5 декабря четверг
СЕЙЧАС -9°С

«Екатеринбург — это настоящая Россия»: Сергей Капков — о метро, памятнике Ленину и парке Маяковского

Экс-глава департамента культуры Москвы рассказал, что нужно, чтобы называть себя третьей столицей

Поделиться

Сергей Капков считает, что городам-миллионникам нужно развивать «наземное метро», но у них пока нет на это денег

Сергей Капков считает, что городам-миллионникам нужно развивать «наземное метро», но у них пока нет на это денег

В Екатеринбург на фестиваль «Слова и музыка свободы» приехал бывший глава департамента культуры Москвы, экс-директор Парка им. Горького, руководитель «Центра аналитики города» Сергей Капков. Во время выступления в Ельцин-центре он рассказал об опыте переосмысления пространств в Москве, Перми, Нижнем Новгороде, а также о развитии Первоуральска (новый проект, спонсором которого стала группа ЧТПЗ). Мы встретились с Сергеем Капковым после лекции и спросили, что бы он первым делом изменил в общественном пространстве Екатеринбурга, если бы взялся за его благоустройство, почему регионам нужно отказаться от метро и как вернуть жизнь в ЦПКиО им. Маяковского. 

— Вы уже успели пройти по центру Екатеринбурга? Какие проблемы городского благоустройства заметили?

— Екатеринбург очень энергичный город, я вижу здесь постоянно какое-то движение. Причем создают его местные жители. В этом плане город выгодно отличается от Питера, где многое крутится вокруг туристов, и от большой суетной Москвы. Мне нравится, что екатеринбуржцы свободно выходят на улицы, гуляют и наслаждаются жизнью даже в зимнее время. Люди — это главный ресурс вашего города. Властям, меняя городское пространство, нужно видеть и слышать людей. Потому что именно они будут в нем находиться. 

Мне жаль, что пока Екатеринбург, который я считаю столицей Урала, промышленным сердцем России, выглядит нестолично.

Сергей Капков

То, что сразу бросается в глаза, — это большое количество визуального мусора. Это уродливые вывески, написанная разными по высоте буквами реклама. Выглядит это все аляповато.

— Почему в городах-миллионниках, таких как Екатеринбург, до сих пор не удалось решить эту проблему?

— Это слабость тех, кто за это отвечает. В большом городе должен быть главный архитектор и главный художник, которые определяют, в какие цвета красить дома и какого размера вывески на них должны висеть. Вплоть до того, какого размера будут летние веранды и какого цвета зонтики там будут стоять. Раньше было много зонтиков с символикой «Мальборо», теперь — «Кока-Колы» или «Пепси-колы». Почему бы не взять просто бежевую ткань? Тогда взгляд местных жителей будет радоваться. Это вопрос стиля, но проблема в том, что на стиль всем наплевать. А за стиль отвечает Главархитектура. При этом также есть административно-техническая инспекция, которая может ходить и выдавать штрафы.

Для того чтобы решить проблему дикой наружной рекламы в Екатеринбурге, чиновники должны действовать жестче, — считает Сергей Капков 

Для того чтобы решить проблему дикой наружной рекламы в Екатеринбурге, чиновники должны действовать жестче, — считает Сергей Капков 

— Штрафы выписывают, но ничего не меняется.

— Значит, бюджет города пополняется доходами от этих штрафов. Я могу сказать, как все происходило бы в большом зарубежном городе. Собственнику здания принесут уведомление, что его фасад плохой. Если он ничего не будет делать, его оштрафуют один раз, потом второй, а на третий раз город сам придет и отремонтирует фасад. Потом собственнику придет счет с наценкой, которая будет на 10% выше рынка. Если собственник не будет платить по счету, город его засудит. То есть то, о чем мы говорим, — это, по сути, просто вопрос большой системной работы.

— Как Москве удалось решить проблему дикой наружной рекламы? 

