18 января суббота
СЕЙЧАС -2°С

«Камеры мне не помешают»: екатеринбургский учитель — о нагрузке, зарплате и щекотливых темах

Учитель биологии Айткали Каминов стал лучшим молодым педагогом года

Поделиться

Учитель биологии с любимым пособием — скелетом по имени то ли Федя, то ли Костя (каждый класс дает ему свое имя)

Учитель биологии с любимым пособием — скелетом по имени то ли Федя, то ли Костя (каждый класс дает ему свое имя)

Учителя биологии из 108-й гимназии Айткали Каминова признали лучшим молодым педагогом в Екатеринбурге, он стал победителем городского конкурса в 2019-м году. Мы побывали в кабинете биологии у Айткали Айбасовича и расспросили о том, почему он выбрал такую профессию, разрешает ли детям гуглить ответы в телефоне и как теперь рассказывают про пестики и тычинки.

— Вот признайтесь, дети быстро запоминают ваше имя — попробуй-ка выговори — Айткали Айбасович?

— Обычно хватает одного урока, хотя некоторые и потом немного с запинкой говорят, но потом привыкают. Дедушка с бабушкой были из Казахстана. Я сам из Тюменской области, учился в педагогическом институте, переехал в Екатеринбург учиться в магистратуре в УрФУ, был руководителем экологической лаборатории. Когда я пришел в школу, у меня был опыт преподавания в университете, но это совсем другое, конечно, приходилось адаптироваться к школьным реалиям. Просто увидел вакансию, решил попробовать, затянуло, понравилось. Это избитая фраза, но сложно сказать по-другому, что в этом так привлекает — горящие глаза, искренний интерес, когда дети остаются после занятий, что-то спросить, узнать, начинается дискуссия, получается такой постоянный урок, который не имеет конца, просто иногда ставится на паузу.

Кабинет биологии — самый первый из классных кабинетов — теперь украшен фотографиями преподавателя

Кабинет биологии — самый первый из классных кабинетов — теперь украшен фотографиями преподавателя

— К учителям-предметникам ребята приходят в пятом классе. Как вы оцениваете их уровень знаний? Многие говорят, что нынешняя «окружайка» — совсем не то, что было наше «природоведение»…

— Я бы не сказал, что какая-то критическая ситуация с уровнем знаний. Ошибочные представления у детей есть, но примерно такие же, какие были всегда. Например, некоторые не верят, что клубни — это видоизмененные побеги, а вовсе не часть корня.

— Вообще сложный это предмет — биология?

— Обычно с таким вопросом обращаются вот в каком плане — выбирать биологию в качестве экзамена или нет. Я обычно отвечаю: вы же учили предмет несколько лет, должны понимать, насколько он сложный для вас. Если учить, то не сложно, а с экзаменами учитель поможет. Традиционно в нашей гимназии биология входит в топ-3 популярных предметов для ЕГЭ, которые выбирают дети. И это тот предмет, который понадобится тем, кто хочет дальше учиться, например, на врача. Некоторые, выбирая биологию, аргументируют это тем, что с биологией связаны перспективные профессии будущего. Некоторым просто нравится. Некоторые идут за компанию с одноклассниками. Определенную сложность представляют ситуации, когда ученик не предупреждает о своем выборе, и я узнаю всего за полгода до экзамена, что он решил биологию сдавать…

— А что такого? В сущности, дети сдают то, что учат в школе. Зачем вообще эта длительная подготовка, чтобы отчитаться о знаниях, которые просто дают на уроках?

— Теоретически так и есть, но нельзя упускать из виду, что есть чисто физиологические ограничения, свойства нашей памяти. Что-то из того, что проходили раньше, мы помним, что-то забывается, надо актуализировать. Это как с иностранным языком. Можно сдать экзамен и получить определенный уровень, но если не практиковаться, то этот уровень сам по себе не сохранится. Тем более — дети, у них организм формируется, много увлечений. Поэтому учителя помогают.

— Обычно людей делят на технарей и гуманитариев, а естественные науки как-то наособицу. Есть дети, у которые есть склонности именно к биологии, например?

