17 января воскресенье
СЕЙЧАС -10°С

Охота пуще неволи, или Автопутешествие в Крым

Поделиться

Алексей Вильцин



Пролог

Цель этих путевых заметок не описание красот Крыма и пересказ местных легенд и баек, а ответы на вопросы, которые возникали перед поездкой и на которые не смог найти (или долго искал ) достоверные ответы в Интернете, а также личные впечатления от поездки. Сайт А. Дыбова полезен, но, на мой взгляд, перегружен лишней информацией; на его основе есть более удобный сайт в Google. Это т. н. «Памятка к поездке в Украину на машине». Наверное, есть ещё и другие полезные сайты.

ВИДЕОРЕКЛАМАРолик просмотрен

Предыстория

Это автопутешествие было задумано еще в 2008 г. после поездки в Абхазию, которая привела нас в полный восторг. Нас – это меня и мою жену Ольгу; она же по совместительству штурман и второй пилот. На меня, кроме капитанских, возложены также обязанности фотографа и летописца.

Постоянный член экипажа, но из-за проблем с документами (лапы есть, но нет хвоста) остался дома.

Была выбрана та же отработанная схема, что и при поездке в Абхазию: пансионат (санаторий) прям на берегу моря (как опорный пункт путешествий по Крыму) с собственным пляжем в шаговой доступности, полный пансион, круглосуточно горячая вода (для нас это было принципиальным моментом), наличие грязелечения (а что – процедура полезная и неутомительная), приемлемые климатические условия в сентябре, наличие местных красот и охраняемой автостоянки. Вариантов оказалось не так много, и, после их сравнения, был выбран ЮБК, район большой Ялты, санаторий Курпаты.

Чтобы застраховаться от всяких неожиданностей (отсутствие нужного номера, подходящего времени заезда и т. д.) путёвки были куплены за полгода по недетской цене в 76 тыс. руб. за стандартный 2-х местный номер, правда, с видом на море.

Справочно: коллега по работе в тот же период примерно за такие же деньги отдохнула в Турции вместе с мужем по системе «всё включено», естественно с дорогой.
Но, как сказано, охота пуще неволи, и, предвкушая восторг от встречи с Крымом, мы стали потихоньку готовиться к автопробегу.

Подготовка

Из 3-х авто нашего автопарка (Мондео-седан, Королла-хетчбек, ВАЗ-универсал) с небольшим отрывом от конкурентов был выбран ВАЗ 21113 2004 г., на одометре 145 500 км (бензин – газ). Муки выбора авто и обоснование своего выбора я подробно описал в отчёте о поездке в Абхазию в 2008 г., так что повторяться не буду: кому интересно – читайте там (с поправкой на прошедшее время).

Серьёзного ремонта «Фрося» не потребовала, практически всё свелось к стандартным процедурам, тем более подошел срок замены масла, фильтров и т. д. и т. п.; в дороге вела себя прилично. Лишь традиционно сгорел второй прикуриватель (как и при поездке в Абхазию), но мы были готовы к этому, и его замена заняла не более получаса.

ВИДЕОРЕКЛАМАРолик просмотрен
Суровую подготовку к поездке на море прошли все члены команды, даже те, кого не взяли.

Из допоборудования был автохолодильник и навигатор, купленный ещё в 2008 г., правда, с обновлёнными картами России. Карты Украины покупать не стали: 3 тыс. руб. – это примерно половина стоимости нового навигатора с картами Содружества. Новый навигатор в планах покупок к этой поездке не значился.

Тем более в картах 2008 г. был «бонус» – примерно 200–300 км карт дальше границ России. С этими картами мы ездили в Абхазию, Белоруссию и вот теперь в Украину. По Украине ок. 250 км проехали по навигатору, а остальное – по бумажной карте. Кстати, имея подробную бумажную карту, да ещё с часто нанесённой координатной сеткой (широтой и долготой), можно достаточно точно определить свое местоположение, даже не имея соответствующей карты в навигаторе, – ведь координаты он всё равно показывает, их нужно только найти на бумажной карте. Таким образом я, например, определил, что Пицунда (Абхазия) находится южнее Ялты.

