18 января суббота
СЕЙЧАС -4°С

«Ушли в VR и умерли от истощения»: как уральские подростки придумывают сюжеты как в «Черном зеркале»

Репортаж из «Кванториума», где детей учат мечтать о большем, чем квартира и машина

Поделиться

Эти дети придумывают вещи, которые выглядят как предметы из будущего

Эти дети придумывают вещи, которые выглядят как предметы из будущего

В прошлом году в Екатеринбурге впервые заработали кванториумы — условно их можно сравнить с дворцами технического творчества, которые существовали в советское время. Самый крупный из них находится в Ельцин центре, и в нем семь квантов, или, переводя на более знакомый язык, кружков, в каждом из которых можно учиться три года. На днях здесь отметили первый день рождения. Педагоги кванториума проходят подготовку в «Сколково», а сама программа — федеральная. Для детей это бесплатно.

По словам начальника технопарка «Кванториум» в ЕЦ Марии Хмельницкой, желающих обычно больше, чем мест (сейчас занимается 900 человек), но никакого отбора нет, берут тех, кто успел вовремя записаться. Программа рассчитана на подростков 11–17 лет.

Промробоквантум — одно из самых популярных направлений: это напоминает что-то среднее между детской площадкой, где парни гоняют машинки, и серьёзным офисом IT-компании. Сделанные ребятами роботы гоняют по своим траекториям, а на почетном месте строит робот промышленного назначения.

Робоквантум — один из самых популярных, самое главное в робототехнике — железная логика

Робоквантум — один из самых популярных, самое главное в робототехнике — железная логика

— Сначала мы учимся собирать, потом программируем, потом запускаем, отрабатываем разные моменты, надо, чтобы робот не врезался, проезжал по определенному алгоритму, — рассказывает педагог квантума Альбина Макаревич.

По ее словам, чтобы заниматься робототехникой, не обязательно быть классическим технарем по складу ума, хотя мальчишек здесь занимается больше, чем девчонок. Главное — это логика, на ней все строится. Одним из своих самых крутых проектов здесь считают полностью роботизированный прототип велопарковки, которая позволяет брать и сдавать велосипеды у станций метро без участия какого-либо персонала. Вероятно, так и будет выглядеть наше будущее, когда эти дети подрастут.

Мальчишек здесь больше, но девчонки по уровню им не уступают

Мальчишек здесь больше, но девчонки по уровню им не уступают

Здесь вообще всё — про будущее.

Ребята, которые занимаются промышленным дизайном, моделируют фантастические ситуации на заданную тему — им нужно придумать конкретные вещи, чтобы решить проблемы вымышленных миров.

— Например, мир, в котором победила виртуальная реальность, и все торчат там, не могут оттуда выйти — даже для того, чтобы поесть, в итоге люди умирают от истощения, — описал смоделированную ситуацию Игорь Черепанов, который занимается с подростками промышленным дизайном. — Есть проблема, есть люди, которым требуется помощь, и есть решение — ученик придумал диспенсер еды, который нужно заряжать, к примеру, раз в месяц, и он человека питает.

Будущие промдизайнеры придумывают концептуальные гаджеты, которые будут спасать людей 

Будущие промдизайнеры придумывают концептуальные гаджеты, которые будут спасать людей 

Другая придумка — для планеты, где есть проблемы с экологией, и галактическое сообщество обязует ее с этим разобраться. Так появляются мусорные контейнеры, способные распознавать человека, и то, насколько он соблюдает правила раздельного сбора мусора, и в зависимости от этого начисляет ему штрафы или поощрения. Вполне достойно сюжета для эпизода сериала «Чёрное зеркало». А потом ребята решают, можно ли приспособить свои идеи для нашей сегодняшней жизни.

Прежде чем начать создавать новую вещь, дети очень надолго погружаются в изучение темы

Прежде чем начать создавать новую вещь, дети очень надолго погружаются в изучение темы

По словам Игоря Черепанова, очень часто знаний и навыков из школы ребятам не хватает, чтобы браться за такие работы, но постепенно появляется азарт. Многим приходится искать, узнавать, гуглить, прежде чем рождается идея. Теоретически, для того чтобы мыслить подобным образом, в школах есть проектная деятельность, но очень часто под проектами в школах подразумеваются простые рефераты, которые к тому же наполовину пишут родители.