— Да, есть ребята, которые проявляют интерес, это просто ребята, которые когда-то чем-то заинтересовались и этот интерес сохраняется. Есть разные теории в психологии на этот счет. Кто-то считает, что ученик — чистая доска, мы можем сделать его каким угодно. По теории Фрейда, все идет из детства. Последние исследования, которые я читал, говорят о том, что характер, предпочтения, особенности, задатки — определяются генетикой. И только 30 процентов — среда, воспитание, учителя в том числе. Поэтому вопрос, я считаю, открытый.

В гимназии, где преподает Айткали Каминов, биология входит в топ-3 предметов, которые выбирают для ЕГЭ

В гимназии, где преподает Айткали Каминов, биология входит в топ-3 предметов, которые выбирают для ЕГЭ

— А роль педагога в этом процессе какая? Ведь многое зависит от того, что в какой-то момент ребенку попался талантливый учитель, который смог заинтересовать предметом, о котором раньше ученик, может, и не задумывался.

— Я согласен, что так иногда бывает. Что если ученик хорошо понимает учителя на интеллектуальном, эмоциональном уровне, сотрудничество будет эффективное. Ну и есть ситуации, когда ученик, имея четкую позицию, взгляд на будущее, понимает, что предмет ему важен, то вне зависимости от того, кто его учитель в школе, он найдет способ удовлетворить своей интерес, например, через репетитора. Да, личность учителя важна для формирования интереса к предмету, но сводить все только к этому нельзя.

— Есть мнение, что природная любознательность, тяга к самостоятельным исследованиям у детей убивается тем, что все, что угодно, можно нагуглить — найти любую информацию, ответить и забыть. Вы замечаете это?

— Даже сам процесс поиска информации в интернете — это тоже исследование. Когда ребенок набирает что-то в поисковике и выбирает самый интересный ответ, он использует анализ, синтез, дедукцию и так далее. И есть практический уровень исследования — это когда уже нужен, к примеру, микроскоп. На уровне теории исследуют все. А если хочется изучить вопрос поглубже, для этого есть проектная деятельность. Кстати, за победы в конкурсе проектных работ можно получить сертификат на дополнительные баллы к ЕГЭ.

За победы в конкурсах проектных работ можно получить дополнительные баллы к ЕГЭ

За победы в конкурсах проектных работ можно получить дополнительные баллы к ЕГЭ

— Мужчина в школе, тем более молодой педагог — обычно редкость. У вас тоже так?

— Если смотреть на нашу гимназию, то у нас приличная доля мужчин и молодых педагогов в целом. То, что я учитель, мужчина, молодой — это не вызывает никакого удивления. Хотя я был в таких школах, где ощутимый перекос в плане гендера.

— Обычно чем объясняют такой перекос — маленькими зарплатами.

— Думаю, мало таких областей деятельности, где людей полностью удовлетворяет их уровень зарплаты. Даже депутаты Госдумы иногда жалуются на свои зарплаты. Профессия педагога — такая же как все остальные, есть свои дефициты, временные, ну и конечно, материальные. Но важен показатель удовлетворенности работой.

— Вы упомянули про дефицит времени, многие ваши коллеги говорят о том, что очень много формальностей, работы с документами, отчетами, не хватает времени на то, чтобы, собственно, учить. Как с этим справляетесь?

— Дефицит времени есть, конечно, такой работы много, но вопрос только в расставлении приоритетов, составлении плана, следовании этому плану. Нужно развивать способности к самоорганизации, самоконтролю. Однажды мы с моим университетским преподавателем обсуждали: преподавание — это менеджмент? И пришли к интересному выводу, что управление образовательным процессом — это высший пилотаж. Ведь очень сложно синхронизировать мыслительные процесс каждого ученика в классе, достигать эффективности. Чистый тайм-менеджмент.

Молодой педагог уверен, что справляться с нагрузкой учителя помогает тайм-менеджмент

Молодой педагог уверен, что справляться с нагрузкой учителя помогает тайм-менеджмент

— Скажите, вот дети же в смартфонах сидят, это мешает? Как заставить учеников вообще смотреть на учителя, включаться в работу?