Оппортунист с документами в подготовке не участвовал попросил политического убежища на кухне.

Перед поездкой была мысль приобрести радиостанцию СВ-диапазона или видеорегистратор. После недолгих размышлений приоритет был отдан регистратору (т. к. радиостанцию тогда надо было регистрировать и это все требовало времени), но купить его не довелось: прочитав нелестные отзывы о качестве выбранной модели (надо заметить недешевой) на форумах Е1, решил от покупки пока воздержаться.

Изучая интернет перед поездкой, набрёл на элегантный и законный способ оградить себя от возможного ДАИшного вымогательства – это международное ВУ. Оно их совершенно не интересует, т. к. вы не боитесь его оставить в Украине (и они это знают) – дивидендов никаких, а неприятности могут быть. Ведь грамотные действия «спонсора» могут повредить карьере (а не вымогай у интуриста!). Единственный минус этого способа – подорванная дружба народов между вами и ДАИ.

Воспользоваться этим способом не удалось: за месяц до поездки в ГИБДД не оказалось этих бланков, они так и не появились до поездки. Сделал для себя два вывода: первый – сопливых вовремя целуют; второй – значит это судьба...

При подготовке к автопробегу были поставлены 2 сверхзадачи: первая – хорошо отдохнуть в Крыму, несмотря на шквал нелестных отзывов в инете; вторая – коррумпировать внутренние органы обеих стран только в случае КРАЙНЕЙ необходимости. Для этого был отфильтрован инет на соответствующие темы: ДАИ, «казачки», погранпереходы, различия в ПДД обеих стран, ну и конечно крымские достопримечательности.

Генеральная репетиция - lо дома 500 км

Забегая вперёд, скажу: сверхзадача №2 была выполнена на 100 %. Единственный контакт с ГИБДД произошел под утро за Воронежем на предмет превышения скорости. Дело было так:
увязавшись за тремя «джипами», потерял бдительность, и примерно через час погони в ночи наша мини-колонна была остановлена на стационарном посту ДПС. Сначала не мог понять, что ищет гаец в темноте возле каждой машины, но когда он подошел к нашей, всё встало на
свои места: он изучал номера машин. Увидев наши, он отпустил моих попутчиков, а меня пригласил на пост, где я на экране увидел мутный снимок заднего номера своего авто, вкупе со скоростью оного. Как говорится, кто последний – тот и папа…

Попытку « развода» на деньги описывать не буду (настолько она была смешная), тем более она закончилась сразу после того, как я начал беседу со вторым гайцем о погодах, о видах на урожай и т. д. и т. п. Погрустневший «разводила» отдал права и посоветовал лучше изучать Административный кодекс (предмет наших разногласий). Теперь ждём-с, может, придёт штраф по почте…

В Украине с дайцами не общался: в одном месте о засаде предупредил абориген (покупали у него арбуз), в другом – способ « развода» подробно описан в инете.

Тот самый счастливый арбуз

Теперь описываю я: за Мелитополем, затонированная иномарка с украинскими номерами, мирно стоявшая на обочине, вдруг начинает движение перед нами, затем снижает скорость до минимальной (30-40 км/ч) и включает «аварийку». Слева сплошная, спереди «разводила» машет рукой, мол обгоняй, сзади 5-6 авто с российскими номерами. Минут через 10 такой езды, собрав за собой приличную колонну, «разводила» всё-таки свалил на обочину, ничего не добившись. А может он заметил «дружеское ржание» в салоне нашего авто: ведь он не знал, что перед этим спектаклем я краем глаза засёк патрульную машину ДАИ, замаскированную в придорожных кустах.

Так ездят украинские хлопцы.

Больше позывов на «развод» замечено не было. «Казачков» и прочих ряженых не встречали; проезжали, правда, мимо их опорного пункта (будка путевого обходчика на ж/д переезде с вывеской типа «Пункт общественного правопорядка»). Но, то ли попали мы в обеденное время, то ли сезон охоты окончился – свидеться не удалось...

