17 апреля суббота
СЕЙЧАС +8°С

Гиподинамический ребенок

В отличие от гипердинамического ребенка, у гиподинамического нарушен процесс возбуждения, точнее, поражены структуры, его обеспечивающие.

Поделиться

В нервной системе присутствуют два основных процесса — возбуждение и торможение. В отличие от гипердинамического ребенка, у гиподинамического нарушен процесс возбуждения, точнее, поражены структуры, его обеспечивающие.

Гиподинамический младенец очень удобен. Потому что он почти всегда спит. Когда просыпается, ест и — снова спит. Иногда такой младенец и ест, как бы не просыпаясь. Иногда засыпает прямо у груди, и матери приходится тор-мошить его и щипать за щечки, чтобы он проснулся и доел свою порцию. Кричит и возмущается гиподинамический младенец крайне редко. Может всю ночь проспать в мок-рых пеленках и даже не попытаться как-то исправить си-туацию. Мать и родных узнает, но как-то вяло, словно бы через силу. На руки почти не просится, когда чуть-чуть подрастет, может подолгу лежать в кроватке и спокойно «гулять», оглядываясь по сторонам или мусоля погре-мушку.

Поесть гиподинамический ребенок любит, и в весе, на радость родителям, прибавляет хорошо. В еде неприверед-лив, если не баловать, то в принципе готов есть все. Явно предпочитает уже знакомые блюда и напитки Может от-казаться даже от лакомства, если оно незнакомое.

К новым игрушкам и другим незнакомым предметам гиподинамический младенец относится с явным подозрением. При наличии выбора выбирает хорошо знакомые и уже обследованные. Прежде чем принять что-то новое, долго и недоверчиво ощупывает, обнюхивает, облизывает. Если ему что-то не понравилось, может отбросить в сторону, и тогда его уже не уговорить — игрушка отвергнута навсегда или, по крайней мере, надолго. Тоже самое можно сказать и о новых знакомствах: к незнакомым людям гиподинамический младенец относится настороженно, никогда сразу не пойдет на руки, не даст игрушку, не приползет играть, будет долго приглядываться, изучать, раздумывать.

Подрастая, гиподинамический ребенок остается очень удобным. Он тихо, хорошо и охотно играет в кроватке, манеже, даже не пытаясь вылезти или выпасть. Коробочки с крышками, тряпочки, старые журналы, освоенные пирамидки — все это любимые, никогда не надоедающие игрушки гиподинамического младенца.

Моторные навыки гиподинамических детей часто слегка запаздывают с развитием — ребенок позже садится, поз-же переворачивается на живот, позже начинает уверено ходить. Иногда у родителей создается впечатление, что ребенок все это уже может, но «не старается». Как будто бы ему все это не очень надо. Иногда ребенок вроде бы вполне может ходить, но предпочитает держаться за ме-бель или за мамину юбку. Или — пошел и запутался в собственных ногах. Вообще, моторная неуклюжесть — характерная особенность гиподинамических детей, сопровождаю-щая их на протяжении всей жизни (если не приняты какие-то экстраординарные меры).

Развитие речи также обычно пусть ненамного, но запаздывает. Именно гиподинамическим детям часто ставят диагноз «задержка развития речи» (ЗРР) или «общее недоразвитие речи» (ОНР). К двум годам ребенок говорит лишь отдельные слова, к трем — очень простыми фразами. Ко всему этому зачастую прибавляются логопедические проблемы.

И подрастая, гиподинамический ребенок остается каким-то полусонным. Кажется, что его ничего по-настоящему не интересует и не увлекает.

Попытки «развить» гиподинамического ребенка, таская его по музеям и театрам, чаще всего ни к чему не приводят и даже вызывают негодование родителей. После посещения «культурных мероприятий» ребенок практически не выдает обратной связи, не может пересказать содержания спектакля, рассказать о том, что видел в музее.

— Ты там вообще был или все проспал?! — сердятся родители. Ребенок в ответ только пожимает плечами и по-нуро молчит.

Рассердить или обидеть самого гиподинамического ребенка, по-видимому, трудно. Чаще всего окружающие его люди не могут даже предположить, как глубоко и трагич-но переживает этот ребенок собственную «тюфяковость» и для всех очевидную неуклюжесть. Как правило, все близ-кие ребенку люди думают, что «ему все равно» только потому, что ребенок практически никогда не демонстрирует своих чувств и не говорит о них.

Как и для гипердинамических детей, настоящие проблемы для гиподинамического ребенка начинаются вместе с поступлением в школу.

Обычно еще при подготовке к школе родители, учителя или воспитатели в детском саду обращают внимание на то, что ребенку на выполнение стандартных заданий требуется больше времени, чем другим детям (хотя сами задания ребенок часто выполняет достаточно хорошо). Гиподинамический ребенок никогда (даже зная ответ) не будет тянуть руку и стараться привлечь к себе внимание.

Письменные задания (особенно без ограничения времени) для него всегда предпочтительнее, чем устные ответы (особен-но у доски).

Именно у гиподинамических детей чаще всего наблюдается огромный разрыв в качестве приготовления классных и домашних работ. Ребенок, как правило, аккуратно и правильно выполняет домашние задания в спокойной обстановке, когда его никто не торопит. А в классе (особенно на контрольной) волнуется, торопится и нервничает, и в результате получает безусловную двойку. Гиподинамический ребенок вызывает значительно меньше нареканий учителей, чем гипердинамический.

Он никогда не шалит, всегда спокойно сидит за своей (часто последней) партой, редко разговаривает с соседями, а на перемене стоит около стенки или старается остаться в том же классе. Все просьбы учителя или родителей гиподинамический ребенок выполняет с некоторой задержкой, которая многими принимается за лень.

Обычные «взрослые» фразы, обращенные к гиподинамическому ребенку, звучат приблизительно так:

— Ну что ты как сонная муха! Проснись, наконец!

— Ну нельзя же все время спать!

— Сколько можно копаться!

Сверстники часто дразнят гиподинамических детей. Их обычные прозвища — «тюфяк» и «тормоз». Часто от этих определений не удерживаются даже учителя и родители. Однако особенной злости и в эти прозвища, и в подначки обычно не вкладывается. До определенного предела гиподинамические дети безобидны. Они бывают очень рады и благодарны, если кто-то соглашается с ними играть и, как и гипердинамические дети, часто возятся с младшими детьми. Общительными гиподинамических детей не назовешь. На контакт они идут с трудом, почти всегда стеснительны и неуверенны в себе. Иногда гиподинамические мальчишки охотно дружат с девочками, которые предпочитают более спокойные и структурированные игры. В целом девочки относятся к гиподинамическим детям более позитивно и часто (особенно в младших классах) ставят их поведение в пример другим мальчишкам. Сложившиеся дружеские отно-шения для гиподинамического ребенка всегда сугубо инди-видуальны (никогда у него не бывает много друзей и даже приятелей) и невероятно ценны. Он будет идти на любые компромиссы и уступки, лишь бы сохранить привязанность друга (подруги). И именно здесь гиподинамических детей подстерегает та же опасность, что и гипердинамических. Несмотря на всю их внешнюю несхожесть, гиподинамические дети так же, как и гипердинамические, не слишком способны к планированию и оценке собственных и чужих поступков. От провалов их поры до времени спасает врожденная осторожность и недоверчивость к новому. Но если речь идет о дружбе (или тому, что гиподинамический ребенок принимает за дружбу), то здесь всяческая осторожность отбрасывается и ребенок буквально готов на все. Разумеет-ся, часто находятся люди, спешащие этой его готовностью воспользоваться... Увы! Несмотря на всю защиту, «подставить» и «кинуть» гиподинамического ребенка так же легко, как и гипердинамического...

Однако младенческая недоверчивость к новому, как правило, остается у гипердинамических детей на всю жизнь. Они не любят переодеваться в новую одежду, пробовать новые блюда, посещать незнакомые места. Если спросить гиподинамического ребенка, в какой музей он хочет сходить в воскресенье, он, к удивлению родителей, назовет музей, который семья посещала две недели назад (на самом деле он предпочел бы остаться дома, но если это невозможно — из двух зол он выберет уже знакомое). Настоящей трагедией для гиподинамического ребенка может стать уход уже знакомой учительницы, к которой он худо-бедно приспособился, или переход в другую школу (класс).

В следующей статье мы поговорим о том, с помощью каких признаков родители могут попытаться проверить наличие или отсутствие у ребенка гипо- или гипердинамического синдрома.

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Хочешь быть в курсе событий, которые происходят в Екатеринбурге? Подпишись на нашу почтовую рассылку

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!

Loading...
Loading...