26 января воскресенье
СЕЙЧАС -6°С

Ведущие

«Я по жизни невезучий»: 6 реальных историй уральцев, которые чуть не распрощались с собственным бизнесом

Подробности уральской «Фэил найт» — в онлайн-репортаже из «Синара Центра»

9 858

Поделиться

В Екатеринбурге прошёл бизнес-форум «Фэил найт». Сотни предпринимателей собрались в «Синара Центре», чтобы поделиться друг с другом самыми курьёзными и не очень ошибками в бизнесе и рассказать, как выходили из запутанных ситуаций.

Подробности и живые истории от владельцев бизнеса — в нашем онлайн-репортаже.

Организаторы — Министерство инвестиций и развития Свердловской области и Свердловский областной фонд поддержки предпринимательства (СОФПП). 

Среди спикеров «Фэйл найт» создатель диджитал-компании Illuminarium 3000 Юрий Пелин, сооснователи ГК MOZGO (игра «Мозгобойня») и барбершопа Boy Cut, президенты клуба «Эквиум» Руслан Гилязов и Антон Писчиков, шеф-кондитер, основатель кондитерской и школы кондитеров «Кондитория» Сергей Третьяков, владелица сети клиник лазерной косметологии «Линлайн» Юлия Франгулова, создатель службы доставки и магазина фермерских продуктов «Фирма-Ферма» и завода посуды ELK Роман Ташкинов, создатель проектов «Экотакси», «Вещеворот» и ReBoard Дмитрий Закарлюкин.

Евгения Сапогова

Цель нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» — увеличение численности занятых к 2024 году в сфере малого и среднего предпринимательства (МСП) до 25 млн человек.

Для Свердловской области поставлена задача к 2024 году увеличить численность занятых с 640 до 800 тысяч человек, чтобы каждый третий житель экономически активного возраста работал на предприятиях малого и среднего бизнеса.

На реализацию национального проекта по развитию МСП в 2019 году направлено около 3,5 млрд рублей.

— Свердловская область стала лидером по объемам привлеченного федерального финансирования от Минэкономразвития РФ на реализацию нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Мы смогли привлечь 1,3 млрд рублей, — отметили в СОФПП. — Областной бюджет — 110 млн рублей. Внебюджетные источники (средства Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства, сформированные за предыдущие годы: фонд РГО (без учета капитализации 2019 года), фонд микрофинансирования (без учета капитализации 2019 года) и фонд льготного инвестиционного кредитования) — 2,1 млрд рублей. Всё это позволило привлечь к мероприятиям свыше 20 000 свердловчан, в том числе 6,2 тысячи действующих предпринимателей.

Евгения Сапогова

Между тем гости уже собираются в «Синара Центре». 

Кстати, стрим с открытия «Фэйл найт» можно смотреть в группах портала Е1.RU во «ВКонтакте» и Instagram.  

Евгения Сапогова

Гости собрались, чтобы услышать истории о факапах в бизнесе, рассказать о своих неудачах и о том, как они нашли выход. 

Юлия (она работает в индустрии красоты) пришла на форум, чтобы слушать бизнесменов и учиться на чужих ошибках, а не на своих.

Евгения Сапогова

В «Синара Центре» уже по-новогоднему красиво: на входе посетителей встречают снеговики, везде развешаны гирлянды. Настоящее ощущение праздника!

Евгения Сапогова

Гости пьют игристое и наслаждаются интерактивной зоной. 

В частности, их встречает электронный предсказатель. Подносишь ладонь, а он выдает прогноз на будущий год.

Евгения Сапогова

Еще один гость вечера — Виталий, работает в маркетинге.

— Я пришел узнать, как выходить из фейловых ситуаций. В моей работе случались такие. Самое сложное, когда не удалось запустить товар на рынок или запущенный товар не оправдал ожиданий.

Евгения Сапогова

Итак, форум стартовал. Свет погас, все кричат, будто на концерте. 

