10 августа понедельник
СЕЙЧАС +14°С

«Учитель — не лузер»: Екатерина Сибирцева — о новых школах, зарплатах и записи в первые классы

Глава департамента образования подвела итоги года и ответила на самые главные вопросы родителей

Поделиться

Екатерина Сибирцева ответила на главные вопросы про образование в 2019 году

Екатерина Сибирцева ответила на главные вопросы про образование в 2019 году

Уходящий год стал довольно насыщенным для екатеринбургских школ и садиков. Строились и открывались одни, закрывались на ремонт другие, менялась система записи в первые классы. На самые главные вопросы о том, что случилось в уходящем году и что ждет нас в следующем, в прямом эфире на E1.RU ответила Екатерина Сибирцева, руководитель департамента образования Екатеринбурга.

— Наверное, нужно сказать о том, что в этом году мы заходим в масштабную стройку, — рассказала Екатерина Сибирцева. — Сдана школа № 1, и в стройке еще девять объектов. До конца 2019 года, уже на этой неделе, выйдут из ремонта еще две школы — 49-я и 81-я. Январь возьмем на переезд, и дети вернутся в свои родные школы. На подходе капремонт школы № 43. Открылся садик в Академическом, несколько садиков вышло из капремонта. В «Каменном ручье» в жилом комплексе впервые в городе заработал встроенный муниципальный садик.

— В следующем году какие новые объекты построятся?

— В Академическом появится еще одна школа на 1200 мест, первые заявления уже начали поступать. Еще одна школа в Солнечном, тоже на 1200 мест, и в порядке перевода туда могут перевести детей, не только в первые классы. Отремонтированы садики на Титова, Солнечной, Щербакова, Машиностроителей. Школы № 40 и 41 — в этом году снесли старые здания, площадки подготовлены для реконструкции. Школа № 181 в сентябре откроет пристрой.

— Та самая «резиновая» школа. Как она справляется с нагрузкой после того, как туда пришлось записать столько детей?

— 181-я справляется, коллеги молодцы, очень многое сделали, чтобы условия для детей были, дополнительные туалеты, гардеробные, столовые, отремонтировали под классы всё, что можно. Я благодарна родителям за понимание. Там и руководитель всей душой болеет за школу. В следующем году будет пристрой на 600 мест. Кстати, пристрои и в других школах будут — в 173-й в центре и 167-й на Эльмаше.

Самая большая школа в Академическом

Самая большая школа в Академическом

— Построят ли еще одну школу в микрорайоне Компрессорном? Читатели говорят, что много новых домов построено.

— Пока там нет земельного участка под строительство. Две школы там есть, они большие, пока справляются. Будем рассматривать варианты строительства пристроев.

— Спрашивают про садики в Кольцово, родителям приходится далеко возить детей.

— Проблема есть. Застройка там непростая, есть ограничения, связанные с аэропортом. Надо думать, как строить сады, и школа там нужна, там 92-я школа перегружена.

— На Уктусе как дела?

— Запланирован садик в микрорайоне Светлый. И большая школа на 1500 мест на улице Рощинской, она проектируется, надеемся получить финансирование.

— На Широкой речке тоже нехватка мест — один из самых активно застраиваемых районов сейчас.

— Там ситуация хорошая. В течение двух лет появится новый комплекс с детским садом, такой же, как 25-я школа, на улице Верхнеуфалейской, туда и с Академического смогут ходить, и с Широкой речки. Хороший красивый новый комплекс с бассейном. Кроме того, старое здание 25-й школы на капремонте. В этом районе проблему с местами решим. Мы двигаемся хорошими темпами, но жилая застройка нас опережает.

Мне бы еще хотелось рассказать и о других результатах года — об успехах учеников. Все помнят 400 баллов Насти Пределиной, еще два ученика были с 200 баллами, ну и вообще выпускники показали хорошие результаты.

— Первый раз в Екатеринбурге 400 баллов за ЕГЭ?

— Таких в России всего двое ребят.

— А что с Анастасией стало? Уехала?

— В Санкт-Петербурге учится, у нее интересная специальность, связанная с информационными технологиями. Девочка очень талантливая. Мы надеемся, она вернется в Екатеринбург работать.

Настя уехала учиться в Питер

Настя уехала учиться в Питер

— Важная тема этого года — новые правила приема в первые классы. Льготный период уже начался. Как идет запись?