Кто был в Ялте – знает: дороги там узкие, кривые; машин много, но ездить можно.
Местные часто гоняют через сплошную, но больше по необходимости, чем от наглости. Я сплошных старался не пересекать, парковался согласно ПДД и этим избежал общения с дайцами.
А вот с выполнением сверхзадачи № 1 были проблемы, но обо всём по порядку…

Эх, дороги … (туда)

Из-за ограниченности по времени выезд был запланирован после работы 2 сент. в 17:00 (здесь и далее время Екб.). Как вы понимаете, пятничные пробки были весьма «кстати», но деваться было некуда, т. к. 5 сент., в понедельник, мы уже должны были (и хотели) купаться в Черном море. Да и запас по времени никогда не помешает.

А что, гламурная подсветка – нам понравилось.

В дорогу взяли домашних пирожков, каких-то копчёностей, овощей, фруктов, соков, минералки,
а также литровый термос с кофе. Термос время от времени пополняли кипятком практически всегда бесплатным. Из продуктов ничего не испортилось (заслуга автохолодильника), кое-что доедали в санатории.

Наш маршрут: Екб.–Н.Серги–Михайловск–Сим–Уфа–Бавлы (ночевка)–Самара–Сызрань–Пенза–Тамбов–Воронеж (ночевка)–Короча–погранпереход Шебекино (2 часа)–Волчанск–Харьков–Днепропетровск–Запорожье–Мелитополь (ночевка)–Джанкой–Симферополь–Ялта.

Протяженность маршрута составила 3020 км, в т. ч. до Шебекино – 2150 км, по Украине – 870 км.
Ночевки традиционно проходили в авто (необходимый элемент романтики), продолжительностью 5-6 часов, укрывались одеялом. На стоянку определялись примерно в час ночи, стартовали примерно в 6 утра. Место стоянки обычно выбирали возле заправки.

В целом качество пройденных российских дорог следует признать почти нормальным; т. е. от удовлетворительного (М-5, Пенза, Тамбов) до очень хорошего (Воронеж, Белгород). Стал появляться нормальный придорожный сервис: так, на полпути от Пензы до Тамбова был замечен и проверен придорожный комплекс «Пит-Стоп»: большая асфальтированная стоянка, неплохая кухня, чистейший бесплатный туалет, возможность в нормальных условиях принять душ за 50 руб., по-моему, есть гостиница.

Сейчас узнаем почём фунт «незалежности»

В Украине придорожным сервисом воспользовались один раз, решив попробовать местную кухню, но то ли недалеко отъехали от границы, то ли ещё что, но разницы от русской мы не почувствовали, да и исполнение, скажем прямо, было так себе. Больше опытов по дороге не устраивали.

На российской таможне было всё пристойно, на украинской в целом тоже: те, у кого были загранпаспорта, спокойно наблюдали за тем, как беспаспортный народ лихорадочно заполнял декларации, впрочем, образцы заполнения на русском языке были на каждом столе. В нашем экипаже ситуация была обратная: капитан, не имевший загранпаспорта, созерцал как штурман, имевший такую ксиву, заполнял никому не нужную бумаженцию. С непристойными предложениями ускорить прохождение таможни к нам не обращались, да и машин было немного. Машину досмотрели поверхностно, правда, все лекарства таможенник изучил досконально. Позже в интернете нашёл объяснение этому факту: оказывается в каких-то лекарствах, разрешенных в РФ, присутствуют вещества, не разрешенные в Украине, типа наркотики со всеми вытекающими… Кто на это попал, откупались за нехилую денежку. Нас бог миловал.

Тут же поменяли немного денег – впоследствии оказалось, что это был самый выгодный курс за всю поездку (кроме безнала по карте Сбербанка) и купили за 100 руб. наклейку (RUS) – погранец достал своим нытьём (видимо в доле).

Наконец-то, оазис

Украинские дороги в целом немного похуже, единственная по-настоящему хорошая дорога, попавшаяся нам, – это т. н. «новая симферопольская».

В этом году не ездили по саратовским дорогам – может, поэтому и кажется качество
остальных дорог неплохим. Города старались объезжать, чем очень расстраивали девушку в навигаторе.
Итог: в 8 утра в понедельник, 5 сент. мы стояли на «ресепшене» санатория Курпаты.

