28 марта суббота
СЕЙЧАС +7°С
Фото пользователя

Дмитрий Горчаков

физик-ядерщик, научный сотрудник компании «Эксорб»
Фото пользователя

Дмитрий Горчаков

физик-ядерщик, научный сотрудник компании «Эксорб»

Ваш айфон вас подслушивает? Колонка о том, можно ли следить за людьми через гаджеты и при чем тут коронавирус

Дмитрий Горчаков объяснил, что о вас может рассказать смартфон и откуда берется «та самая» реклама

Поделиться

Чем больше времени вы проводите в своем смартфоне, тем больше он о вас знает

Чем больше времени вы проводите в своем смартфоне, тем больше он о вас знает

Екатеринбургский популяризатор науки, физик-ядерщик, журналист Дмитрий Горчаков уже помогал E1.RU, когда нужно было простыми словами объяснить, что такое урановые «хвосты», которые привезли в Новоуральск. Сейчас эта тема вызывает уже меньше гнева, а «хвосты», как говорят, могут и вовсе спасти экологию.

Поэтому мы попросили Дмитрия написать о том, что актуально всегда и касается каждого, — о гаджетах и о том, можно ли через них за нами следить и подслушивать разговоры, которые ведутся не по телефону. Публикуем его колонку.

Никого уже не удивляет, что наши гаджеты подсовывают контекстную рекламу после наших поисковых запросов. Но бывает так, что гаджет предлагает рекламу того, о чем вы лишь говорили в его присутствии. И это, конечно, вызывает справедливые опасения о слежке.

В сентябре прошлого года специализирующаяся на кибербезопасности компания Wandera провела любопытный эксперимент. Два смартфона, iPhone и Samsung Galaxy, на три дня поместили в изолированную комнату, где на полчаса в день включали звук рекламы еды для домашних животных. Два аналогичных смартфона были в контрольной группе — такое же время они провели в такой же комнате, но в полной тишине.

На телефонах в это время в фоновом режиме работали приложения Facebook, Instagram, Chrome, SnapChat, YouTube и Amazon. В результате исследователи не обнаружили никаких признаков того, что телефоны активируют микрофон или передают данные в ответ на звук. Обмен данными и снижение заряда батареи у двух пар телефонов были минимальными и практически не отличались. Ну и главное — никакой рекламы кормов для домашних животных на тестируемых телефонах не появилось.

Казалось бы, можно успокоиться, миф разрушен. Но неужели все те, кто наблюдал подобные эффекты, заблуждаются? Возможно, что нет. Просто для этого вовсе не обязательно вас подслушивать. Остальных данных, которые получают интернет-гиганты с наших телефонов, уже достаточно, чтобы умные алгоритмы восстановили наш цифровой портрет и предсказали поведение. Данные о местоположении, поведение при просмотре, IP-адреса, профили в социальных сетях предоставляют достаточно информации, чтобы сказать о вас то, что вы, возможно, сами о себе не знаете, не говоря уже о предсказании того, что вы хотели бы купить. При этом трафика и затрат ресурсов смартфона они требуют даже меньше, чем при записи и анализе звука с микрофона. Хотя с развитием технологий и это перестанет быть проблемой.

А то, что иногда появляется реклама, о которой вы лишь говорили и не упоминали другими способами, кроме разговоров, вполне может быть объяснено другими причинами. Специалисты «Лаборатории Касперского» приводят некоторые из них. Помимо точности моделей, построенных на основе других ваших цифровых данных, это может быть и случайное включение голосового помощника, и объединение профилей близких пользователей (супругов или близких коллег), для которых выдается похожая реклама, и элементарное совпадение, которое неизбежно при огромном количестве пользователей и объеме рекламы.

Думаю, что за какую-то часть таких эффектов отвечает и наша психология в виде феномена Баадера — Майнхоф, когда человек склонен отмечать появление новой информации за короткий промежуток времени как очень частое и удивительное, врезающееся в память. В конце концов случаи, когда мы говорим что-то, а реклама не появляется, мы вообще игнорируем и не запоминаем, а их явно больше.