Ведущий Александр Тарасов приветствует гостей, объясняет, что их ждет, представляет организаторов форума. 

— Впереди каждого фэйлового тоннеля есть свет, — улыбается он.

Кстати, проведение подобных публичных мероприятий является частью регионального проекта «Популяризация предпринимательства». Он реализуется в рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Работа заключается в проведении широкомасштабной информационной кампании, направленной на повышение престижа предпринимательства, создание положительного образа предпринимателя. Вход на такие форумы свободный, они открыты для всех интересующихся сферой предпринимательства и собственного развития, мы хотим, чтобы как можно больше свердловчан воспользовались этой возможностью.

Евгения Сапогова

Разговор построен непринужденно. Ведущий просит радоваться, танцевать, поднимает настроение и расслабляет. В зале пробегает волна из рук. 

Евгения Сапогова

С приветственным словом выступает Анна Вяткина, руководитель департамента продвижения и продаж Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства. 

— Когда мой сын пошел в школу, я обещала ему шоколадный торт за первую двойку. Он спросил почему. Я ответила: «Потому что на ошибках учатся». Мы хотим, чтобы вы не боялись ошибаться, ошибки просто неизбежны, всё предугадать невозможно. 

Евгения Сапогова

Отметим, что на форуме презентована книга «STORIES: первая книга историй уральского бизнеса».

Это сборник историй успеха уральских предпринимателей. Они рассказывают, как начинали бизнес, не сломались в кризисы, выходили в другие страны и развивали свою собственную. Все истории так или иначе связаны со Свердловским областным фондом поддержки предпринимательства. В фонде считают, что предприниматели — это герои, достойные книг, ведь история каждого неповторима и увлекательна. И именно эти люди пишут историю. 

Издание этой книги стало возможно благодаря нацпроекту «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» Минэкономразвития РФ и поддержке Министерства инвестиций и развития Свердловской области.

Евгения Сапогова

Первый спикер — Сергей Третьяков, основатель и владелец кондитерской «Кондитория», международный консультант в области построения кондитерского производства и управления. Тема его доклада: «Типы предпринимателей, или Почему умирают стартапы». 

— Как только вы выходите в собственный бизнес, вокруг появляется уйма советчиков, — начинает кондитер. — У бизнесмена есть «одиночество лидера». В своем бизнесе много советчиков, но реально помочь некому.

Евгения Сапогова

— Самый главный вопрос тех, кто хочет шагнуть в бизнес, — на какие деньги вы будете его открывать, — продолжает Сергей. — Свои не нужны, у вас же есть фонд поддержки. Например, чтобы открыть ресторан, нужно примерно 10 миллионов. Многие сомневаются, что банки или фонд помогут. Люди приходят с бизнес-планом, а там написаны расходы. Да, деньги вам дадут, но мало. И я брал, это мой первый провал. Долго отдавал и проклинал всё на свете, потому что нужно больше денег — для оборота.

— Вы просите эти деньги у банка, а банк спрашивает: «Вы кто?». Ваша ошибка в том, что у вас отсутствует кредитная история. Начните брать и отдавать. А все приходят с затратами без возможностей развития. Банк не даёт деньги на расходы.

Евгения Сапогова

— Банк не даёт деньги на расходы, банк даёт деньги под залог. Ему интересны возможности вашего будущего бизнеса, — продолжает кондитер. — Мы взяли пять миллионов на переезд кондитерской. А наша выручка не выросла. А пять миллионов рублей в расходах уже есть. А в залоге машина и квартира... Думали, что вырастем в выручке. 

Сергей спрашивает у зала, кто сколько хотел бы зарабатывать. «Миллион в месяц!» — кричат ему. Все смеются. 

— Среди вас 80% созидателей. Вы горите идеей, вам важно, что вы несёте в этот мир. Без созидателей не двигается мировой прогресс. Из зала про деньги мне ответили процентов 5–7, про заработок, и эти люди — коммерсанты. Им по барабану, что продавать: сегодня металлопрокат, завтра двери, послезавтра открывают кондитерскую. Но качество услуг будет выше у созидателей. За идею они будут топить до бесконечности. Они перфекционисты. 

Евгения Сапогова

Сергей выделяет еще один заметный тип предпринимателей — схематозники.

— Представители не самые позитивные, но очень яркие. Они строят бизнес на схемах, и это не всегда плохо. Очень много схематозников среди бизнес-юристов. 

А еще, оказывается, есть коммерсы. 

— У них нет совести — могут запросто передумать перед самой сделкой. Для них нет морали, чести, справедливости, важны только деньги. Если у вас есть деньги, вы коммерсу друг. Когда они заканчиваются, коммерсы пропадают с горизонта... Они гонятся за деньгами, как спортсмены — за рекордами. Это азарт. Бизнес и деньги не про друзей. 

Евгения Сапогова

— Если вы не понимаете, кто вы есть, вас ждёт разочарование и крах в бизнесе. 

Совет: если вы созидатель, найдите в команду себе коммерса, чтобы он продавал то, что вы придумали.

И помните: не достигает успеха тот, кто ни хрена не делает, — подводит итог кондитер. 

Евгения Сапогова

На сцене следующий гость — Роман Ташкинов, создатель службы доставки и магазина фермерских продуктов «Фирма-Ферма», завода посуды ELK.

— У нас менталитет в стране — не принято рассказывать про неудачи. Все подумают: неудачник. А про это надо рассказывать, — начинает бизнесмен. — Большую часть своей жизни я занимался общественным питанием. Это семейный бизнес. Были удачные и неудачные проекты. Самый известный — ресторан «Жадина Говядина».

Евгения Сапогова

— Сейчас у меня два проекта, на которых я много потерял и заёмных, и своих средств, и средств учредителей, — продолжает ресторатор. — Так, я открыл завод, потому что нет интересной посуды для ресторанной сферы. У меня было понимание, как развивать. Но главный фэйл — лезть, когда не знаете (я думал, что знаю).

— Рестораны проще открывать, это большой рынок, а с керамикой когда столкнулся, думал, тоже найду нужную команду. В итоге понял, что это кошмар, это сфера, которая была в Советском Союзе, но сейчас умерла. Нет технологий, специалистов...

Евгения Сапогова

В итоге бизнес с посудой Ташкинов начал в 2017 году, на окупаемость вышел только через полгода. 

— Даже думал продать: вдруг дурачок найдется, — говорит предприниматель. — Но сейчас нормально работаем. Наша посуда востребована по всей России, в известных заведениях. 

Второй бизнес Романа тоже интересный — магазин фермерских продуктов «Фирма-Ферма».

— Здесь я всё понимал — от и до. Но не была сформирована концепция. Думал: начнем, а потом скорректируем. Как раз пришли санкции, интерес к местным продуктам вырос. Решил оптимизировать затраты, запустили доставку, поторопились... Стали совершать необдуманные действия, например, открыли магазин в «Тихвине». Плохая площадка, понимал, что не надо. В итоге только в прошлом месяце вышли в ноль хотя бы, и это через полгода старта. Потеряли достаточно большую сумму денег за это время. Видимо, сейчас придется что-то закрывать.  

Евгения Сапогова

Третий спикер — Дмитрий Закарлюкин, создатель проектов «Экотакси», «Вещеворот», ReBoard. По версии «Русского репортёра», один из 75 самых уважаемых людей страны. Он расскажет про свой опыт социального предпринимательства. 

— Самый большой фэйл — у меня ничего не получается с первого раза. Всего приходится добиваться потом и кровью. Я невезучий. Но это научило меня не сдаваться. Я был созидателем сначала, носился с идеей, а потом сталкивался с реальностью в виде коммерсов. 

Евгения Сапогова

Дмитрий признается, что в России быть предпринимателем сложно, а социальным — тем более. 