Отдых (или выполнение сверхзадачи №1)

Сам санаторий подробно описывать не буду, скажу лишь, что здание красивое и необычное (несмотря на 25-летний возраст), очень много стекла, но очень давно не видевшее хотя бы косметического ремонта. Номера не ремонтировались лет 10, правда, всё более-менее фунциклировало; перегоревшие лампочки тырили в свободных номерах.

Часа через полтора здесь будет не так просторно

Сразу ждал не очень приятный сюрприз: свободных номеров с видом на море (уплачено!) не было. Пришлось идти в директорат и бороться там за права мужчины и человека. Надо сказать, они не шибко сопротивлялись и через 2 дня дали 4 номера на выбор. В один из них мы и переехали с лампочками в кармане и телевизором под мышкой. Правда при переезде были пойманы горничной и получили выговор за махинации с ТВ, но когда мы ей предложили пригласить мастера и моментально отремонтировать ТВ, жившее в номере, сразу отвяла, попросив на прощание доукомплектовать сломанным аппаратом осиротевший номер.

С грязелечением проблем не было, как и его самого, причём очень давно; замена грязи на теплолечение нас не порадовала.
Что касается питания, скажу так: достаточно, съедобно, но однообразно; овощей – как украли (сразу вспомнился Литфонд в Абхазии со своим «шведским» столом, где только одних салатов было штук 10).

Штурман отдыхает от домашних забот

Чисто украинских блюд нам не предлагали. Но нет худа без добра: нехватку витаминов мы компенсировали овощами и фруктами с ближайшего мини-рынка, запивая очень неплохими местными винами (только я вас умоляю, не покупайте разливное даже в магазине).

Не повторяйте наших ошибок…

Очень пригодился чайник, взятый из дома – чай и кофе пили только в номере из своих запасов...
Охраняемая стоянка санатория оказалась обочиной дороги Ялта–Алупка под присмотром каких-то непонятных мужичков за очень понятные 50 грн (почти 200 руб.) в сутки под их честное
пионерское… Правда, за последние 3 дня мы денег не отдали: во-первых, было некому отдавать в 6 часов утра, когда мы уезжали, а во-вторых, да пошли они...

Та самая обочина-стоянка. Сейчас поедем в Ялту

Пляж, мягко говоря, не поразил своими размерами, хотя он был самым большим среди пляжей окружающих санаториев (опять вспомнилась Абхазия с километровыми полупустыми пляжами и очень тёплой водой).

Температура воды была терпимой – 21-22 градуса, но как-то раз, при полном отсутствии ветра, нагнало холодную воду, да так, что в 5-6 метрах от берега при плавании мерзли конечности и выступающие части тела.

Правда, аборигены называли прошедшее лето самым прохладным за 5 лет, но нас-то никакими погодами не испугаешь, не на тех напали...
Программа отдыха включала в себя обязательное посещение достопримечательностей Крыма. Под номером первым значился Севастополь и его окрестности.

Кафе «Шоколадница» – всё очень вкусно.

Дорога от Ялты до Севастополя неплохая – прокатились с ветерком. При планировании поездки был отдан приоритет Севастополю и Инкерману (винзавод); Балаклава рассматривалась как запасной вариант...

Наши расчёты не оправдались: дня хватило только на поверхностное знакомство с городом, на инкерманский винзавод опоздали буквально на полчаса, а в Балаклаву не поехали уже сами – поздновато было, да и ехать от Инкермана прилично.

Город очень понравился. Интересно было узнать, что между некоторыми районами Севастополя, находящимися на противоположных берегах бухт, существует паромная
переправа не только пассажиров, но и авто – так быстрее и дешевле.

Слушаем пиратские байки

Много ещё чего интересного рассказал наш экскурсовод (пират по совместительству) на морской прогулке по бухтам Севастополя...
Например, что есть на набережной «поцелуев мост»: если влюблённые (он и она) поцелуются на этом мосту, то его загаданное желание сбывается в эту же ночь.

Тот самый поцелуев мост

Российский флот в это время был на учениях, в некоторые бухты гражданских вовсе не пускали, но экскурсия нам понравилась, во многом благодаря пирату. Часть кораблей всё же осталась в Севастополе, некоторые из них – бывшие немецкие (трофейные) – ещё служат, но уже нам.

