной зимой 1942 года на два дня.

Трамвай № 8 на улице Луначарского в шестидесятые годы двадцатого века

Трамвай № 8 на улице Луначарского в шестидесятые годы двадцатого века

Улица Толмачёва, шестидесятые годы. Трамвай едет в сторону железнодорожного вокзала

Улица Толмачёва, шестидесятые годы. Трамвай едет в сторону железнодорожного вокзала

— Из блокадного Ленинграда в Свердловск в самый разгар войны было вывезено 60 вагонов. Там из почти 2000 единиц подвижного состава можно было использовать только малую часть. Ответственным за доставку был назначен начальник техотдела А.Н. Попов. С неимоверными трудностями, под бомбежками и артобстрелами, с помощью ленинградских рабочих удалось отгрузить столь нужные Свердловску трамваи.

— Музеи старых трамваев есть в считанных городах страны, в том числе и в Екатеринбурге. Открытая музейная площадка с ретровагонами появилась в столице Урала в 1998 году.

Музей трамваев на улице Фрунзе

Музей трамваев на улице Фрунзе

— В Екатеринбурге 30 трамвайных маршрутов. Самый уникальный маршрут № 11 «ВИЗ — Зеленый остров» с однопутной линией. Он ездит в район, который в народе часто называют капсулой времени. К сожалению, маршрут № 11 предлагается убрать в будущем, при активной застройке ВИЗа.

Трамвай № 11 — единственный маршрут, курсирующий по однопутной линии

Трамвай № 11 — единственный маршрут, курсирующий по однопутной линии

— В Екатеринбурге три трамвайных депо. Названы по географическому принципу: Южное, Северное, Западное.

Северное трамвайное депо на Уралмаше, сентябрь 2019 года

Северное трамвайное депо на Уралмаше, сентябрь 2019 года

— Екатеринбургский трамвайный парк на сегодняшний день насчитывает 456 вагонов. Основу трамвайного парка составляют чешские трамваи Tatra Т-3 и Т-3М, а также 68 вагонов производства «Уралтрансмаш».

Tatra Т-3 ездят в уральской столице уже полвека

Tatra Т-3 ездят в уральской столице уже полвека

По улицам города ездят и вагоны производства «Уралтрансмаша». Несколько новых вагонов 71–407 были закуплены в конце 2018 года. Также в Екатеринбурге регулярно проходят техническую обкатку новые модели завода

По улицам города ездят и вагоны производства «Уралтрансмаша». Несколько новых вагонов 71–407 были закуплены в конце 2018 года. Также в Екатеринбурге регулярно проходят техническую обкатку новые модели завода

— В сентябре 2019 года водитель ЕМУП «Гортранс» Сергей Беляев стал победителем XVII Всероссийского конкурса водителей трамвая, который проходил в Казани. Сергей — первый екатеринбуржец, который добился звания «Лучшего водителя трамвая в России». О Сергее мы делали большой репортаж.

Сергей Беляев стал лучшим водителем трамвая в России

Сергей Беляев стал лучшим водителем трамвая в России

— На сегодняшний день общая протяженность трамвайных линий составляет 188,4 км.

— Трамваи Екатеринбурга за 90 лет проехали свыше 1 765 068 000 километров.

— За 90-летнюю историю екатеринбургским трамваем перевезено более 14,7 миллиардов пассажиров.

В ближайшие месяцы на улицах Екатеринбурга можно будет увидеть новый трехсекционный трамвай модели 71–418, спроектированный АО «Уралтрансмаш». Традиционно обкатка будет проводиться специалистами завода и ЕМУП «Городской транспорт». 71–418 — младший брат знаменитого «айфона на колесах», инновационная разработка с низким уровнем пола по всей площади салона.

По теме

оцените материал

  • ЛАЙК 13
  • СМЕХ 1
  • УДИВЛЕНИЕ 0
  • ГНЕВ 1
  • ПЕЧАЛЬ 2

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку?
Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Alex
7 ноя 2019 в 10:57

Весь мир пересаживается на новые виды транспорта, и только у нас "молятся" на транспорт, не претерпевший изменений уже более 100 лет!
Куча проблем на дороге, скользкие и выпирающие рельсы, скрипы по утрам, опасность, неудобства водителям, зачем это городу?

Очкарик Вася
7 ноя 2019 в 10:23

Спасибо СССР и ЧССР, по 50 лет трамваи ходят

Отец Амфилохий
7 ноя 2019 в 09:44

" Из блокадного Ленинграда в Свердловск в самый разгар войны было вывезено 60 вагонов"
А продовольствие в блокадный Ленинград завезти было нельзя - нехай себе дохнут