— Я пришел в бизнес с планами, но ко мне пришла команда волонтеров. Они на полчаса опоздали, потом полчаса обнимались, потом полчаса ссорились и разошлись. По делу я ничего не услышал. Я сказал, что первое, что мы сделаем, — это начнем приходить вовремя. И волонтеры больше не приходили, — вспоминает спикер. 

Евгения Сапогова

Сервис «Экотакси» родился в Челябинске. Это был некий эксперимент. 

— Для меня это был промежуточный проект. Я хотел проверить, как зайдет идея. В команде было 20 человек, мы собирали мусор, отвозили на переработку. За месяц команда выросла до 200 человек. А потом — и до 2000. 

— И это была моя большая ошибка — считать, что на бесплатных отходах я могу заработать. Потом мы ввели оплату как за обычное такси, и люди перестали заказывать экотакси. 

— Потом мы решили что-нибудь сделать с батарейками. Сдавать на завод по переработке электроники. Собрали первый объем и привезли туда. Завод переработал их, все активисты везде стали собирать батарейки в огромном количестве, и нам выставили счёт за переработку...

Вписываясь в отрасль, мы не подумали, как она будет работать.

Евгения Сапогова

— Решили разделять мусор регулярно. Установили контейнеры для пластика. Через день два спёрли. Через два месяца сменился министр экологии. А потом появились нелегальные сортировщики, которые себе забирали всё из контейнеров.

Если нет системного подхода, то рано или поздно всё рухнет. Нелегальные сортировщики портили нам бизнес, хотя сохраняли экологию. 

Совет: приглашайте решать проблемы только профессионалов!

Дмитрий Закарлюкин закончил выступление. 

Объявили 15-минутный перерыв. 

Евгения Сапогова

Василий, гость форума, занимается регистрацией фирм.

— Мне очень нравится формат мероприятия: 2 в 1. Это одновременно тусовка и бизнес-форум. Уже почерпнул для себя несколько идей. Но обычно стараюсь не зацикливаться на неудачах, быстро решаю проблемы и забываю о них.

Евгения Сапогова

Перерыв закончен, и на сцене следующий спикер — Юлия Франгулова, владелица сети клиник лазерной косметологии «Линлайн».

— В этом году моей компании 20 лет. На сегодняшний день она является лидером на рынке. За эти годы нам приходилось, например, отзывать лицензию из-за изменений в законодательстве. Фэйл? Да. Могла ли я на это повлиять? Нет, — рассказывает Юлия. 

— 2010 год, у нас 24 клиники, открываем новую каждые три месяца. Решили идти за рубеж. Но столкнулись со множеством проблем. То, что Париж — столица красоты, — миф. Там работают специалисты низкого уровня. Наши врачи эстетической медицины на голову выше! Я подумала: «Привезём врачей и будем работать». Оказалось, что на их аккредитацию уйдет минимум восемь лет. Пришлось работать с тем, что есть. Проработали так пять лет, потратили много денег. Но маржа была максимум пять процентов. Тогда решили переформатировать бизнес — стали кабинетами. В Европе врачи не работают по найму, только арендуют площадку. Надо было сразу так делать.

Совет: нельзя идти на рынок, не изучив принципы работы на нем, за границей нужно знать кросскультурные особенности.

Евгения Сапогова

— В Дубае мы съезжали с площадки весной, а оплатить аренду нужно было до конца года. Иначе задержали бы на границе. Такая бизнес-традиция, хотя в договоре это не написано, — вспоминает Юлия. 

В зале смеются и аплодируют. 

— В России тоже есть свои проблемы. Мы вроде как успешно развивались, но любое масштабирование бизнеса предусматривает технократию и бюрократию, — заключает Юлия. 

— Самые большие ошибки — ошибки с партнёрами. Мы не франчайзинг. Потому что здоровье клиента — это ответственность. Несовпадение по ценностям — это тоже ключевая вещь. Она касается как партнёров, так и сотрудников. Даже если у вас есть четкий бюджет, всегда найдется коварная статья «прочие расходы». Маленькие расходы могут генерить большие потери.