Оставили на хозяйстве

Увидели мы и гражданский флот, вернее яхты местных и российских олигархов. Самих хозяев не видали – видимо шифруются.

А это флот владельца «Рошен»

По пути из Инкермана в Ялту проезжали мимо стоянок автотуристов, которые, видимо, осматривали пещеры, вырубленные в скалах, но уже начинало садиться солнце, да и нас это особо не интересовало - решили не останавливаться, правда, места там очень красивые (ущелья, поросшие лесом) и напоминали Абхазию.

Не забыли мы и другие крымские достопримечательности.

Воронцовский дворец - что б я так жил

Как строитель, был впечатлён историей строительства Алупкинского дворца: сначала разобрали гору, выровняли площадку, камни обтесали и из них построили дворец, т. е. почти весь стройматериал взяли под ногами. А одну из комнат отделывали почти десять лет...

Массандровский дворец тоже понравился, но не произвёл такого впечатления, как Воронцовский, хотя и был царской резиденцией.

Смотрим на себя сквозь времена венецианского зеркала

Не удержались и мы, поддавшись общему психозу, сделали набег на Ласточкино гнездо, ничего особенного там не увидали (толпы народа не в счёт), только время потеряли. Одно слово – туристы... Единственно запомнившаяся деталь – это многочисленные объявления на столбах, что посещение данной достопримечательности бесплатное. На ум пришёл О. Бендер...

Вот бы отобедать в этом гнезде птичьим молоком

Перед отъездом посетили и Никитский ботанический сад. Присоединившись к какой-то группе, на халяву прослушали курс лекций по ботанике (сколько лет данному «баобабу» и кто кого посадил), но, устав от потока информации, в какой-то момент решили отстать и продолжить прогулку самостоятельно, но т. к. это уже был конец сентября, то всей красоты мы, конечно, не увидели...

Эта птичка-невеличка – вид колибри.

Поделиться

И будешь баобабом тыщу лет, пока помрёшь.

Зато посетив дегустацию в Магараче, узнали многое о крымском виноделии; вино понравилось как и сам дегустатор со своеобразным украинским юмором. Но всё-таки дегустация в Абрау-Дюрсо в далёком 2007 г. поинтересней была, да и крымское виноделие – это, в основном, креплёные вина, а мы предпочитаем сухие...

Ну, какой русский не любит выпить хорошего украинского вина

В Ялту приезжали несколько раз – деньги поменять, в магазин (АТБ) или на рынок зайти, но особо ничем не впечатлились: суета, толкучка – в общем, провинциальный городок с претензией на столичность (в основном по ценам), мало приспособленный к нормальному (с нашей точки зрения) отдыху. Но разве можно в такой толчее наслаждаться морем, небом, природой и, глядя на толпы людей, мечтать вернуться сюда ещё?

Ну и дороги… (оттуда)

Чтобы не вводить в грех коррупционерства таможню обеих стран, было решено ограничиться разрешенными 6 бутылками украинского вина, а остальной боезапас пополнить в Абрау-Дюрсо (опять же традиция). Следовательно, чтобы не колесить по Украине, границу решили пересекать в Керчи, заодно познакомившись с паромной переправой.

Виноградник на АЗС «ЛУКОЙЛ» в Керчи

Стартовали в понедельник,19 сент. в 6 часов утра. Дорогу, как оказалось, выбрали не совсем удачную – вдоль побережья, через Судак, Коктебель. От Алушты дорога резко ухудшилась: постоянные колдобины в темноте вкупе с петлянием дороги стали причиной некоторого ухудшения настроения. Рассвет встретили в районе Судака: стали видны красоты, дорога стала спрямляться и, как следствие, настроение улучшилось. 300 км до Керчи проехали за 5 часов.

Переход границы (суммарно) занял 5 часов. Интервал движения парома – 1,5 часа днём, 2 часа ночью; летом, видимо, чаще. На паром вмещается 22 авто + 2 фуры или 2 автобуса. Цена вопроса зависит от размера авто и количества пассажиров – для нас это около 1800 руб.

Последующая получасовая морская прогулка немного скрасила часы ожидания, но для себя сделал вывод: неэкономично ни по времени, ни по деньгам.

Идёт погрузка на паром

Дальнейший путь: Новороссийск (Абрау-Дюрсо), Крымск, Тимашевск, ст. Кущевская (М-4), Ростов (ночёвка), Бобров, Анна, М-193, Тамбов, А-143, Н. Новгород (стоянка в течение суток), Казань, Ижевск, Чайковский, Чернушка, Екб. Протяженность – 3250 км.

Дорога обратно нам понравилась гораздо меньше, несмотря на хорошие дороги Краснодарского края и отличную М-4, где ремонты почти закончены.

Дружелюбная такса возвращается домой в Белгород

Резко поплохели дороги, когда, объехав Тамбов, мы направились по местным дорогам в направлении Н. Новгорода. Проехав по Тамбовской, Рязанской и Нижегородской областям, я дал себе слово никогда там больше не ездить: плохие дороги перемежались очень плохими. Где-то на стыке Тамбовской и Рязанской областей в течение получаса загнул два диска (это ещё повезло), такого со мной никогда и нигде не было...

С наступлением темноты для разнообразия пошёл мелкий дождь в обрамлении тумана. Но как бы то ни было, в 5 часов утра 21 сент. мы уже спали в Н. Новгороде у родственников.

Недалеко от Анапы, по пути в Абрау-Дюрсо

Днём выяснилось, что одно из погнутых колёс спустило, в оконцовке пришлось ставить камеру.

Из Нижнего, почуяв дом, «Фрося» уже бежала сама, правда, и здесь не обошлось без ложки дёгтя: в районе Чайковского (Пермская обл.) с наступлением темноты (догадались?) пошел дождь, который сопровождал нас почти до Екб (ок. 500 км), и где-то в районе Суксуна временами трансформировался в мокрый снег. Тот, кто ездил ночью в дождь, меня поймёт (да и ремонты дорог никто не отменял); но всё рано или поздно заканчивается – закончилось и наше путешествие 23 сент. в 4:30 утра.

Эпилог



Немного о финансах: стоимость путевок считаем завышенной; цены даже на местные продукты сравнимы с ценами Екб на аналогичные привозные. Бензин стоит почти 40 руб. за литр.
Стоимость 1 км пробега в этот раз точно не подсчитывал, но экстраполируя расчёты предыдущих автопробегов, можно утверждать, что она перевалила за рубль – и бензин и газ серьёзно подорожали...

В нашем случае обменный курс рубля был более выгодный на границе, чем в Ялте и пригородах. Доллары обменивать на гривны выгоднее, чем рубли. Неплохо зарекомендовала себя банковская карта, даже самая простая – Visa Electron. Ее принимали в магазинах, на заправках и это было выгоднее обмена любой налички, в т. ч. и долларов...

Что касается отдыха в целом, всё же по совокупности нам больше понравилась Абхазия. Чтобы быть фанатом Крыма, видимо, необходим элемент ностальгии с тех далёких советских времён, когда отдых в Ялте был голубой мечтой простого советского человека. Лично у меня такой ностальгии нет, а у жены (была в Крыму в 1991 г.) она пропала. Конечно ей, побывавшей в Европах неоднократно, есть с чем сравнить.

Прощальный крымский закат

А для нас, слаще репы ничего не евших, воистину, хоть опять воздвигай « железный занавес»...

И всё же, правда, с небольшим усилием воли, отдых был признан нормальным, т. е. сверхзадача № 1, в общем и целом, выполнена. А к неизбежным небольшим бытовым проблемам мы, как люди позитивные, старались относиться с юмором, не зацикливаться на этом и не портить себе отдых...

Ну что же, прощай, Крым, и здравствуй, Западная Европа? Смотрю на своего штурмана.
Жена скептически качает головой, но, видимо, догадывается о своей нелёгкой штурманской доле.

P. S. Удачи на дорогах и хорошего настроения после отдыха!

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

У нас есть почтовая рассылка для самых важных новостей дня. Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить.

Подписаться

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!

Loading...
Loading...