Как будет выглядеть конечный продукт, вначале никто не представляет

Как будет выглядеть конечный продукт, вначале никто не представляет

— Воображение это не проблема, проблема в том, как его использовать, — считает педагог. — В обычной жизни полет фантазии не нужен. Но когда требуется создать что-то новое, то воображение начинает работать.

В космоквантуме занимаются не будущие космонавты, как можно было предположить. Павел Скрипченко, главный в этом квантуме, утверждает, что еще лет десять назад так было, можно было сказать, что дети бредят космосом и мечтают о нем. Но у нынешних подростков совсем другая парадигма — они рациональны, ставят себе вполне конкретные цели и готовы их добиваться.

Космосом теперь не бредят, как раньше, а к технологиям относятся скорее прагматично

Космосом теперь не бредят, как раньше, а к технологиям относятся скорее прагматично

Здесь ребята делают модели спутников и ракет, а еще изучают космические технологии для того, чтобы использовать их в нашей жизни.

— Например, есть технология дистанционного зондирования земли, поверхности, можно при помощи гиперспектральной съемки определить фазу вегетации растений, — объясняет Павел Скрипченко. — Ну, условно говоря, определить, созрело зерно на полях или не созрело. А мы с ребятами решили собрать ручной сканер, который позволит определять фазу вегетации растений, например, в супермаркете. Какой-нибудь банан или яблоко: созрели или нет, или уже испортились, покрыты парафином или нет. Понимаете, для космоса же очень много сделано, а мы хотим интегрировать эти технологии в нашу жизнь, потому что повседневный технологический уровень растет не так быстро.

Космоквантум

Космоквантум

Все свои проекты воплощают в стадию конкретных предметов ребята в хай-тек-цехе. Как говорит его руководитель Сергей Ивашов, здесь умеют разбудить в человеке инженера, который может не только придумать и нарисовать, но и сделать по своей задумке вещь, и эту вещь можно потрогать руками. Для этого тут есть все — от различных станков до 3D-принтеров.

В хайтек-цехе идеи ребят доводят до конечного продукта

В хайтек-цехе идеи ребят доводят до конечного продукта

Готовые изделия 

Готовые изделия 

Все это вместе вписывается в концепцию так называемой вытягивающей образовательной модели — когда детям ставятся более сложные цели, и тогда появляются новые идеи, интересные проекты.

— Они получают задачи от наших реальных партнеров, потому что иногда дети могут придумать то, на чем взрослый мозг застопорился, — говорит Мария Хмельницкая. — Самая главная наша задача, миссия — научить ребят ставить глобальные цели. А не только заработать на машину и квартиру, потому что этим же не ограничивается жизнь.

Занятия в кванториумах проходят дважды в неделю, в две смены, есть еще мероприятия, которые проходят по выходным. Запись открывается в июне. Продолжительность обучения — три года. Если не получилось попасть в один год, можно попробовать на следующий. Подробности о направлениях и о том, как подавать заявки, — здесь.

Почитайте наш обзор того, какие суммы екатеринбуржцы тратят на дополнительные занятия для детей.

А вот здесь — советы специалиста по профориентации о том, как помочь подростку выбрать свою профессию.

оцените материал

  • ЛАЙК 4
  • СМЕХ 1
  • УДИВЛЕНИЕ 1
  • ГНЕВ 0
  • ПЕЧАЛЬ 1

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Гость
17 дек 2019 в 10:34

Либерасты хорошему не научат

Гость
17 дек 2019 в 11:06

Я бы сам туда походил,для взрослых нет программ?

17 дек 2019 в 11:07

Лучше бы учили не мечтать, а делать. Если в этой всратой стране невозможно выжить без воровства, пусть учат воровать. Меня не научили, теперь почти бомж.