— У всех педагогов свои методы, где-то личная харизма работает, где-то просто методики. Это конкуренция учителя с различными дистракторами, которые отнимают внимание ученика. У меня довольно либеральное отношение к телефонам, я их не забираю, но могу попросить убрать, если они играют во время занятия, да еще отвлекают других, лишая их возможности получить что-то от урока.

— Многие говорят про клиповое мышление, присущее подросткам. Это мешает им воспринимать знания?

— Это не всегда плохо, можно даже использовать это в преподавании — короткие видеоматериалы, например. Мое личное мнение: те моменты, которые популярны у подростков, надо брать на вооружение. Есть даже обучение, при помощи мемов — смешных картинок. Здесь не нужно противопоставлять себя, это воспринимают в штыки, нужна, наоборот, заинтересованность…

— Но тогда надо как-то следить за всем этим, разбираться в субкультуре, в сленге…

— А я иногда даже прошу мне какие-нибудь популярные молодежные слова объяснить. И когда они начинают объяснять, примеряют на себя роль эксперта, они более предрасположены к общению.

Иногда учитель намеренно ставит учеников в позицию экспертов

Иногда учитель намеренно ставит учеников в позицию экспертов

— Сегодня педагоги в школах часто говорят, что чувствуют себя под давлением. С одной стороны, лишнего слова не скажешь, потому что могут записать на диктофон, снять на камеру. С другой стороны, даже твои фотографии на личных страницах в соцсети могут стать поводом для травли, если какие-то родители сочтут их не подобающими. Вот как с таким справляться?

— Мне, наоборот, даже хотелось бы, чтобы в кабинете стояли видеокамеры, мне было бы так более комфортно. Я это только приветствую. Всегда разрешаю присутствовать на уроках учителям, директору или завучу, даже родителям говорю — приходите. Дети часто фотографируют или записывают видео каких-то моментов на уроках. Я это нормально воспринимаю. Страницы в соцсетях у меня тоже есть. Учитель — человек, все, что он делает, должно вписываться в рамки принятых правовых норм, остальные правила — внутри нас. Но с другой стороны — это своего рода социальный контракт между учителем и обществом, если ты учитель, то стоит думать — как к этому отнесутся в обществе, какой пример ты подаешь детям?

— Раз уж вы учитель биологии, не можем оставить без внимания тему пестиков и тычинок. Пока уроков полового воспитания нет, основные моменты про отношения полов дети, как и раньше, учат на уроках биологии. Скажите, дети сейчас продвинутые в этом вопросе? Или по-прежнему шушукаются и хихикают?

— Да, мы же полностью проходим все системы человеческого организма — от опорно-двигательной до высшей нервной деятельности, и мочеполовую систему, конечно, тоже. Тема щекотливая. Иногда во время таких уроков дети чувствуют неловкость, хотят, чтобы урок скорее закончился. Некоторые парни сначала хорохорятся, а потом смущаются. А некоторые воспринимают очень спокойно, особенно те ребята, которые готовятся сдавать биологию.

Тема про пестики и тычинки — одна из самых запоминающихся в курсе биологии, и это по-прежнему так

Тема про пестики и тычинки — одна из самых запоминающихся в курсе биологии, и это по-прежнему так

Почитайте интервью с екатеринбургским педагогом, которая выиграла городской конкурс на лучшего классного руководителя.

А вот колонка молодого педагога — он рассказывает, как нелегко справляться с огромной нагрузкой.

Здесь учительница из Краснотурьинска рассказывает свою историю — как ее до нервного срыва довели родители ее учеников.

оцените материал

  • ЛАЙК 17
  • СМЕХ 1
  • УДИВЛЕНИЕ 0
  • ГНЕВ 1
  • ПЕЧАЛЬ 1

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Гость
12 дек 2019 в 09:32

мне кажется, это очень харизматичный учитель )))) помню свою учительницу биологии - все щекотливые темы она с особым смаком рассказывала, глазки блестят, улыбается, смакует каждое слово....

евр /в прошлом известный риэлтор/
12 дек 2019 в 08:29

молодец учитель. всех благ!

12 дек 2019 в 15:55

Знаю Айткали, умный, инициативный и доброжелательный человек! Наверное и педагог такой же! Поздравляю с победой в конкурсе! )