— Это тоже серьезный итог работы за год, за много лет. Изменения очень существенные — прежде всего, это преимущественное право братьев и сестер на поступление в дошкольные учреждения и начальное звено школьного образования. Прием начался 15 декабря, сейчас уже почти 3700 заявок подано. Мы ожидаем всего около 5 тысяч льготников, но времени еще много, запишутся. Мы уже начали издавать приказы о зачислении. Для нас это опыт новый. Не очень понятно, какими документами льготу подтверждать. В законе говорится про братьев и сестер. А если это опекаемые дети в одной семье? Правоприменительной практики пока нет, отрабатываем в ручном режиме.

— А если сводные братья и сестры? Папы или мамы разные? Фамилии разные?

— Если один из родителей заявитель, в свидетельстве о рождении указаны папы и мамы, то главное — чтобы жили в одной семье, по одному адресу. А вот с двойнями и тройнями по-прежнему решаем индивидуально, в законе про них не сказано, и они не попадают в льготный период, если в той же школе не учатся их старшие братья или сестры. Эти проблемы до конца не решены. Как и вопрос с льготами для инвалидов, с детьми родителей-инвалидов, их не так много, но мы должны им обеспечить возможность учиться в школе у дома.

— Хватит ли мест всем остальным? Вот о чем еще родители волнуются. Сложная ситуация в 35-й гимназии на Пионерке.

— Там не хватает мест физически в школе, в прошлом году приняли больше, чем планировали. Делаем всё, чтобы найти дополнительные места, работаем с директором. Но через год 35-я получит новое здание на Блюхера — Уральской на 550 мест, можно будет перевести туда. В этом году будем думать, как решать проблему. Надо понимать, что новшества в законодательстве — это мера поддержки семей, политика государства, чтобы дети из одной семьи не учились в разных школах.

— Как эти новые правила повлияют на комплектование мест в детских садах?

— Они действуют на садики. Там немного по-другому. Мы введем эту норму в регламент к периоду основного комплектования в мае, мы постараемся сделать так, чтобы это было не слишком сложным для граждан, но соблюсти все права.

Екатерина Сибирцева в прямом эфире

Екатерина Сибирцева в прямом эфире

— Заявления же обычно подают сразу, как ребенок родился. Надо будет родителям, у которых старшие дети уже ходят в садик, идти в районные управления образования?

— Пока не скажу, мы дадим отдельную команду и подробно проинструктируем. Мы понимаем, что больше всего таких детей будет в Академическом, Солнечном, на Пионерском, на Ботанике, в микрорайоне Юг-центр — там, где много новостроек.

— Расскажите про наши кадры. Часто обсуждают проблемы зарплат учителей и воспитателей, а перед началом учебного года было много увольнений педагогов, и это родителей тревожило.

— Учитель — фигура, на которой замкнуто всё, очень много. Тревоги перед новым учебным годом всегда есть. Они не всегда оправданы. В этом году все ситуации, которые обсуждались, были ожидаемыми и естественными. Педагоги меняют место работы, и, как правило, именно перед началом учебного года, после отпуска. Есть ротация. Плохо, когда уходит сразу 10 человек, это трудно компенсировать. Другое дело, что руководитель должен следить за уровнем квалификации, нагрузкой. Да, зарплаты всегда хочется больше — в этом году мы выходим на плановый показатель начисленной средней зарплаты 40 тысяч для школьных учителей. В 2020 году рассчитываем на 43 тысячи. И каждый год зарплата немного растет.

— А в садиках как?

— В садиках кадров не хватает, особенно младшего персонала, и по воспитателям тоже проблема, у них целевой показатель по зарплате — 39 тысяч, но нагрузка большая, им трудно. 10,5 часа рабочий день, не всегда есть два воспитателя, и группы большие. Тяжелее всего с младшим персоналом, с нянечками. Зарплата маленькая, условий особых нет. Работаем над тем, чтобы смогли детей записывать в тот же садик, где работает мама.

— Раньше же такое было.

— Лет 6–7 назад это отменили, норму отменили по решению суда. Но сегодня другой способ привлечь людей на такую работу найти сложно. Это позволило бы нам довольно быстро кадровые проблемы решить.

— Вообще молодежь идет в педагоги?

— Люди идут, каждый год 300 специалистов приходит в отрасль, примерно 10 процентов отсеиваются в первые 2–3 года, и это нормально, остальные остаются и работают. Молодых педагогов много, это замечательно. Молодежь, как правило, находит общий язык с детьми быстрее. Есть школы, где 75% педсостава до 30 лет.

— А можно прийти работать учителем без педагогического образования. Скажем, ты инженер и хочешь вести в школе черчение…

— В этом случае нужно пройти переподготовку, есть Институт развития образования, УрГПУ, УрФУ, нужно пройти курсы переподготовки. В 90-е много специалистов приходили в школы, и сейчас есть.

— Просто людям ведь может нравиться с детьми работать.

— С детьми прекрасно работать, это счастливая профессия. Я всегда говорю, педагоги — это не лузеры, это колоссальная энергетическая профессия, которая дает много счастья. Если ты несешь позитивное и работаешь для детей, эту отдачу ни с чем не сравнить, горящие глаза детей — очень серьезная мотивация.

— С тех пор как стало доступно семейное обучение, все больше родителей выбирают такую форму. Родители объединяются, организуют альтернативные образовательные центры. Как вы к этому относитесь?

— Мне сложно давать суждения на эту тему. С точки зрения законодательства есть несколько форм, которые регламентированы законом. Разные формы, которые возможны для организации в общем образовании. Семейная — форма долгожданная. Хорошо это или плохо? Трудно дать однозначный ответ. Для кого-то — хорошо, для кого-то — не очень. Но ответственность в этом случае берут на себя родители. Насколько они это понимают — вот вопрос. Смогут ли обеспечить достойный уровень образования? У нас сейчас около 1000 детей на семейной форме. И раньше часто приходили с этим вопросом — хотим забрать из школы. В этом году впервые столкнулась с ситуацией, когда ко мне на прием приходили люди и просили помочь вернуть ребенка обратно в школу, это не всегда просто. Не всегда есть физически место в школе, куда хотят отдать родители ребенка. Бывают и случаи недопуска к аттестации детей на семейной форме обучения. Родители должны понимать, что в какой-то момент, возможно, придется вернуться в школу, но не в каждой школе ребенка возьмут.

Родители , которые перевели детей на семейное обучения, часто объединяются и создают свои школы

Родители , которые перевели детей на семейное обучения, часто объединяются и создают свои школы

— Когда мы перейдем на пятидневное обучение?

— В Екатеринбурге 80% начальной школы уже работает в режиме 5-дневной недели, оставшиеся 20% готовы внести изменения в нормативные акты. Это не значит, что суббота будет днем, когда в школу можно вообще не ходить. Это будет день внеурочной активности — театры, музеи и так далее. И это время, когда можно позаниматься с детьми индивидуально. Педагоги будут в школе. Для педагогов 6-дневная неделя обязательная. Так и будем работать. Что касается более старшего возраста, там сложнее. Режим работы определяет образовательная программа, учебный план. В 11-м классе закреплены 37 часов, невозможно их распределить на 5 дней, будет перегрузка. 10-й и 11-й классы я пока не вижу смысла переводить на пятидневку, чтобы не было снижения качества образования. И надо еще подумать о том, а чем будут заниматься дети в субботу, если в школу не пойдут.

— Да чем? Чем все мы. Спать — для начала.

— Хорошо если спать. А если они все одномоментно пойдут в торговые центры? Прежде чем полностью школы переводить на пятидневку, нужно обеспечить субботу культурными, образовательными проектами, как то сделано в Москве и Санкт-Петербурге. Мы работаем.

— Время от времени поднимают вопрос про рабочий день в садиках. Вот и сейчас читатели спрашивают: почему они работают до 18:00, если большинство родителей тоже работают до 18:00?

— Есть группы продленного дня в садиках, где за дополнительную плату занимаются с детьми еще один час. Если нет, нужно обратиться к руководству садика, чтобы рассмотрели возможность открыть группу. Мы финансируем настолько, насколько можем. Увеличивать рабочий день воспитателям до 12-часового без увеличения зарплаты мы не можем. Понятна заинтересованность родителей, но пока есть только такие варианты, которые мы назвали.

— Мы сейчас переживаем демографический спад, и очевидно, что детсадовцев и школьников скоро станет меньше. Не будут ли новые школы простаивать?

— Сейчас в школах 164 тысячи детей учится. Причем половина — это начальная школа, представляете, какой дисбаланс? Поэтому и в две смены учится в основном начальная школа. А у нас стоит задача перейти на односменное обучение. Поэтому простаивать, конечно, ничего не будет. Тем более что демографическая яма не такая серьезная. Сейчас мы принимаем примерно 20 тысяч первоклассников в год, будет через несколько лет, может, на тысячу-полторы меньше, но не в разы. Да и миграционные процессы идут, в Екатеринбург люди переезжают, так что вряд ли возникнет проблема с недостатком учеников.

Полностью запись с эфира с Екатериной Сибирцевой можно посмотреть здесь.

оцените материал

  • ЛАЙК2
  • СМЕХ7
  • УДИВЛЕНИЕ2
  • ГНЕВ4
  • ПЕЧАЛЬ1

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

У нас есть почтовая рассылка для самых важных новостей дня. Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить.

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!