18 апреля воскресенье
СЕЙЧАС +3°С

Поделиться

Поделиться

Продолжаем тему «обратной связи», поднятую в предыдущем материале (см. «Эхо вашего мнения»). В прошлый раз речь шла об обратной связи, получаемой (или не получаемой) внутри организации. Теперь говорим о проблеме, которая волнует всех граждан, еще находящихся «вне организации» – проблеме получения обратной связи от работодателей и рекрутеров агентств после прохождения собеседования.

Типичная ситуация – вы находите в интернете (через знакомых, в газете и т.п.) объявление о вакансии, на которую, как вам кажется, можете претендовать. Да что там претендовать! Вы просто созданы для этой работы. Телефонный звонок, короткий разговор с представителем компании, договоренность о встрече. Само собеседование проходит очень даже неплохо, вы демонстрируете все свои положительные стороны, и по завершению беседы ожидаете уже получить предложение о работе. Но вас просят подождать окончательного решения пару дней, которые превращаются в неделю, потом в две… И ответ так никогда и не приходит. Понятно, что это - отказ. Но вам о нем сообщить то ли забыли, то ли не посчитали нужным.

Мнения двух сторон
Судя по результатам бесед с рекрутерами и кадровиками, они в основной своей массе не жалуют активную обратную связь с кандидатами после собеседования. И обычно объясняют это тремя причинами:

На первом месте – «Нет времени/ сил». Молчание – само по себе вполне красноречивый ответ и не понято, зачем тратить ресурсы на проговаривание того, что и так понятно.

Второе – «Не очень приятно сообщать отказ». Причем источник этого дискомфорта нередко кроется вовсе не в характере рекрутера, а в реакции кандидата. По признанию опрошенных она бывает весьма резкой и очень эмоциональной, что не добавляет желания звонить кому-то в следующий раз.

Третий вариант – «Причины отказа не всегда можно озвучить официально». Основание отказа противоречит законодательству или носит очень субъективный характер. Если непосредственный руководитель сообщает, что ему просто не понравился кандидат (без особых объективных оснований) и он выбрал другого человека, то такой ответ трудно давать в качестве «обратной связи». Или, например, отказ идет по половому признаку, по возрасту и т.п.

На этом фоне особенно бросается в глаза интерес, проявленный к теме получения «обратной связи» самими кандидатами, что показал только что завершившийся опрос на портале Е1.RU. Во-первых, за 3 с небольшим дня (с вечера 4 по утро 8 февраля), два из которых были выходными, в опросе поучаствовали почти 7 тысяч человек. Во-вторых, его результаты показали явный недостаток «обратной связи» со стороны рекрутеров и кадровиков и ее востребованность у соискателей. Из опрошенных две самые многочисленные группы отметили, что либо редко получали обратную связь, либо не получали ее вовсе и недовольны этим (2103 и 1963 человека соответственно). Группа не интересующих в обратной связью оказалась самой малочисленной.

опрос E1.RU

Поделиться



Представителям работодателя не очень хочется давать обратную связь, а кандидатам она нужна.

В подобной ситуации главное – задаться правильными вопросами. Что это значит? Например, НЕ правильный вопрос – это вопрос в стиле: «Ну что им жалко что ли потратить полминуты, чтобы сообщить, что я не подхожу?» или «Разве они не понимают, что демонстрируют свое неуважение к кандидату и создают плохую репутацию компании?». Эти вопросы неконструктивны и никогда не помогут вам избежать «молчания» в будущем. Почему? Потому что, молчание давно уже воспринимается, как отказ, и вряд ли вы из чисто эмоциональных соображений убедите рекрутера или кадровика в том, что им нужно инвестировать время, силы и нервы в другую форму сообщения вам решения компании.

Про отношение к людям и репутацию. Для компании кандидат является ресурсом. И в рамках такой модели другого отношения не ждите. Более того, очевидно, что действительно хорошую репутацию слухами про то, что «они кандидатам отказ не сообщают» не испортишь, а плохую – прямо противоположными слухами не спасешь. Так что для того, чтобы получить из происходящего хоть какой-то профит, попробуйте задавать и самому себе и представителю работодателя правильные вопросы.

Правильный вопрос - что я сделал не так? И чего я хочу добиться от ответного звонка?

Понятное дело, что всем хочется определенности. Отказ, так отказ. Большинством это воспринимается как некая форма проявления уважения к ним. Но, повторюсь, это – не те мотиваторы, которые будут полезны в данном случае. Что реально даст вам шанс грамотно использовать ситуацию отказа – это поиск критериев оценки и альтернативных вариантов.

Для нас с вами процесс выбора работника – «черный ящик». Мы туда сбрасываем множество всяческой информации, а потом получаем некий непредсказуемый ответ. Как проходит процедура принятия решения, мы не знаем (только догадываемся), и того, чего в итоге нам не хватило для получения работы, тоже не понимаем. На решение вот этой задачи и должна быть направлена зачастую инициируемая вами процедура обратная связь.

Простые советы

Действия, которые повысят ваши шансы на получение обратной связи:

1. Проявите инициативу. Сами спросите человека, который проводит с вами интервью, о формате получение обратной связи. Во многих кадровых агентствах дать обратную связь кандидату является правилом. И этим можно воспользоваться.

2. Укажите конкретный срок получение обратной связи. «Когда вы мне сообщите решение?». «Если вы не перезвоните до такого-то числа, я наберу сам/сама?». Тем самым вы вносите определенность в сроки и условия получения информации.

3. Действительно позвоните сами. В последнее время работники, конечно, стали заметно активнее, и случаи простого «забывания» о звонке или встрече сократились. Но все же. Позвоните в случае отсутствия ответа.

4. Задайте несколько информативных вопросов. Получив ответ (скорее всего отрицательный, раз вам не позвонили в срок), вежливо поинтересуйтесь причиной отказа. Попробуйте уточнить, по каким именно критериям вы «не дотянули» (профессиональные компетенции, знание языка, образование и т.п.), узнайте, есть ли у вас шанс все же соответствовать критериям в случае получение тех или иных знаний или нового опыта, на такой же или смежной должности. И, конечно, выясните, не планируется ли открытие аналогичной вакансии, и в какой срок.

Сами по себе эти меры – не панацея, но хорошо способствуют формированию правильного отношения к самой процедуре обратной связи: обидное многоточие нужно пробовать заменить не безапелляционной точкой, а многообещающей запятой.

Попов Андрей, cappadokia@yandex.ru

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

У нас есть почтовая рассылка для самых важных новостей дня. Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить.

Подписаться

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!

Loading...
Loading...