31 октября суббота
СЕЙЧАС +0°С

Географ глобус пропил. В поисках отсутствующего Бытия

7 265

Поделиться

Поделиться



После просмотра отечественного кино не всегда хочется писать рецензии, но реакция чаще всего есть. Иногда хочется плакать, иногда смеяться, иногда плеваться. После экранизации повести А. Иванова не понятно чего хочется, но точно не писать рецензию. Поэтому будет нечто о фильме, но без обращения к его содержанию.

Об Иванове. Жаль, что автор не удостоил фильм своим появлением в кадре, без этого классического типажа русского провинциального человека, талантливого и убогого одновременно, говорить о полноте картины постсоветской российской действительности не совсем уместно.

Повесть Иванова, безусловно, автобиографична, и авторская симпатия к самому себе не может быть полностью проявлена в исполнителе главной роли, если сам автор не играет ее. Хабенский, безусловно, хорош, пожалуй, он — единственное светлое пятно во всем фильме, но сам Иванов в роли географа всё же дал бы сто очков вперед даже Мягкову или Смоктуновскому. А Хабенский, он все же не так убедителен — нет в нем того самого 40-летнего ПТУшника с бессмысленным и беспощадным взором, прикрытым рудиментарными очками... В конце концов, хасид в географе (если бы его играл, а точнее, им был Иванов) не может быть не разбавлен изрядной долей чолдонства, вогульства и никому не ведомого по крови гомо советикуса. И водкой этого не добьешься, это шире — это на уровне сакрального проклятия человека.

Второй неудачный момент — это перенос действия из девяностых в нулевые или даже десятые годы. Это конечно проще с точки зрения сценирования — не надо решать вопросы достоверности, тратить средства на восстановления контекста времени, но... Ужас распадающегося совка, явленный нам во множестве бытовых домашних VHS видео тех времен — это то, что добавило бы яду и смерти и в без того не очень жизнеутверждающий фильм.

Как уже упоминалось, Хабенский достаточно неплох и убедителен, хотя и однообразен, но окружение, особенно молодежь, совсем не хорошо. Можно, конечно, допустить, что плоскость и одномерность персонажей школьников, и сама игра их исполнителей подчеркивает безнадежность месседжа, который так и не может сформулировать автор, но, всё же хочется от талантливой молодежи увидеть хоть чего-нибудь. А талантливая молодежь есть, уж поверьте.

Какова же итоговая оценка фильма, рисующего изнанку жизни типичного русского провинциального мирка. «Географ» — это кино безнадежности, автор, подобно Екклесиасту несет зрителям смутную мысль о бессмысленности его жизненных устремлений. Городская жизнь — суета и тщета, карьера и образование — полная хрень, семья и школа — обломки рухнувших стереотипов, дети — повод для симуляции ответственности, любовь — ?.. Это, как говорится, «лишь лицо на стене»...

Автор, как и сценарист, не оставляют человеку надежды, а героям будущего. И это не так уж и здорово, так как вывод у географа напрашивается лишь один - ничего не поделаешь, надо как-то дальше жить... Надежды переступить через край у героев этого фильма, а, следовательно, в потенциале и у зрителей, не остается. И если ученики и усваивают урок своего учителя (а зрители — автора), то в этом уроке нет ничего нового, история подошла к концу. Придется смириться и жить в мире без любви, света, надежды, в мире, где человеку нет места Быть.

Мрачно, господа, и это уже даже не апокалипсис, это уже преисподняя, в которой над грязно-нежным Закамском горит мутный шар вечного взрыва.
Суета сует и всё суета.

P. S. Смотреть всё же надо, по крайней мере, при просмотре в зале вам гарантирована недоуменная тишина и отсутствие комментариев даже со стороны совсем молодых зрителей...

Алексей Богнер

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

У нас есть почтовая рассылка для самых важных новостей дня. Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить.