5 августа среда
СЕЙЧАС +18°С
Фото пользователя

Анастасия Ровнушкина

Корреспондент E1.RU
Фото пользователя

Анастасия Ровнушкина

Корреспондент E1.RU

Другие статьи автора

В этом городе — только пешком: журналист E1.RU — об избавлении от трамвайной зависимости

Для дальних поездок есть такси, для всего остального — ноги

Поделиться

Два года  без трамваев - весьма любопытный опыт

Два года  без трамваев - весьма любопытный опыт

Два года назад моя семья переехала в дом не очень далеко от центра. Дойти до офиса можно за полчаса интенсивным шагом или за сорок минут средним. Это позволило мне отказаться от общественного транспорта. И теперь я думаю так: это, в сущности, единственный нормальный способ жить в этом городе.

Представляла ли я себе раньше жизнь без трамваев? Нет. Они въелись в мой генетический код с момента, когда в мои пять лет мы переехали из Втузгородка на ЖБИ — жилье там построили немного раньше, чем школы и садики, так что в школу приходилось ездить. У нас таких, с ЖБИ, было примерно треть класса — атакующих каждое утро переполненный трамвай, висящих на подножках и еле втискивающих в вагон себя и свои портфели.

В девяностые трамваи были жутко холодными зимой, свистели фанерными окнами, но ходили до одиннадцати вечера. Это было счастье — успеть в свой последний трамвай с ночной сдачи номера на работе, главное сесть в него — и ты считай что дома. Однажды, помню, видела в вагоне мужика, спавшего стоя, повисшего на поручне, с него норовила свалиться кроличья шапка. Вздохнув во сне, он внезапно сказал: «Эх, вот бы мне еще недельку-другую…»

Несколько лет я прожила в Березовском. Там маршрутка № 0150 — кто знает, тот поймет. Никогда не забуду этот квест: вглядываться в дымку проспекта Ленина, чтобы не пропустить, ведь нужно вовремя перегруппироваться и занять стратегически верную позицию. Толпа атаковала маршрутку еще на ходу, пассажиры едва могли выйти из-за встречного потока. Нужно было быть в числе первых, чтобы сесть. Иначе — пиши пропало, придется весь этот час пути стоять скрючившись, потому что разогнуться в полный рост там было нельзя, и еще, чего доброго, передавать на билеты.

Это было сносно, если занять нормальное место, если соседи справа и слева были тихи и не пахли перегаром или не пользовались слишком активно парфюмом, да не мне вам рассказывать. Можно было слушать музыку в плеере или лекцию по литературе. Главное — не застрять в пробке дольше обычного. Потому что на подъезде к Блюхера пассажиры начинали нервничать: здесь можно было промариноваться сельдями в бочке битый час. Стоит Блюхера, стоит мост и половина Проезжей — обычная пятничная история.

Мы переехали на Вторчик — край непуганых трамваев. Этот район не выжил бы без трамвая, точно вам говорю, трамвай — его единственная жизнеспособная артерия. Остальное мрак и боль. Но пятнадцать минут от кольца — и ты на «Южной», можно сказать, почти что центр. Именно так я думала, когда мы покупали там квартиру.

Утром, отведя сына в садик, можно было сесть на конечной в пустой трамвай, заняв выигрышное место, с плеером, с термосом кофе, тащиться в центр, будто Ломоносов из села Холмогоры. Но вот обратно ради сокращения времени приходилось пользоваться пересадкой на метро. И вот что: кто так придумал, что от станции метро «Чкаловская» до трамвайной остановки надо бежать квартал, наблюдая, как медленно уезжает твой трамвай?

Это сущая мука: стоять, медитируя над «Яндекс.Транспортом», матерясь и одновременно уговаривая нарисованный трамвайчик, бездвижно застрявший где-то на Куйбышева: ну, миленький, ну пожалуйста, ты можешь, сделай это, я опаздываю, опаздываю. И стремительно уносятся минутка за минуткой, оставшиеся до закрытия садика.

При этом альтернатива в виде такси очень сомнительная — трамвай хотя бы едет, остальные стоят, стоят на 8 Марта, стоят на Титова, стоят, стоят...

Словом, однажды я сломалась. Что это такое — проводить чуть ли не три часа своей молодой и красивой жизни в дороге каждый чертов будний день?

Перекрестив на прощание благословенный Вторчик, в котором сначала открывают алкомаркеты, а потом вокруг них вырастают районы, кварталы, жилые массивы, мы переехали.

И через какое-то время я поняла, что вообще не пользуюсь транспортом. Ни за что бы не подумала, что это возможно — жить в этом городе и обходиться без него, если ты без руля. Но если надо ехать дальше центра, то существует такси. А для всего остального — ноги.

Получилось организовать жизнь так, чтобы все было в пешей доступности — не обязательно в пяти минутах, но в пределах минут сорока дойти можно практически до всего. Это бесценно, потому что на время, нужное, чтобы добраться от работы до школы, садика, тренировки или дома, не влияет примерно ничего. Встаешь и идешь — волшебство, магия.

И я думаю: жить в этом городе — нормально, комфортно и без этих вот нервяков — можно только так. Но в трамвай или метро иногда захожу с детьми как на экскурсию, им нравится.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

оцените материал

  • ЛАЙК65
  • СМЕХ14
  • УДИВЛЕНИЕ3
  • ГНЕВ14
  • ПЕЧАЛЬ3

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

У нас есть почтовая рассылка для самых важных новостей дня. Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить.

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!