— С помощью жесткой административно-технической инспекции, которая всех штрафовала, в то же время произошло усиление статуса Мосархитектуры, появились главный художник и архитектор города. Были созданы единые стандарты и поставлена цель — привести к этим стандартам все летние веранды, дома, парки и так далее. Потому что Москва не стесняется сказать: «Мы — столица русского мира, мы создаем смыслы».

— То есть дело не только в слабых чиновниках, но и в том, что Екатеринбург не чувствует себя столицей?

— Урал точно так же производит смыслы, поэтому и относиться к себе нужно соответствующим образом. У вас ведь не только тысячи промышленных предприятий, но и люди, которые на этих предприятиях работают. У них есть идеи, они могут все это развивать и двигать. У вас, между прочим, больше всего в России зданий конструктивизма. Нужно иметь к ним особое уважение. Я говорю даже не о реставрации, а о том, чтобы хотя бы красиво подсветить их в темное время суток, подремонтировать фасады. Это ведь огромное конкурентное преимущество для города! Из Москвы в Екатеринбург каждый день летают 22 рейса. Сегодня, когда я спускался на завтрак в гостинице «Хаятт», мне негде было сесть — все столы были заняты. И это были не местные жители, а туристы, которые прилетели со своими детьми, потому что Екатеринбург — это интересный город. Вам может казаться по-другому, но это и есть настоящая Россия.

Власти Екатеринбурга начали проектировать вторую ветку метро 

Власти Екатеринбурга начали проектировать вторую ветку метро 

— Во время выступления в Ельцин-центре вы затронули больную для многих жителей тему, сказав, что в Екатеринбурге метро не нужно. Почему города-миллионники должны отказаться от подземки?

— Я считаю, что любому городу-миллионнику, прежде чем рассматривать вариант развития метро, нужно хорошенько приглядеться к варианту развития электротранспорта, а именно нового, современного городского трамвая. Во многих странах он уже заменил подземку. Причем там его так и называют — «надземное метро». Это и дешевле, и лучше, и быстрее. Поэтому я думаю, что пойти по этому пути для городских властей будет не только проще, но и мудрее. Не секрет, что подземное пространство съедает много денег, что оно требует применения дорогих технологий. Во всем мире все крупные города уже отказываются от метро и идут по пути развития скоростного трамвая. И Москва в их числе. 

— Почему до сих пор ни в одном крупном городе в регионах не получилось создать систему наземного метро?

— Денег нет. Если на метро ты еще можешь выбить средства, то на скоростной трамвай — уже нет.

На развитие метрополитена в Екатеринбурге нужно 90 млрд рублей 

На развитие метрополитена в Екатеринбурге нужно 90 млрд рублей 

— В Екатеринбурге, как и в Москве, есть одна большая вечная проблема — пробки. Как ее решить?

— Нужна интеллектуальная, основанная на современных технологиях и сервисах, система управления городским трафиком: общественным транспортом, светофорами и т. д. Это нужно любому мегаполису. В центре Москвы всегда пробка, потому что в пределах третьего транспортного кольца живут 800 тысяч человек. В то же время на работу туда приезжают два миллиона человек, потому что там расположена вся инфраструктура. Вокзалы тоже находятся в центре города, а на них прибывают по девять миллионов человек. Нам нужно выносить места применения труда из центра города — в том числе офисы. Ну не должно столько человек работать в центре! Вот у вас там стоит «Высоцкий», в котором, предположим, тысяча рабочих мест. Как туда люди добираются? На метро? На машинах? Где они там паркуются? Места-то там нет, и никакими платными парковками вы эту проблему не решите. Город не стоит на месте, он развивается, и в любой момент любое здание может быть признано архитектурной ошибкой. 

Собственник не должен говорить: вот, я построил здание, а вы теперь любуйтесь! Как люди будут им пользоваться? Как до него добраться? Об этом подумал?

Сергей Капков

— Вы были когда-нибудь в Парке культуры и отдыха им. Маяковского?

— Нет, но я слышал о нем много плохого.

— Вам удалось реанимировать Парк им. Горького. Что сделать, чтобы местные жители захотели пойти в екатеринбургский ЦПКиО?

— 800 миллионов рублей — и екатеринбургский парк будет лучше, чем Парк Горького. Когда я называю такую гигантскую сумму, я не имею в виду, что потратить ее нужно будет сразу. Конечно, нет, эти средства не за один год расходуются. Хотя в вашем случае даже за 300 миллионов можно сделать уникальный парк, потому что стройка в Екатеринбурге гораздо дешевле, чем в Москве. 

Половина Москвы построена на уральском граните, который находится у вас прямо под боком. На Урале уникальные запасы камня — бери и делай. Когда мы говорим, что площадь парка — 100 гектаров, мы не имеем в виду, что все 100 гектаров нуждаются в благоустройстве. Это ведь не пустырь на Марсе. Огромная часть работы касается озеленения. То есть парк нужно просто наполнять.

На то, чтобы реконструировать парк им. Маяковского, в регионе должна появиться специальная программа развития парков и интерес властей к этому проекту

На то, чтобы реконструировать парк им. Маяковского, в регионе должна появиться специальная программа развития парков и интерес властей к этому проекту

Когда я начинал [работы в Парке им. Горького], на 105 парков было выделено 8 млрд рублей. Но Парк Горького сейчас сам зарабатывает 2 млрд рублей, только продавая мороженое и воду. Он живет за счет аудитории, которая туда ходит. Это только кажется, что пришел Капков, взмахнул волшебной палочкой, что-то сказал — и все сразу взлетело. На самом деле Капков пришел, всех выслушал, потом мы сделали проект и получили 22 миллиона посетителей в год. До меня туда ходили 4 миллиона человек.

Почему с парком Маяковского не так? Потому что в большинстве городов управление архитектуры — это филиал крупных девелоперских компаний. Им наплевать на общественные пространства. Их вопрос — это строительство зданий, согласование высотности и так далее. Общественными пространствами никто не занимается. 

Департамент благоустройства есть только в Москве, Московской области и Татарстане. То есть там есть министры благоустройства, которые получают за то, что условный парк Маяковского не отремонтировали, что где-то в городе свален в кучу мусор, что есть необлагороженные пустыри, по которым людям ходить страшно. Благоустройство — это же просто обычная работа.

— Если нет денег на парки?

— У Москвы на самом деле тоже нет денег на парки, зато есть программа, рассчитанная на несколько лет. Дальше ты нанимаешь архитекторов, придумываешь проект и последовательно его реализуешь. Просто в Екатеринбурге нет такой программы, а самого парка Маяковского нет в приоритете власти. Но я думаю, что такая программа когда-нибудь обязательно появится и в Свердловской области.

По мнению Сергея Капкова, даже за небольшие по столичным меркам деньги в Екатеринбурге можно создать уникальный парк

По мнению Сергея Капкова, даже за небольшие по столичным меркам деньги в Екатеринбурге можно создать уникальный парк

— Какие люди должны управлять парком? Ведь даже если деньги будут, их можно пустить на что-то не то…

— Конечно, без людей ничего не бывает. Руководитель должен советоваться, обсуждать проект на общественных слушаниях и только потом начинать работать. Сначала нужно опросить людей, которые живут вокруг парка, потому что зачастую они воспринимают его как свою придворовую территорию. Нужно опросить разные социальные группы. Это не только «школьники — пенсионеры — работающая молодежь», как любят делать чиновники. Спросите, что нужно собачникам, бегунам, инвалидам, мамам с детьми. Скорее всего, между ними будет много пересечений, потому что хорошая дорожка нужна и маме, чтобы катить коляску с ребенком, и инвалиду-колясочнику. Так и получится программа развития.

— Вы слышали историю о том, как в сквере напротив Театра драмы хотели построить храм. В чем, на ваш взгляд, заключалась главная ошибка властей, которая и привела к протестам?

