22 февраля суббота
СЕЙЧАС +2°С

«Крестятся и едут»: водитель рейсовых автобусов рассказал о проблемах и рисках своей работы

По словам мужчины, им приходится ездить на машинах без тормозов и не спать между рейсами

Поделиться

Публикуем анонимную колонку водителя междугородних автобусов

Публикуем анонимную колонку водителя междугородних автобусов

Недавно мы публиковали продолжение истории, произошедшей в ночь на 14 декабря, когда на Пермском тракте на бок опрокинулся автобус, в котором с концерта возвращались 52 фаната рэпера Макса Коржа. Причиной аварии стало то, что водитель уснул за рулем. Коллега мужчины рассказывал E1.RU, что происходило в салоне до ДТП и почему водитель мог уснуть.

После этого с редакцией связался другой водитель, который уже 11 лет возит людей. Он написал колонку о том, как работают междугородние перевозки, о зарплатах водителей и о том, каким образом перевозчики заставляют водителей ехать в дальние рейсы без напарников. По просьбе мужчины публикуем его колонку анонимно.

Я работаю водителем на автобусах с 2009 года, а с 2013-го — на автобусах дальнего следования. И в Ханты-Мансийск ездил, и в Самару, и в Соль-Илецк, и в Казахстан, хотя и не считаю, что он далеко.

Это была мечта детства. Вот только сейчас эта профессия стала не самой престижной, а оплата по сравнению с уровнем рисков вообще мизерная.

Так что большая часть тех, кто работает, — это те, кто работает по призванию. Сами стараемся что-то делать для пассажиров — диски с фильмами, музыка. Ремонтируем автобусы тоже сами. Но не все ценят.

А еще сейчас стало появляться много частников, и большинство ДТП с междугородними автобусами — как раз из-за них. Межгород весь им отдан, а они только и гонятся за деньгами, им совершенно наплевать, как едет автобус, в каком он состоянии и как давно не отдыхал человек, который сидит за рулем. Всё якобы соблюдается только для вида.

Водители рейса Екатеринбург — Североуральск, например, сами ремонтируют автобусы, потому что ездить так уже небезопасно, где-то в автобусах проблемы с тормозами. У других ездят на летней или всесезонной резине даже зимой. Ну а про то, что водители официально не трудоустроены, а те, что трудоустроены, получают по документам совсем другие суммы, я вообще молчу. Ни на одном предприятии не соблюдается режим труда и отдыха, 90% машин изношены и не соответствуют требованиям перевозки пассажиров. Полная вакханалия, лишь бы деньги везли.

У нас по полной комплектуются только машины, которые в Соликамск ездят, там ведь горы. Поэтому вот тебе, пожалуйста, резина новая и тормоза и так далее. Но в том году и без тормозов туда гоняли в ледяные дожди. Я в Дагестане за пять лет службы так не поседел, как за тот рейс.

Вот и получается, что совершать несколько рейсов без отдыха — это уже норма. Можно, например, ночь ехать из Соликамска, в шесть утра приехать и в семь-девять утра рвануть в Тавду или в Уфу.

Ездят по одному человеку, хоть и на дальние рейсы. На автобусах в Тавду, например, последнее время часто делают так: проходят врача и на автовокзале отмечаются два водителя, а едет в итоге один.

Потому что перевозчикам так выгоднее. Они в своей основной массе ставят условия: либо едь, либо увольняйся. А в периферийных городах это равно смерти. Либо прибегают к психологии, говорят: «Ну вон Ваня молодой съездил, а ты, такой суперводитель, хуже молодого, не съездишь что ль?» Либо наказание рублем, а водитель как раз за этот рубль и работает. Это сказки все про левые халтуры, сейчас все сидят только на зарплате.

Водитель ведь зарабатывает с рейса. Чем больше рейсов, тем больше зарплата. Вот и молчат, деваться некуда, всем семьи кормить надо. Поэтому и работают без тормозов, на неисправных машинах, крестятся и едут. А начальству наплевать и на водителей, и на людей сзади. Главное сейчас как-нибудь с божьей помощью съездить, а уж потом когда-нибудь будет ремонт, будут запчасти, будут зарплаты нормальные.

Так что стараешься сам больше накатать. Проедешь около 80 рейсов за месяц, а получаешь тысяч 15–20. Остальное потом ходи и клянчи у работодателя. Заработал по факту 80 тысяч, а получил 30, остальное под запись в долг. Выше зарплата только на бумаге.

Ну и от организации зависит, сколько в итоге заработает водитель. Где-то зарплату считают по часам, где-то по километражу, где-то фиксированная цена за рейсы. Можно получить 900 рублей за круг в 70–90 километров, а можно 550 рублей за рейс, хотя расстояние в два раза больше.

К тому же в некоторых организациях, осуществляющих пассажирские перевозки, есть такая практика: ты работаешь, закреплен за автобусом, а зарплата у тебя только на бумажке. Потом приходит одноразовый водитель, делает рейс в Соликамск, Тавду или Казахстан и получает после рейса наличными свои деньги за рейс. Так выгодней работать, ни за что не отвечаешь, только рули.

А вообще с безопасностью проблемы не только из-за перевозчиков или водителей. Люди сами пренебрегают этим. Не пристегиваются практически никогда, делают что хотят. Такой менталитет.

При посадках на автовокзалах каждый перронный контролер напоминает: «Садимся и пристегиваемся», но невозможно же проконтролировать их! Водители, даже если их два или три, могут уследить максимум за рядом-двумя за собой. Хотя сменные водители не обязаны следить за пассажирами. Они отдыхать должны, а не бегать пассажиров пристегивать.

Поэтому, если говорить о пассажирах, то на рейсах работать проще намного. Там все по регламенту. Если запах пошел по салону, имеешь право высадить на ближайшем посту ДПС или на автовокзале. А с заказами проблематичнее. Можно, конечно, высадить, но можешь потом вообще без денег остаться. Кто-то понимает, что от водителя жизнь и здоровье зависят, а кто-то считает, что раз заплатил, то может делать что хочет, а водитель должен просто молча везти и улыбаться.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

оцените материал

  • ЛАЙК12
  • СМЕХ3
  • УДИВЛЕНИЕ2
  • ГНЕВ17
  • ПЕЧАЛЬ16

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Фото пользователя
31 янв 2020 в 10:25

Помнится, недавно кто-то шибко вумный из гаишников активно призывал пользоваться услугами зарегистрированного перевозчика, а не агрегатора.

Гость
31 янв 2020 в 10:05

нужно прекратить выпуск танков а работать на благо людей а не армии. Алекс

Елена
31 янв 2020 в 08:56

Пассажиры платят за то, что их доставят целыми-невредимыми из пункта А в пункт Б - за это они отдают свои деньги. Водитель их везет - это он приносит прибыль предприятию, за его услуги люди платят. Поэтому водители обязаны получать максимальный доход из того, что платят пассажиры. НО. Водитель не имеет права везти пассажиров на сломанной технике - он за это потом сесть может. Если бы водители массово отказывались - предприятия давно бы все ремонтировали. Водитель тут король. Но водители, соглашаясь рисковать жизнями и садясь за неисправные машины лишь бы крохи зп получить - сами возвели себя в ранг прислуги.