Но все описанные выше случаи касаются только того, что делают относительно законным способом, обезличивая наши персональные данные и используя их в коммерческих целях. Но, как говорится, если вы параноик, то это еще не значит, что за вами не следят. И риск хакерских атак, которые сделают доступными ваши данные и заставят ваш гаджет следить за вами, остается. Так что элементарную цифровую гигиену в виде надежных паролей, избегания установки подозрительных программ, осмотрительности с открытыми сетями и своевременного обновления операционной системы никто не отменял.

Даже если вы не верите, что за вами могут следить через ваш же смартфон, всё равно соблюдайте цифровую гигиену

Даже если вы не верите, что за вами могут следить через ваш же смартфон, всё равно соблюдайте цифровую гигиену

При этом любопытно, каким образом наши цифровые возможности могут быть использованы в не самых очевидных областях. Взять ту же горячую тему с коронавирусом. Пару дней назад в The Wall Street Journal вышла большая статья о том, как китайские власти используют цифровые данные пользователей для борьбы с распространением вируса. Китай известен своей продвинутой системой контроля за интернетом и своими гражданами, вплоть до введения социальных рейтингов. Как и в других государствах (Россия не исключение), подобные ограничения гражданских прав или их попытки обычно объясняются необходимостью обеспечения безопасности. Впрочем, в данном случае с вирусом это, возможно, действительно так.

В то время как в других странах зараженных вирусом в основном опрашивают и так выясняют, с кем они контактировали, в Китае широко применяют систему анализа больших данных и информацию о перемещении смартфонов и их хозяев, чтобы частично автоматизировать процесс отслеживания перемещений инфицированных людей.

Например, один из пациентов в провинции Чжэцзян отрицал, что общался с кем-либо из Ухани (города, где произошла вспышка вируса. — Прим. ред.), но власти смогли использовать анализ данных, чтобы показать, что он общался с тремя другими людьми, и изолировать их. В другой провинции около 5500 человек, выезжавших на праздники в зараженные районы, были отслежены, и половина из них помещена в карантин. Несколько китайских стартапов представили карты для китайских пользователей, чтобы отслеживать случаи заражений в их районах в режиме реального времени. А картографический провайдер Baidu Inc. выпустил онлайн-карту, которая позволяет пользователям отслеживать конечный пункт назначения исходящих автомобильных поездок из Ухани в дни, предшествовавшие закрытию города.

Эти новости могут пугать и напоминать сериал «Черное зеркало». Подслушивающий телефон, пытающийся подобрать вам лучшую рекламу, кажется не таким уж страшным на их фоне. Пусть такие меры и могут быть оправданы в ситуации эпидемии, нельзя не видеть, что они ограничивают ряд базовых прав граждан — на перемещение, на личную жизнь, тайну переписки и т. д. Но надо понимать, что технологии тут на самом деле всего лишь инструмент. Как и для чего его можно использовать, что считать законным и допустимым, а что неприемлемым — зависит от людей и общества в целом.

Поэтому то, что недавнее неаккуратное выступление нового министра цифрового развития о возможном онлайн-доступе силовиков к персональным данным россиян вызвало волну возмущения, — это, наверное, хороший знак. То есть мы пока еще не Китай в плане контроля за гражданами. Но мы же и не с вирусом боремся. К тому же вирус пройдет, а охранительные законы и силовики останутся.

А вы когда-нибудь думали, что ваш телефон вас подслушивает?

    Также можете прочитать колонки Дмитрия Горчакова о том, чему учит нас NASA или о том, как промыть мозг.

    Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

    оцените материал

    • ЛАЙК5
    • СМЕХ4
    • УДИВЛЕНИЕ0
    • ГНЕВ3
    • ПЕЧАЛЬ0

    Поделиться

    Поделиться

    Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

    Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!