— Я не знаю, была ли это ошибка городских властей или людей, желающих построить храм в сквере. Осчастливить людей, насаживая им что-то, даже самое хорошее, сверху вниз, невозможно. Сначала с ними нужно поговорить, обсудить то, что вы хотите сделать. Спросить — а хотят ли они этого? И только потом предлагать архитектурное решение. Это касается не только строительства храма. Даже если ты будешь создавать, переустраивать или благоустраивать парк, но не поговоришь перед этим с людьми, то ты можешь получить точно такой же обратный эффект. Ты даже можешь захотеть построить на месте сквера школу — и люди придут к тебе и скажут, что они против.

Любой город — это сообщество разных, и твоя задача — до всех донести смысл своих действий в области архитектуры или урбанистики.

Сергей Капков

В случае со сквером мы увидели, что жители единым фронтом вышли и сказали, что не хотят ничего строить на этом месте. Они же вышли не против храма, они говорили: оставьте наш парк. Значит, нужно им помочь, поговорить с людьми и подумать о том, как благоустроить этот парк. Услышать, что они хотят в этом парке видеть. Они же хотят иметь свою территорию, свое тактильное ощущение жизни.

Сергей Капков считает, что городские власти вместе с жителями Екатеринбурга должны сесть за стол переговоров и подумать, как благоустроить сквер у Театра драмы

Сергей Капков считает, что городские власти вместе с жителями Екатеринбурга должны сесть за стол переговоров и подумать, как благоустроить сквер у Театра драмы

— Как вдохнуть жизнь в площадь 1905 года, которая, по сути, уже давно превратилась в большую парковку для автомобилей?

— Для начала ее нужно перестать называть площадью 1905 года. Если это парковка, то так и говорите — парковка. То есть нужно менять логику дискуссии — как из парковки на бывшей площади 1905 года сделать общественное пространство, комфортное для жителей Екатеринбурга. Но для этого у местных властей должна быть миссия — вернуть этому месту статус центральной площади.

— Нужно ли сносить памятник Ленину в центре городов-миллионников?

— Я бы не стал сейчас это делать. Пока это вопрос времени. Должны смениться поколения. Города начнут терять памятники, когда они потеряют свой смысл. Сложно относиться к памятнику с уважением, если ты не понимаешь исторического значения той или иной личности. И если уж мы говорим о том, чтобы снести памятники Ленину, то давайте для начала похороним Ленина. Мы вроде как православная страна, мы за храмы, но при этом все признают, что на главной площади лежит мумия. Давайте тогда с Мавзолея и начнем.

Ранее мы публиковали интервью с политологом Екатериной Шульман о том, какие последствия для местных властей будет иметь протест в сквере у Театра драмы, можно ли считать проведенный в октябре опрос о месте строительства собора Святой Екатерины легитимным и каковы шансы бывшего мэра Екатеринбурга Евгения Ройзмана на выборах в Госдуму в 2021 году. И разговор с Владимиром Познером.  

оцените материал

  • ЛАЙК 7
  • СМЕХ 0
  • УДИВЛЕНИЕ 0
  • ГНЕВ 6
  • ПЕЧАЛЬ 0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Кактус
26 ноя 2019 в 09:24

В очередной раз оценку нам дает посторонний человек, который мельком глянул на город и по сути не углублялся в проблемы и потребности горожан.

Бла бла бла
26 ноя 2019 в 10:13

Обо всем и ни о чем, а то, что он постоянно сравнивает все с Москвой- это вообще ни о чем, зачем сравнивать несравнимое, если бы нам тоже выделялось столько денег, можно было бы ветку метро уже и до Челябинска протянуть.

26 ноя 2019 в 09:21

А то, что весь город заклеен объявлениями #куплю_продам_приворожу_научу# - глаз не режет?
Только появляется новый остановочный комплекс, новые опоры освещения - сразу обклеивается листочками, которые невозможно отмыть.
Стеклянное шумоограждение на новом участке Макаровского моста испоганили надписями.
Что ни построено - все загаживается за пару месяцев. На каждом объявлении есть телефоны, адреса - прекрасная возможность квартальным и полиции ( большая часть объявлений - набор в наркокурьеры и финансовые махинации). Есть ли управа на этот вандализм? Или кто-то имеет интерес в этом беспределе?