15 ноября пятница
СЕЙЧАС -10°С

Другие статьи автора

«В транспортном отношении новый генплан — это революция»: урбанист — о плане развития Екатеринбурга

Владимир Злоказов рассказал, чем для жителей генплан-2035 лучше предыдущего документа

Поделиться

Ранее мы писали, что&nbsp;в <a href="https://www.e1.ru/news/spool/news_id-66264511.html" target="_blank" class="_">генплане Екатеринбурга нашли место под «Экспо-2035»</a>&nbsp;

Ранее мы писали, что в генплане Екатеринбурга нашли место под «Экспо-2035» 

В Екатеринбурге проходят общественные обсуждения нового генерального плана развития города до 2035 года. Вчера обсуждения по поводу строительства многоэтажек вместо частного сектора на Уралмаше закончились ничем — мнение жителей, которые были против, не учли. 


Изменения в генплане коснулись не только строительства жилых домов. Мы рассказывали, как изменится транспортная система Екатеринбурга в ближайшие 15 лет. Урбанист Владимир Злоказов рассказал, почему в транспортном отношении новый генплан — это революция. Публикуем его мнение полностью.

Несмотря на то что общественные обсуждения носят рекомендательный характер, думаю, что нужно воспользоваться предложением заместителя главы города по вопросам капитального строительства и землепользования Алексея Бирюлина, который призвал всех желающих присылать предложения и замечания. По крайней мере это хорошее упражнение для ума — попытаться сформулировать, каким мы сами хотим видеть наш город.

Я взялся проанализировать ту часть генплана, которая касается развития транспортной инфраструктуры и общественных пространств, а также сформулировать предложения к документу.

Начать, на мой взгляд, следует с признания того, что в транспортном отношении новый генплан — это революция. Он без преувеличений является революционным с точки зрения подхода к развитию транспортной системы. Если мы посмотрим на предыдущий генплан Екатеринбурга (до 2025 года), что мы там увидим? Мы увидим тотальное приспособление города к автомобилизации. Предполагалось расширение проезжих частей улиц и строительство транспортных развязок на разных уровнях даже в центре города! Например, развязки предполагалось построить на Московской — Ленина, Московской — Куйбышева, Ленина — Восточной и т. д.

Во всех этих точках должны были появиться многоуровневые развязки

Во всех этих точках должны были появиться многоуровневые развязки

Появилась в результате только одна — на Московской — Большакова — Фурманова. Можно с уверенностью сказать: «Спасибо, что только ее!» Даже по ней можно судить о потенциальном масштабе бедствия, если бы предыдущий генплан реализовался полностью. Хотя лучше бы и ее снести, и, возможно, для этого появится повод. Но об этом позже.

В генплане до 2025 года также на полном серьезе было прописано строительство автомобильных транспортных тоннелей, пересекающих центр города.

Предполагалось строительство десятков внеуличных — надземных и подземных — переходов. В частности, подземные переходы планировалось построить на перекрестках 8 Марта — Малышева, 8 Марта — Ленина, Восточной — Малышева, Восточной — Куйбышева и т. д.

Все это подавалось, разумеется, под соусом заботы о безопасности пешеходов, но понятно, что реальной целью было убрать пешеходов с проезжей части, чтобы они «не мешали движению транспорта». В этой парадигме были построены подземные переходы на Вайнера — Малышева и Вайнера — Радищева, а также убраны наземные пешеходные переходы при строительстве входов на станции метро.

Предыдущий генплан декларировал необходимость приоритета общественного транспорта, но фактически не предусматривал никаких мер для обеспечения этого приоритета. В нем нет упоминания выделенных полос или обособления трамвайных путей в центре города, хотя последняя мера впоследствии появилась в стратегическом проекте «Удобный общественный транспорт».