Евгения Сапогова

Один из спикеров рассказывает свою историю удаленно — это легенда ивент-бизнеса, создатель диджитал-компании ILLUMINARIUM 3000 Юрий Пелин.

— Мы медиахудожники, делаем новый продукт, оживляем с помощью проекции архитектурные формы. Я не буду говорить про фэйлы. Потому что так их не называю. Советую вам не говорить такие слова, потому что мысли материальны.

— Любой провал — это не провал, а возможность лучше относиться к своей деятельности. Если ошиблись — значит, к чему-то невнимательно отнеслись.

Евгения Сапогова

Юрий считает себя человеком будущего. А такой человек должен владеть несколькими специальностями. 

— Мне пришлось быть журналистом, философом, психологом, политологом... Будущее за междисциплинарными специалистами. Что нужно делать специалисту будущего? Работать на стыке технологий. Знать иностранные языки. Мыслить креативно. Будущее за концепциями. Уметь работать удаленно. И работать в команде. 

Совет: ищите свою команду, одному не потащить.

Евгения Сапогова

Несколько лайфхаков от Юрия Пелина: 

  • хорошо организовывать свое время;
  • рано вставать; 
  • не засиживаться в барах и соцсетях;
  • не откладывать всё на последний день;
  • не паниковать. 
Евгения Сапогова

На сцене Руслан Гилязов и Антон Писчиков, сооснователи ГК MOZGO (игра «Мозгобойня») и барбершопа Boy Cut, президенты клуба «Эквиум».

Антон Писчиков

Антон Писчиков

— Мы не знали, о чем говорить, у нас нет фэйлов, потом поняли, что есть, но мы воспринимаем их как задачи, — начал Антон. — Мы с Русланом начали бизнес с барбершопа. Поехали в Москву учиться у основателей Boy Cut. Воодушевились, прилетели домой и проработали франшизу с тремя прогнозами: оптимистичным, реалистичным и пессимистичным. Потом стали думать, где взять денег. Потенциальный инвестор был только один. Нашим условием была его небольшая доля бизнеса за существенные инвестиции, он согласился. Ему понравились наши горящие глаза.

Инвестор потребовал вернуть средства. Парни попросили отсрочку в шесть месяцев. 

Евгения Сапогова

Договор аренды партнеры заключили в ноябре 2014 года, ремонт планировали в январе.

— Нас сильно вышибло изменение курса. Улетело 30% от бюджета открытия. Подорожало всё, — продолжает Антон. — Мы отказались от части бытовых затрат. От бюджета на маркетинг (но не самого маркетинга). Иногда сами встаём за стойку барбершопа. Однажды я работал целый день без парикмахеров. 

Евгения Сапогова

Новое окружение ждало новые возможности, потому что мы открыли бизнес и казались экспертами в сфере бизнеса, — подхватывает Руслан Гилязов. — В барбершопе хорошо всё, прибыль с первого месяца... Но пришло время факапа: платы по счетам. Мы надеялись на прибыль, которой никогда не было ни у одного барбершопа. Мы четко понимали, что должны внести инвестору первые платежи. Нам нужны были новые партнёры, иначе мы бы потеряли бизнес...

— Нужно было найти новых партнёров, близких по ценностям и амбициям, но готовых зарабатывать только на прибыли. Мы стали искать людей, воодушевленных нашим проектом. Так в нашей команде появились Николай Тисенко и Александр Лежнин. Они выкупили долю первого инвестора и принесли экспертность. С ними мы запустили ещё один Boy Cut и «Мозгобойню». Прошлый опыт научил нас подключать партнеров. И успешно развиваться.

Евгения Сапогова

На этом официальная часть форума «Фэйл найт» завершена. Но гости не торопятся расходиться, ведь их ждет сюрприз — выступление группы Pidzhakov Live.

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter