8 августа суббота
СЕЙЧАС +23°С

National Theatre Live — классический театр с голливудскими звездами

Лучшие спектакли от лучших театров Британии: удовольствие гарантировано.

Поделиться

Скажите-ка, а стали бы вы смотреть Шекспира в оригинале? Наверняка согласятся почти одни только ценители, правда? По крайней мере, так было до недавнего времени, пока проект National Theatre Live не появился в России и нашим зрителям не стали доступны не только спектакли по старому доброму Вильяму, но и другие постановки лучших британских театров от прославленных режиссеров с известнейшими актерами. Ведь на богатых и знаменитых интересно посмотреть не только в крутых боевиках или душещипательных драмах, но и на сцене в свете софитов.

Проекту NT Live скоро исполнится пять лет, а в России он открывает уже третий сезон. Инициатива, начинавшаяся с трансляции лондонских спектаклей по всей Великобритании, давно перешагнула за пределы одной страны, сначала приобщив к британским подмосткам весь англоговорящий мир, а потом и остальные государства.

Бесспорная звезда проекта в России — «Франкенштейн» в постановке великолепного Денни Бойла. Спектакль имеет такой оглушительный успех, что у нас его транслируют уже третий сезон подряд. Изюминка «Франкенштейна» в том, что исполнители двух главных ролей — Бенедикт Камбербэтч и Джонни Ли Миллер — от спектакля к спектаклю меняются ролями, попеременно воплощая на сцене то доктора Франкенштейна, то Чудовище. Об этой постановке написано более чем достаточно, поэтому, не останавливаясь на ней, перейду к двум новинкам — «Кориолану» и «Боевому коню».

Первую из них ставит лондонский Donmar Warehouse — звездный театр, в котором играли Юэн МакГрегор, Николь Кидман, Гвинет Пэлтроу, Иэн МакКеллен, Джуд Лоу и т.д. Маленький камерный зал всего на 251 место организован таким образом, что зрители первых рядов, возможно, чувствуют себя участниками действия, настолько близко от актеров они находятся. Постановщики смогли передать аскетическую атмосферу воинствующего Рима. Ничем не украшенная сцена похожа на арену, на которой Кориолан — боец, вступающий в поединки то с врагами всего Рима, то с собственными противниками — плебсом, народными трибунами и даже со своей семьей.

Главную роль играет Том Хиддлстон, и этот факт уже сам по себе обрекает спектакль на коммерческий успех, так как поклонницы Локи выкупают билеты на «Кориолана» так же усердно, как и воздыхательницы Шерлока — на «Франкенштейна». Хиддлстон создает более многогранный и живой образ, нежели тот, который рисуется при прочтении трагедии Шекспира. Кориолан в пьесе — косный человек. Проведший большую часть жизни в сражениях, выросший и сформировавшийся на войне, он стал прямолинейным солдатом, совершенно не умеющим адаптироваться. По-настоящему он живет только в боях, в мирное же время он неестественно отстранен, черств и скуп на эмоции, и в этом смысле его характер неполноценен и ущербен.

Вот этой-то неполноценности в игре Хиддлстона не чувствуется. Да, он бесстрашен, мужественен, честен, упрям, бесхитростен и болезненно вспыльчив — эти черты Кориолана в его исполнении присутствуют. Но в то же время его герой нежен с женой, приветлив с друзьями и боевыми товарищами и даже несколько робок с матерью. Это обычный человек с тяжелым, но живым нравом, а не сухой военный, почти неспособный на теплые чувства. Более того, его Кориолан производит впечатление достаточно высокомерной, но не без меры надменной личности, каким является шекспировский герой — олицетворение этого свойства. Так что я не присоединюсь к сонму томных поклонниц, поющих оды гениальной игре. Хиддлстон удивительно хорош в тех сценах, где нужно продемонстрировать человеческие стороны характера персонажа — особенно в последнем разговоре с матерью и женой (на мой взгляд, самый сильный эпизод). Однако там, где его герой — непреклонный солдат, исполнению не достает суровости (возможно, дело тут вовсе не в актерском исполнении, а в режиссерском видении).

«Кориолан», особенно второе действие и концовка, вызывает сильные эмоции благодаря игре основных актеров (исполнителей ролей Кориолана, Менения и народных трибунов Синиция и Брута), качественной постановке поединков и оригинальному в своем минимализме оформлению сцены. Ослабляет этот эффект, как ни странно, текст. У нас и так английский знает далеко не каждый, а шекспировская речь (пусть и адаптированная) вообще доступна только избранным. Приходится два с лишним часа отвлекаться на субтитры, теряя на этом часть впечатлений.

Ну и напоследок мой личный фаворит — «Боевой конь» от святой святых британской драмсцены — Королевского национального театра в Лондоне. Спектакль, который не заманит стоящим в афише именем очередного самого-самого мужчины на планете, но оставляющий после себя наиболее светлые ощущения. «Боевой конь» — это добрая, трогательная история простого деревенского паренька Артура и его любимца — коня Джоуи, которым пришлось пройти через Первую мировую.

Самое удивительное в постановке — это сам Джоуи. Нет, здесь не бегает настоящий конь в белых носочках, как в одноименном фильме Спилберга. Вместо этого создатели спектакля использовали куклу, которой управляют аж три человека (отвечающие за голову, круп и хвост). По жизнеподобию кукольная лошадь (и другие животные в спектакле) не уступит настоящей, так точно кукловоды смогли воспроизвести ее повадки и движения. Ты постоянно забываешь о том, что это не живой Джоуи, и не устаешь изумляться, как же он похож на реального непредсказуемого коня. В итоге, несмотря на отменную, порой пронзительную игру актеров, главные овации срывают кукловоды.

Безусловно, кукольное чудо — это не единственный повод посмотреть «Боевого коня». У постановки множество иных достоинств: великолепное исполнение ролей, эффектные декорации, достаточно простой (особенно после Шекспира) язык, красивый саундтрек, в который вставлены фольклорные песни, исполненные вживую. Поднятые в спектакле темы — надежды, преданности и дружбы между человеком и его питомцем — гораздо ближе и понятней рядовому зрителю, чем тяжелые морально-философские вопросы, затронутые во «Франкенштейне» и «Кориолане». Так что, на мой взгляд, среди спектаклей, впервые показанных в России в этом сезоне, именно «Боевой конь» больше всего заслуживает внимания.

NT Live — это, без сомнения, важное событие. Не только для завзятых театралов, которым не нужны громкие имена, чтобы отправиться на спектакль. Организаторы проекта успешно справляются с задачей нести культуру в массы, приобщая нас к самым сливкам театральной жизни Великобритании через более доступную и легкую форму кино. Ну и как: стали бы вы смотреть Шекспира в оригинале?)

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Автором колонки может стать любой. У вас есть свое мнение и вы готовы им поделиться? Почитайте рекомендации и напишите нам!

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

У нас есть почтовая рассылка для самых важных новостей дня. Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить.

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!