Подземные переходы были построены, по мнению урбаниста, чтобы пешеходы не мешали автомобилистам

Подземные переходы были построены, по мнению урбаниста, чтобы пешеходы не мешали автомобилистам

Весьма специфический подход был к развитию трамвая. С одной стороны, декларировалась важность трамвая как основного вида наземного транспорта, но в то же время предполагалось снятие трамвайных путей с улицы 8 Марта под предлогом того, что трамвай на ней «дублирует метро». Сегодня мы знаем, что у трамвая на этой улице есть своя роль и факт некоторого дублирования метро не является проблемой, но тогда это казалось самоочевидным: зачем вам трамвай, когда есть метро?

Новый генплан подходит к вопросам транспорта совершенно иначе. Нет, он не запрещает автомобили, но он признает, что город не может развиваться с опорой на личный автотранспорт. Поэтому приоритет отдается общественному транспорту, пешеходам и немоторизованным способам передвижения (велосипедам, электросамокатам и т. п.)

В новом генплане по-прежнему предусмотрено много дорожного строительства, но в основном оно сосредоточено в периферийных районах. Никаких многоуровневых развязок в центре города.

Большое внимание уделено развитию трамвайной системы. Например, не только не ликвидируется линия по улице 8 Марта, но и предполагается ее восстановление на участке между Радищева и Ленина, а также продление по Ельцина до Челюскинцев.

Впервые в генплане не только есть упоминание о приоритете общественного транспорта, но также приводятся конкретные улицы, на которых должны появиться выделенные полосы. Список этих улиц не слишком длинный, но само его наличие — это уже хорошо.

Строительство развязок сосредоточено в периферийных районах. Например, сейчас строится развязка на Серафимы Дерябиной. Мы показывали, как&nbsp;<a href="https://www.e1.ru/news/spool/news_id-66206539.html" target="_blank" class="_">она выглядит сверху</a>&nbsp;после реконструкции

Строительство развязок сосредоточено в периферийных районах. Например, сейчас строится развязка на Серафимы Дерябиной. Мы показывали, как она выглядит сверху после реконструкции

Наконец, впервые в генплане есть целый раздел, посвященный пешеходному движению и немоторизованному транспорту — велосипедам, электросамокатам и т. п. Эти способы передвижения не рассматриваются как какое-то историческое недоразумение, которое скоро прекратит свое существование, но, напротив, заявляются как приоритетные! Я думаю, только за одно это разработчиков нового генплана можно похвалить!

После моей похвалы новому генплану вы, возможно, скажете: «Ну, если все так хорошо, то, наверное, и не нужно ничего добавлять?» Не совсем так. Новый генплан в том, что касается транспорта, хорош на концептуальном уровне. Очень здорово, что нам не нужно будет бороться с идеей города-автостоянки с многоуровневыми развязками и подземными переходами на каждом шагу. Есть города, например, соседний Челябинск, где ситуация именно такова и там активистам приходится бороться с развязками и подземными переходами.

Мы сегодня оказались в гораздо более благоприятной ситуации, когда мы в целом согласны с направлением развития транспортной системы и можем обсудить, что конкретно имеет смысл сделать в ближайшие годы, чтобы в этом направлении продвинуться. Этим мы в ближайшее время и займемся.

Согласны с автором?


    Напомним, мэрия опубликовала генплан города до 2035 года и предложила его обсудить. До 2035 года несколько кварталов Екатеринбурга застроят высотными домами. Мы уже рассказывали, какие крупные спортивные и культурные объекты появятся в городе в ближайшие годы и что будет с транспортом.

    Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

    оцените материал

    • ЛАЙК 5
    • СМЕХ 2
    • УДИВЛЕНИЕ 1
    • ГНЕВ 5
    • ПЕЧАЛЬ 3

    Поделиться

    Поделиться

    Увидели опечатку?
    Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
    Алекс
    8 ноя 2019 в 08:20

    В принципе в генплане очень много неплохих проектов и думаю,что в плане транспортного отношения к 2035 году город станет лучше. Дороги расширят ,метро расширят ,может появится какой новый вид общественного транспорта

    Электровеник
    8 ноя 2019 в 08:14

    Уважайте пешеходов! Они такие же участники движения как и автомобилисты!!!

    Северный олень
    8 ноя 2019 в 08:31

    План к 2035 году поменяется десятки раз, а его так всерьез взялись обсуждать, не рановато ли 🤔